Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия <Динамика штатной численности Администрации города, её структурных подразделений и муниципальных учреждений, в том числе наличия вакантных должностей и должностей, совмещаемых работниками по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2015, 01.01.2016>

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Динамика штатной численности Администрации города, её структурных подразделений и муниципальных учреждений, в том числе наличия вакантных должностей и должностей, совмещаемых работниками

по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2015, 01.01.2016»

 

Экспертно-аналитическое мероприятие «Динамика штатной численности Администрации города, её структурных подразделений и муниципальных учреждений, в том числе наличия вакантных должностей и должностей, совмещаемых работниками по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2015, 01.01.2016» проведено в соответствии с п. 1.7 плана работы Контрольно-счетной палаты города (далее – КСП города) на 2016 год, постановлением Председателя Думы города от 21.12.2015 № 51 «О протокольном поручении Думы города».

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:

1) На 01.01.2016 штатная численность Администрации города и муниципальных учреждений составляла 18 593 шт. ед., из них:

— наибольшую долю в размере 71% (или 13 217 шт. ед.) занимала численность работников учреждений, подведомственных департаменту образования;

— 17% или 3 тыс. 182 шт. ед. — доля работников учреждений департамента культуры, молодежной политики и спорта (далее – ДКМПиС);

— 8 % или 1 тыс. 390 шт. ед. — доля работников учреждений подведомственных главным распорядителям бюджетных средств — Администрации города и департамента архитектуры и градостроительства;

— 4 % или 804 шт. ед. — доля работников Администрации города.

2) Расходы на оплату труда работников Администрации города и муниципальных учреждений финансировались за счет средств местного, федерального, окружного бюджетов и доходов от оказания платных услуг. На 01.01.2016 плановый ФОТ со страховыми взносами составил 11,39 млрд. рублей, из них, доля местного бюджета — 36% или 4,16 млрд. рублей, федерального и окружного бюджетов — 62 % или 7,33 млрд. рублей, доля средств от оказания платных услуг — 2% или 199,0 млн. рублей.

3) В целом штатная численность возросла на начало 2016 года по сравнению с 2014 годом на 1 449 шт. ед. или на 9%. Увеличение численности произошло в основном по следующим муниципальным учреждениям:

— на 1 317 шт. ед. по учреждениям департамента образования, в связи с вводом в эксплуатацию новых школ и детских садов;

— на 154 шт. ед. по МКУ «МФЦ», в результате его наделения дополнительной функцией по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

— на 53 шт. ед. по МБУ «УЛПХиЭБ», в связи с принятием на санитарное содержание 152 га дополнительной площади.

4) Плановый ФОТ со страховыми взносами на начало 2016 года по сравнению с 2014 увеличился на 566 млн. рублей. При этом, за счет средств местного бюджета произошло уменьшение на 693 млн. рублей или на 14% в связи с изменением источника финансирования оплаты труда работников учреждений дошкольного образования, а за счет окружного бюджета и доходов от платной деятельности рост составил на                              1,26 млрд. рублей, из них от оказания платных услуг на 57 млн. рублей.

5) При формировании на 2016 год структуры и штатной численности Администрации города нормы управляемости, утвержденные Решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 № 481-III ГД «Об утверждении Положения о порядке разработки структуры Администрации города» в основном соблюдены, за исключением комитета молодежной политики и комитета по физической культуре и спорту ДКМПиС, в части несоблюдения минимального количества отделов и сотрудников.

6) Заработная плата муниципальных служащих Администрации города рассчитывается в пределах нормативов, установленных Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 24.12.2007 № 333-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», то есть применяется установленный единый подход к планированию фонда оплаты труда.

При этом муниципальными учреждениями применяются разные способы планирования фонда оплаты труда, которые не всегда имеют нормативные основания либо методы расчета. В учреждениях отсутствуют единые подходы при планировании различных премий и выплат, также, при формировании должностных окладов работников отдельных учреждений к минимальным окладам применялся коэффициент за работу с вредными и опасными условиями труда, который не должен включатся в должностной оклад, так как эти выплаты являются компенсационными, а согласно статье 129 Трудового кодекса РФ должностной оклад формируется без учета компенсационных выплат.

Кроме того, из 144 муниципальных учреждений у 15 отсутствуют нормы труда, а в остальных 129 нормы труда не закреплены ни в локальных актах учреждений, ни в коллективных договорах (за исключением режима рабочего времени в правилах внутреннего распорядка).

7) Также на муниципальном уровне отсутствует нормативный акт, в котором утвержден порядок разработки организационных структур, штатных расписаний и единых нормативов управляемости в муниципальных учреждениях. К примеру, коэффициент управляемости в муниципальных учреждениях, отражающий среднее количество штатных единиц работников, приходящихся на 1 шт. ед. должности руководителя (за исключением директора, а это заместители директора, главные бухгалтеры, главные инженеры, главные энергетики) варьирует от 12 шт. ед. у                           МКУ «ДЭАЗиИС» до 105,2 шт. ед. у МКУ «ХЭУ».

8) По состоянию на 01.01.2016 уровень замещения по Администрации города и муниципальным учреждениям составлял 95% или 17 639 шт. ед. из 18 593 шт. ед. Количество вакансий – 953 шт. ед., из них не замещены более 1 года – 120 шт. ед., в том числе, более 2 лет – 57 шт. ед., в том числе, более 3 лет – 29 шт. ед. Количество вакантных должностей, незамещённых и не совмещаемых более 2 лет составило 32 шт. ед. с плановым годовым ФОТ со страховыми взносами – 13,67 млн. рублей, из них количество незамещенных и фактически не совмещаемых более 3 лет вакансий составило 6 шт. ед.

9) В муниципальных учреждениях, подведомственных ДКМПиС, количество вакансий на 01.01.2016 составило 322 шт. ед., из них 26 шт. ед. (например, методист, администратор, машинист, уборщик служебных помещений, культорганизатор, гардеробщик) не замещены и не совмещены длительное время — от 2 до 6 лет, а отдельные должности, например, в МАУ «Городской культурный центр» — «специалист по охране труда» и «архивариус» не замещены, но совмещаются с 2002 и 2003 годов соответственно.

10) Также, в муниципальных учреждениях, подведомственных ДКМПиС установлены случаи дублирования трудовых функций, предусмотренных в должностных инструкциях работников. Устранение дублирования функций позволит исключить избыточные должности и в результате сократить расходы бюджета.

Обращаем внимание, что согласно основным направлениям бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов к 2017 году планируется завершить переход к полномасштабному применению в муниципальных учреждениях, эффективного контракта. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте (в трудовом договоре) должны быть прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда, главным компонентом которой будут являться нормы труда.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Администрации города и муниципальным учреждениям предложено следующее:

— провести анализ организационных структур и штатных расписаний, по результатам которого рассмотреть возможность оптимизации штатной численности работников муниципальных учреждений;

— Постановление Администрации города Сургута от 22.11.2010 № 6213 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных учреждений города Сургута» привести в соответствие с нормами Трудового кодекса;

— разработать информационные сервисы либо нормативные акты, по порядку разработки, согласования и утверждения организационных структур, штатных расписаний и предельной штатной численности муниципальных учреждений города;

— установить нормативный порядок формирования бюджетных ассигнований на оплату труда работников муниципальных учреждений;

— муниципальным учреждениям разработать и утвердить локальным актом нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности и другие);

— муниципальным учреждениям привести должностные инструкции и положения об отделах в соответствии с квалификационными требованиями и фактически выполняемыми работами.

О результатах экспертно-аналитического мероприятия подготовлен Отчет от 01.04.2016 № 01-18-15/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и копия — в Прокуратуру города Сургута.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                  И.И. Володина