Годовой отчёт Контрольно-счетной палаты города за 2017 год

Отчёт о деятельности Контрольно-счетной палаты города Сургута за 2017 год

рассмотрен на депутатских слушаниях и принят к сведению

(решение Думы города от 20.03.2018 № 243 — VI ДГ)

 

Информация об отчёте

Контрольно-счетной палаты города Сургута за 2017 год

Отчёт о деятельности Контрольно-счетной палаты города Сургута (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) за 2017 год подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон № 6-ФЗ), Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (далее – Положение № 170-IV ДГ).

 

1. Основные положения.

 

1.1. Задачи и функции.

Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Основные задачи в отчётном периоде заключались в контроле за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, а также в проверке законности и результативности использования средств местного бюджета и муниципальной собственности.

1.2. Основные направления деятельности.

В соответствии со статьёй 10 Закона № 6-ФЗ, статьёй 10 Положения № 170-IV ДГ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В числе основных задач, на решение которых были направлены внимание и усилия Контрольно-счетной палаты в 2017 году, – обеспечение предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города в соответствии со статьёй 265 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), контроль в сферах муниципального управления, городского хозяйства, строительства, социальной сфере, аудит в сфере закупок.

В отчётном периоде контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились в Администрации города и её структурных подразделениях, в учреждениях и организациях, получивших средства из городского бюджета, а также использующих муниципальное имущество или земельные участки, расположенные на территории города, в том числе государственная собственность на которые не разграничена.

1.3. Основные итоги работы в 2017 году.

Контрольно-счетной палатой проведено:

1) 28 контрольных мероприятий, в том числе 2 — совместно с Прокуратурой города Сургута;

2) 123 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе подготовлено 80 заключений на проекты муниципальных правовых актов, проведено 32 экспертизы муниципальных программ и 11 тематических мероприятий.

Основные показатели, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты за 2015 – 2017 годы, приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Показатели

2017 год

1

Штатная численность, человек

29

2

Кол-во структурных подразделений, ед.

6

3.1

Внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета, ед.

1 (за 2016 год)

3.2

Объём средств, охваченных внешней проверкой годового отчёта об исполнении бюджета, тыс. рублей

22 767 760,5

3.3

Экспертиза изменений и дополнений в бюджет города на текущий (отчётный) год, ед.

7 (за 2017 год)

3.4

Объём средств, охваченных в рамках экспертизы изменений и дополнений в бюджет города на текущий (отчётный) год, тыс. рублей

963 184,6

3.5

Экспертиза проекта бюджета города на очередной год, ед.

1 (на 2018 год)[1]

3.6

Объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета города на очередной год, тыс. рублей

22 773 248,81

3.7

Экспертиза квартальных отчётов об исполнении бюджета города за текущий (отчётный) год, ед.

1 (за 1 полугодие 2017 года)

3.8

Объём средств, охваченных в рамках экспертизы квартальных отчётов об исполнении бюджета города за текущий (отчётный) год, тыс. рублей

9 416 026,5

4.1

Проведено экспертно-аналитических мероприятий (ед.), в том числе:

123

4.1.1

проведено экспертно-аналитических мероприятий, за исключением мероприятий в рамках контроля формирования и исполнения бюджета города, которые отражены в разделе 3 настоящей таблицы, ед.

113

4.2

Проведено контрольных мероприятий без учёта проверок, проведённых по заданию правоохранительных и надзорных органов, ед.

28

4.3

Составлено актов по контрольным мероприятиям, ед.

