МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О реализации отдельных прав органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут в области физической культуры и спорта»
« 21 » февраля 2018 г. № 01-17-12/КСП
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О реализации отдельных прав органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут в области физической культуры и спорта» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается закрепить возможность реализации прав органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта на:
— участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд ХМАО-Югры, проводимых на территории муниципального образования городской округ город Сургут;
— оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования городской округ город Сургут;
— оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
- Пунктами 2, 3, 4 статьи 6 Закона № 329-ФЗ[1] определено, что к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся, в частности, участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях; организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий; организация и проведение международных, всероссийских и межрегиональных официальных спортивных мероприятий, не связанных с подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона № 329-ФЗ, подпунктом 30 части 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ[2] к полномочиям субъектов РФ в области физической культуры и спорта отнесены организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
В соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, статьей 38 Закона № 329-ФЗ указанные полномочия являются основаниями возникновения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта РФ (в частности, ХМАО-Югры) и должны финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ[3] полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ). В настоящее время вышеуказанные государственные полномочия с соответствующим финансовым обеспечением в установленном порядке городу Сургуту не переданы.
На основании статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, реализация которых предполагается проектом решения, предусмотрены пунктом 17 части 1 статьи 16.1 Закона № 131-ФЗ, пунктами 2, 3, 5 статьи 9.1 Закона № 329-ФЗ. При этом финансирование государственных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 4.1 статьи 20 Закона № 131-ФЗ, статье 7.1 Устава города[4] органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ, в случае принятия Думой города решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ принятие рассматриваемого проекта решения повлечет возникновение расходных обязательств муниципального образования город Сургут. Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, в случае принятия решения возникает обязанность муниципального образования город Сургут предоставлять средства местного бюджета на данные цели.
Проектом решения закреплены права органов местного самоуправления, при этом иные вопросы, включая способы их реализации, какие-либо нормативы и определение ключевых понятий не урегулированы, а также направления расходов бюджета при реализации данных прав не конкретизированы. Полагаем, что под понятия «участие» и «оказание содействия» могут быть включены любые виды расходов в области физической культуры и спорта.
- Согласно части 10 статьи 39 Регламента Думы города Сургута[5] к проекту решения Думы «в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, дает характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия».
Из пояснительной записки к проекту решения следует, что «введение права не влечет за собой введения новых расходных обязательств, финансирование предусмотрено в рамках субсидий на выполнение муниципального задания муниципальных учреждений, является обоснованием для косвенных расходов» учреждений (безвозмездное проживание спортивных сборных команд на объектах, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, коммунальные расходы, заработная плата административного и обслуживающего персонала). Однако, при оказании содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов предполагается в том числе обеспечение материально-технической базы для развития адаптивного спорта и другие мероприятия, что повлечет дополнительные расходы за счет средств местного бюджета. При этом расчеты или иная информация об объёмах и источниках финансирования предполагаемых затрат в материалах к проекту решения отсутствуют. Таким образом, в нарушение части 10 статьи 39 Регламента Думы города Сургута финансово-экономическое обоснование не представлено.
В связи с вышеизложенным, не представляется возможным оценить объем принимаемого расходного обязательства на 2018 и последующие годы, с учётом неограниченного срока его действия. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса РФ решение будет являться основанием для формирования расходов бюджета города на последующие периоды (соответствующие финансовые годы).
Согласно статье 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Проектом решения источник финансирования не определён (например, средства бюджета города).
Кроме того, в пояснительной записке к проекту решения указано, что «часть мероприятий осуществляется в рамках услуг по спортивной подготовке, часть мероприятий в рамках выполнения муниципальных работ, не связанных со спортивной подготовкой», в том числе адаптивная физическая культура. Следовательно, если данные мероприятия реализуются в рамках оказания муниципальных услуг и выполнения муниципальных работ, то есть в пределах полномочий органов местного самоуправления, определенных статьей 16 Закона № 131-ФЗ, то принятие данного решения не требуется.
- Проектом решения не определен порядок (механизм) реализации данных прав либо орган местного самоуправления, ответственный за его составление. Отсутствие порядка реализации решения представительного органа содержит риск коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города считает рассмотрение проекта решения «О реализации отдельных прав органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут в области физической культуры и спорта» преждевременным до устранения замечаний, отраженных в пунктах 1-3 настоящего заключения.
И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Лариса Александровна
52-83-63
Дубровина Ирина Александровна
52-81-71
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76
[1] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 329-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ).
[3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
[4] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (в редакции от 30.11.2017).
[5] Решение Думы города Сургута от 27.04.2006 №10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута».