МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ
«О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут»
« 07 » июня 2018 г. № 01-17-36/КСП
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается увеличить ставку налога на имущество физических лиц, установленную в размере 0,1%, до 0,2%, а также уточнить перечень льготных категорий налогоплательщиков. Данные изменения вступят в силу с 01 января 2019 года.
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. Проект решения подготовлен на основании решения рабочей группы[1] (протокол № 2 от 04.04.2018) во исполнение Плана мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и муниципального долга бюджета городского округа город Сургут[2]. Данный план разработан в целях реализации Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов[3]. Указанными направлениями предусмотрены мероприятия по оптимизации налоговых льгот и проведению анализа поступлений местных налогов по установленным ставкам для формирования предложений по их уточнению в целях избежания роста выпадающих налогов и наращивания доходного потенциала.
2. Проектом решения предлагается увеличить ставку налога на имущество физических лиц с 0,1% до 0,2% в отношении объектов[4], предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ.
Такое увеличение не является максимальным, поскольку согласно пункту 3 статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи (0,1%), могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то есть могут быть увеличены до 0,3%.
В составе материалов к проекту решения представлена информация об изменении поступлений от уплаты налога на имущество физических лиц. В ходе экспертизы финансовым органом направлены дополнительные материалы к проекту решения. Учитывая особенности налогового законодательства, сроки начисления и оплаты налога по новым ставкам за 2019 год наступают в 2020 году. По расчету департамента финансов в результате изменения налоговой ставки ожидаемый эффект в виде дополнительных поступлений по налогу на имущество физических лиц, начиная с 2020 года, составит по 52 693 тыс. рублей ежегодно.
3. Проектом решения предлагается уточнить перечень льготных категорий, а именно вместо предоставления льгот таким категориям как «обучающиеся по очной форме студенты (курсанты) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования» и «несовершеннолетние лица» предлагается предоставлять льготы «социально незащищенным слоям населения[5] – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования».
Согласно представленной информации[6] в результате исключения указанных льготных категорий дополнительные доходы бюджета в 2018 году прогнозируются в объеме 5 366,7 тыс. рублей. Информация об объеме выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования отсутствует.
Справочно, в 2017 году льготой по оплате налога на имущество физических лиц в размере 100% воспользовались 503 обучающихся по очной форме на общую сумму 122,4 тыс. рублей и 19 337 несовершеннолетних детей на общую сумму 3 635,0 тыс. рублей[7], что в целом составило 70,5% общей суммы предоставленных льгот по решению Думы города № 601-V ДГ.
4. Срок вступления в силу проекта решения с 01.01.2019 соответствует пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.
И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города И.А. Дубровина
Бережная Лариса Александровна
52-83-63
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76
[1] Рабочая группа по подготовке предложений по изменению налоговых ставок по местным налогам.
[2] Распоряжение Администрации города от 29.12.2017 № 2425 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019- 2020 годов» и постановления Администрации города от 12.10.2017 № 8786 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».
[3] Постановление Администрации города от 12.10.2017 № 8786 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».
[4] — жилых домов, квартир, комнат;
— объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
— единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
— гаражей и машино-мест;
— хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
[5] Протокол № 2 от 04.04.2018 заседания рабочей группы по подготовке предложений по изменению налоговых ставок по местным налогам.
[6] Письмо ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры от 20.10.2017 исх.№ 17-01/27083.
[7] Письма ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры от 28.02.2018 № 17-01/05987, от 12.04.2018 № 18-24/10361.