30

4.4

Объём средств, проверенных в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий без учёта средств, охваченных в рамках контроля формирования и исполнения бюджета города (тыс. рублей), в том числе:

1 335 308,4[2]

4.4.1

объём проверенных бюджетных средств и средств, полученных из бюджета в виде субсидий (без учёта доходов от приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений, собственных средств МУП), тыс. рублей

1 270 423,02

4.5

Выявлено финансовых недостатков и нарушений (тыс. рублей), в том числе:

798 307,3

4.5.1

по результатам контрольных мероприятий, тыс. рублей

362 974,8

4.5.2

по результатам экспертно-аналитических мероприятий, тыс. рублей

435 332,6

4.6

Из финансовых недостатков и нарушений по стр.4.5. — не могут быть устранены (тыс. рублей)

374 495,5

4.7*

Из финансовых недостатков и нарушений по стр.4.5. — подлежащие устранению (тыс. рублей)

423 811,9

4.8

Устранено финансовых недостатков и нарушений по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям (тыс. рублей), в том числе:

332 666,7[3]

4.8.1

возмещено средств в бюджет (тыс. рублей)

867,6[4]

4.8.2

выполнено работ (тыс. рублей)

30 887,7

4.8.3

уменьшены бюджетные ассигнования с последующим перенаправлением[5] на другие статьи бюджета (тыс. рублей)

146 155,7

4.9

Балансовая (кадастровая) стоимость имущества, охваченного контрольными мероприятиями, тыс. рублей, в том числе:

3 428 979,2

4.9.1

стоимость имущества, в отношении которого выявлены недостатки и нарушения порядка учёта, управления и распоряжения имуществом, тыс. рублей

118 947,0

4.10

Направлено всего представлений/предписаний, ед.

8/7

4.11*

Подготовлено предложений по результатам контрольных мероприятий по устранению недостатков и нарушений, не имеющих суммового выражения (ед.), из них:

215

4.12

принято предложений по устранению недостатков и нарушений, не имеющих суммового выражения, ед.

191

4.13

% принятых предложений от общего количества подготовленных (стр.4.12/стр.4.11)*100%

89%

4.14

Подготовлено предложений по результатам экспертно-аналитических мероприятий, из них:

352

4.15

принято предложений

285

4.16

% принятых предложений от общего количества подготовленных (стр.4.15/стр.4.14)*100%

81%

5

Направлено итоговых документов (с приложениями) Главе города, в Думу города и в Прокуратуру города, ед. в каждый адрес

151

6

Привлечено к дисциплинарной ответственности, чел.

1

7

Привлечено к материальной ответственности, чел.

4

8

Привлечено к административной ответственности:- должностных лиц- юридических лиц

3

1

9

Общая сумма штрафов, предъявленных по проверкам КСП, тыс. рублей

154,38



[1] Проведена экспертиза проекта бюджета города на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета на трёхлетний период, составил 67 863 991,7 тыс. рублей. В целях сопоставимости показателей в стр. 3.6, отражён объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета на 2018 год.

[2] В целях более корректного отражения объёма проверенных средств (исключения дублирования) объём определён без учёта бюджетных ассигнований 2016 года, охваченных в рамках контроля исполнения бюджета города. Например, не учтён (исключён) объём средств, проверенных в рамках контрольного мероприятия «Проверка соблюдения условий и порядка предоставления, получения и расходования субвенций на финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.12.2013 № 123-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере образования и о субвенциях местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» — 7 719 604,2 тыс. рублей (средства 2016 года); в рамках контрольного мероприятия «Проведение аудита в сфере закупок 2016 года и текущего периода 2017 года в МКУ «ДЭАЗиИС» — 1 265 730,3 тыс. рублей (средства 2016 года из общего объёма проверенных средств – 1 273 309,1 тыс. рублей) и т.д.

[3] В том числе по мероприятиям 2017 года – 294 150,2 тыс. рублей, по мероприятиям предшествующих периодов – 38 516,5 тыс. рублей.

[4] В том числе по мероприятиям 2017 года – 773,0 тыс. рублей, по мероприятиям предшествующих периодов – 94,6 тыс. рублей.

[5] Уменьшены бюджетные ассигнования с последующим перенаправлением депутатами Думы города по предложениям КСП в рамках предварительного контроля формирования бюджета города.

