Заключение на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

19 июня 2018 г.                                                       № 01-17-41/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается закрепить возможность реализации в пределах компетенции Администрации города следующих прав органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений:

1) принятие муниципальных правовых актов в сфере профилактики правонарушений;

2) создание координационных органов в сфере профилактики правонарушений;

3) принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

5) осуществление профилактики правонарушений в следующих формах профилактического воздействия:

— правовое просвещение и правовое информирование;

— социальная адаптация посредством организации привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.

В результате проведённой экспертизы установлено следующее.

1. Права органов местного самоуправления на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений предусмотрены статьёй 16.1 Закона № 131-ФЗ[1], статьёй 12 Закона № 182-ФЗ[2].

Проектом решения закрепляется реализация только части форм профилактического воздействия, перечисленных в пункте 5 статьи 12 Закона № 182-ФЗ, а именно не предусмотрены следующие формы:

— ресоциализация;

— социальная реабилитация;

— помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

В пояснительной записке к проекту решения отсутствует обоснование необходимости реализации именно предусмотренных пунктом 5 части 2 проекта решения форм (причины выбора из всей совокупности форм профилактического воздействия только их определенной части), а также не обозначены способы реализации каждого из прав, например, не отражено в отношении каких видов и составов правонарушений (административные, уголовные и т.д.) планируется устранять причины и условия их совершения. Указанное не в полной мере соответствует части 10 статьи 39 решения Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута»[3].

2. Проектом решения предполагается осуществление Администрацией города профилактики правонарушений в следующих формах профилактического воздействия:

— правовое просвещение и правовое информирование;

— социальная реабилитация посредством организации привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.

Статьёй 18 Закона № 182-ФЗ предусмотрено, что правовое просвещение и правовое информирование может осуществляться путём доведения до сведения граждан и организаций информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путём применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.

Социальная реабилитация посредством организации привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации, также может осуществляться различными способами.

В составе материалов к проекту решения отсутствует информация или пояснения о планируемых способах доведения информации до граждан и о способах планируемой социальной реабилитации.

В пояснительной записке также отсутствуют предложения по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, необходимых для реализации данного проекта решения3.

Учитывая изложенное в пунктах 1-2 настоящего заключения, с целью исключения неопределённости реализации рассматриваемого проекта решения предлагаем дополнить его нормой, устанавливающей орган местного самоуправления, ответственный за разработку и утверждение соответствующего порядка реализации закрепляемых прав.

3. В констатирующей части проекта решения имеется ссылка на статью 20 Закона № 131-ФЗ, которая регулирует осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Поскольку в рамках проекта решения не предусматривается реализация государственных полномочий, предлагаем исключить вышеуказанную ссылку на статью 20 Закона № 131-ФЗ.

4. В части 3 проекта решения предусмотрено осуществление реализации прав, установленных частями 2, 3 проекта решения. Предлагаем устранить допущенную техническую ошибку в части 3 проекта решения – слова «права, установленного частями 2, 3» заменить словами «прав, установленных частью 2».

Кроме того, учитывая положения статьи 12 Закона № 182-ФЗ, предлагаем в наименовании и по тексту проекта решения слово «право» заменить словом «права» в соответствующих падежах.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» с учётом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города                                       В.И. Жуков

Битнер Анастасия Николаевна
52-81-69

Бережная Лариса Александровна
52-83-63

Ромаданова Алла Петровна
52-81-76


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон № 182-ФЗ).

[3] Пункт 10 статьи 39 решения Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута» «К проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, даёт характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия, формулируются предложения по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, необходимых для реализации данного правового акта, называются муниципальные правовые акты, требующие признания утратившими силу, а также требующие изменения в связи с принятием вносимого проекта, включаются другие необходимые сведения».