Примечание: * Предложения по устранению финансовых недостатков и нарушений учтены в тыс. рублей (строка 4.7). Предложения по несуммовым недостаткам и нарушениям учтены в количестве (ед.) предложений (строка 4.11).

Объём средств, проверенных в 2017 году в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий без учёта бюджетных ассигнований, охваченных в рамках контроля формирования и исполнения бюджета города, за различные проверяемые периоды составил 1 335 308,4 тыс. рублей, из них 1 270 423,0 тыс. рублей — бюджетные средства и средства, полученные из бюджета в виде субсидий, и 64 885,4 тыс. рублей — средства от приносящей доход деятельности бюджетных, автономных учреждений и собственные средства муниципальных предприятий.

Объём средств, охваченных мероприятиями КСП, не включает балансовую стоимость объектов основных средств и кадастровую стоимость земельных участков в размере 3 428 979,2 тыс. рублей, в отношении которых проверено соблюдение требований законодательства в сфере управления и распоряжения имуществом.

Структура недостатков и нарушений по результатам мероприятий, проведённых в 2017 году, представлена в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Виды недостатков и нарушений

Сумма

(тыс. рублей)

%

I

Финансовые, в том числе:

798 307,32

100,00%

1

по видам:

1.1

Неэффективное использование бюджетных средств и средств, полученных из бюджета города в виде субсидий

971,42

0,12%

1.2

Неправомерное (нормативно необоснованное) использование бюджетных средств и средств, полученных из бюджета города в виде субсидий, а также планирование использования бюджетных средств в отсутствие обоснованной потребности

145 100,29

18,18%

1.3

Нецелевое использование средств, полученных из бюджета города в виде субсидий

585,71

0,07%

1.4

Недостатки и нарушения учёта и отчётности (бюджетный и бухгалтерский учёт, бюджетная классификация)

512 824,72

64,24%

1.5

Упущенная возможность пополнения бюджета

4 026,63

0,50%

1.6

Прочие недостатки и нарушения

134 798,55

16,89%

2

по возможности устранения:

2.1

Недостатки и нарушения, которые не могут быть устранены

374 495,45

46,91%

2.2

Недостатки и нарушения, подлежащие устранению, в том числе

423 811,87

53,09%

2.2.1

по которым предложено возместить средства в бюджет города (а иные)

2 677,20

0,63%*

2.3

Устранено финансовых недостатков и нарушений, в том числе

294 150,20

69,41%**

2.3.1

возмещено в бюджет города

773,01

28,87%***

II

Имущественные (балансовая (кадастровая) стоимость имущества, в отношении которого выявлены недостатки и нарушения порядка управления и распоряжения имуществом), в том числе:

118 947,03

100,00%

3.1

Недостатки и нарушения, которые не могут быть устранены

118 112,07

99,30%

3.2

Недостатки и нарушения, подлежащие устранению

834,96

0,70%

3.3

Устранено недостатков и нарушений в сфере управления и распоряжения имуществом

483,91

57,96%****

 

Пояснения: * доля нарушений, по которым возможно возмещение средств в бюджет города, в общей сумме нарушений, подлежащих устранению (стр.2.2.1/стр.2.2)*100%.

** процент устранённых нарушений от суммы нарушений, подлежащих устранению (стр.2.3/стр.2.2)*100%.

*** процент возмещённых в отчётном году в бюджет города средств от суммы нарушений, по которым возможно возмещение (стр.2.3.1/стр.2.2.1)*100%.

**** процент устранённых нарушений от суммы нарушений, подлежащих устранению (стр.3.3/стр.3.2)*100%.

Из общей суммы 798 307,32 тыс. рублей финансовые недостатки и нарушения, которые не могут быть устранены (носят неустранимый характер) составили 374 495,45 тыс. рублей или 46,91%, подлежащие устранению — 423 811,87 тыс. рублей или 53,09%, в том числе по которым предложено возместить в бюджет города денежные средства –2 677,20 тыс. рублей.

Устранено финансовых недостатков и нарушений по результатам мероприятий, проведённых в 2017 году, на сумму 294 150,20 тыс. рублей, из них:

— 291 851,02 тыс. рублей — в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе возмещено в бюджет города – 401,43 тыс. рублей;

— 2 299,18 тыс. рублей — по результатам реализации предложений, отражённых в итоговых документах (заключениях, отчётах, представлениях, предписаниях) по проведённым мероприятиям, в том числе возмещено в бюджет – 371,58 тыс. рублей.

В 2017 году в рамках предварительного контроля по предложениям Контрольно-счетной палаты депутатами Думы города уменьшены с последующим перенаправлением на другие статьи бюджетные ассигнования в общей сумме 146 155,66 тыс. рублей.

По результатам проверок отчётного 2017 года выполнено работ на сумму 20,70 тыс. рублей.

А также возмещено в бюджет города – 773,01 тыс. рублей.

По результатам мероприятий предшествующих периодов возмещено в бюджет города 94,54 тыс. рублей.

По результатам мероприятий предшествующих периодов устранено финансовых недостатков и нарушений на сумму 38 516,47 тыс. рублей, в том числе выполнено работ на общую сумму 30 866,96 тыс. рублей.

На основании предложений, отраженных в 19 отчетах по контрольным мероприятиям «Проверка использования муниципального имущества и субсидий, полученных некоммерческими организациями территориальные общественные самоуправления», между МКУ и территориальными общественными самоуправлениями (далее – ТОС) заключены договоры о безвозмездном использовании муниципального имущества балансовой стоимостью 3 405,76 тыс. рублей  в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и решения Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ (из них 914,45 тыс. рублей – устранённые нарушения по результатам контрольных мероприятий, 2 491,31 тыс. рублей – предотвращенные нарушения по результатам контрольных мероприятий).

По результатам рассмотрения предложения КСП в рамках контрольного мероприятия Администрацией города были уточнены бюджетные ассигнования 2017 года, отраженные в бюджете по разделу 11 00 «Физическая культура и спорт», в размере 35 527,39 тыс. рублей (средства субсидий на финансовое обеспечение спортивных школ города за декабрь 2017 года), благодаря чему предотвращено неправомерное использование бюджетных средств на указанную сумму.

Анализ объектов основных средств, принятых к учету после 01.01.2013 на предмет принадлежности к движимому или недвижимому имуществу, проведенный МКУ на основании предложений Контрольно-счетной палаты города, изложенных в заключении на внесение изменений в бюджет города в 2016 году, позволил сэкономить бюджетные средства при уплате налога на имущество организаций в сумме 325,08 тыс. рублей, в том числе в 2016 году – 30,99 тыс. рублей, на 2017-2019 годы – 294,09 тыс. рублей.

В рамках контрольного мероприятия в департаменте образования Администрации города, проводимого в 2017 году параллельно со Счетной палатой ХМАО-Югры и контрольно-счетными органами автономного округа, установлено, что за счет средств местного бюджета осуществлялись, в том числе расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, которые согласно законодательству в сфере образования могли быть отнесены к расходам бюджета автономного округа. В соответствии с решением Департамента образования и молодежной политики ХМАО — Югры эти виды расходов с 01.01.2018 будут осуществляться за счет средств окружных субвенций. Исходя из информации департамента образования Администрации города от 12.01.2018 № 01-11-230/18-0 о принятых мерах по результатам рассмотрения выводов и предложений КСП по данному контрольному мероприятию в 2018 году из окружного бюджета в бюджет города на осуществление расходов по указанным целям направлены средства в размере 4 788,28 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий подготовлены 215 предложений по устранению недостатков и нарушений, не имеющих суммового выражения, из которых исполнено – 191 или 89%.

По результатам проведённых экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 352 предложения по устранению недостатков и нарушений (в основном по проектам муниципальных правовых актов, а также по муниципальным программам), из которых учтено объектами контроля — 285 или 81%. Процентное соотношение количества принятых предложений от общего количества подготовленных по результатам экспертно-аналитических мероприятий имеет тенденцию к ежегодному увеличению. Так, в 2012 году – это 46%, в 2013 году – 51%, в 2014 году – 45%, в 2015 году – 64%, в 2016 году – 66%, в 2017 году – 81%.

Подобная положительная динамика учтенных предложений свидетельствует об организации конструктивного взаимодействия с исполнительной и представительной властью, в ходе которого достигается понимание необходимости детальной проработки вопросов, обозначенных Контрольно-счетной палатой.

По результатам проведенных в 2017 году мероприятий направлено 8 представлений и 7 предписаний, из которых по состоянию на 31.12.2017 исполнены 5 представлений и 5 предписаний. Исполнение трёх представлений и двух предписаний остаётся на контроле.

На основании заключенного соглашения в Прокуратуру города Сургута направлен 151 итоговый документ (с приложениями) о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Согласно поступившей информации[6] по итогам рассмотрения направленных материалов вынесено 2 представления по 5 случаям об устранении нарушений законодательства.

По итогам проверок к дисциплинарной ответственности привлечён 1 человек, к материальной ответственности — 4 человека.

К административной ответственности привлечены:

— 1 юридическое лицо на основании трёх протоколов КСП (по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «Нецелевое использование бюджетных средств», сумма штрафов составила 29 375,20 рублей);

— 3 человека по 4-м случаям — Службой контроля ХМАО-Югры (сумма штрафов составила 125 000,00 рублей).

Общая сумма штрафов, подлежащих в соответствии со статьёй 46 БК РФ зачислению в местный бюджет, составила 154 375,20 рублей.

Кроме того, Службой контроля ХМАО-Югры представлена дополнительная информация[7], что по результатам рассмотрения направленных Контрольно-счетной палатой города материалов о нарушениях в сфере закупок, содержащих признаки административных правонарушений, в 2017 году должностным лицам объявлено 21 устное замечание.

Ознакомиться с решением Думы города от 20.03.2018 № 243 — VI ДГ можно на официальном сайте Думы города Сургута: www.dumasurgut.ru.


[1] Проведена экспертиза проекта бюджета города на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета на трёхлетний период, составил 67 863 991,7 тыс. рублей. В целях сопоставимости показателей в стр. 3.6, отражён объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета на 2018 год.

[2] В целях более корректного отражения объёма проверенных средств (исключения дублирования) объём определён без учёта бюджетных ассигнований 2016 года, охваченных в рамках контроля исполнения бюджета города. Например, не учтён (исключён) объём средств, проверенных в рамках контрольного мероприятия «Проверка соблюдения условий и порядка предоставления, получения и расходования субвенций на финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.12.2013 № 123-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере образования и о субвенциях местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» — 7 719 604,2 тыс. рублей (средства 2016 года); в рамках контрольного мероприятия «Проведение аудита в сфере закупок 2016 года и текущего периода 2017 года в МКУ «ДЭАЗиИС» — 1 265 730,3 тыс. рублей (средства 2016 года из общего объёма проверенных средств – 1 273 309,1 тыс. рублей) и т.д.

[3] В том числе по мероприятиям 2017 года – 294 150,2 тыс. рублей, по мероприятиям предшествующих периодов – 38 516,5 тыс. рублей.

[4] В том числе по мероприятиям 2017 года – 773,0 тыс. рублей, по мероприятиям предшествующих периодов – 94,6 тыс. рублей.

[5] Уменьшены бюджетные ассигнования с последующим перенаправлением депутатами Думы города по предложениям КСП в рамках предварительного контроля формирования бюджета города.

[6] Письмо прокуратуры города от 15.01.2018 №15-57в-2017.

[7] Письма Службы контроля ХМАО-Югры от 29.06.2017 № 32-Исх-961, от 13.07.2017 № 32-Исх-1018, от 24.07.2017 № 32-Исх-1053, от 01.08.2017 № 32-Исх-1081, от 12.12.2017 № 32-Исх-1814.