Заключение на проект решения Думы города «О согласовании полной замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О согласовании полной замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»

20 сентября 2018 г.                                                     № 01-17-56/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 44 Устава города, Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы представленного проекта решения Думы города «О согласовании полной замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»  (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается согласовать полную замену:

— дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений в сумме 667 108,2 тыс. рублей ежегодно дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет города в размере 3,54% на 2019 год, 3,38% на 2020 год, 3,22% на 2021 год;

— дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в сумме 656 349,9 тыс. рублей на 2019 год, 417 946,6 тыс. рублей на 2020 год, 462 111,9 тыс. рублей на 2021 год дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет города в размере 3,48%, 2,12% и 2,23% соответственно.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. В соответствии со статьями 137, 138 Бюджетного кодекса РФ при составлении бюджета субъекта РФ по согласованию с представительным органом муниципального образования дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов), дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты поселений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Аналогичная норма предусмотрена статьями 5, 6 Закона ХМАО-Югры от 11.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре» (далее – Закон № 132-оз), пунктом 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (далее – Положение о бюджетном процессе).

Согласно статьям 137, 138 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх объёмов расчётных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат. В то же время потери бюджета в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ в объёме ниже расчётных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности компенсации из бюджета субъекта РФ при последующем распределении межбюджетных трансфертов не подлежат.

В прошедшие финансовые периоды при формировании бюджета Думой города были приняты решения об отказе в согласовании замены (2015-2016 годы) либо о частичной замене (2017-2018 годы) дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, исходя из следующих предпосылок:

— ухудшение показателей социально-экономического развития города;

— установление дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ с точностью до одного знака после запятой (согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 132-оз), в результате чего была возможна значительная разница между доведёнными объёмами дотаций и плановыми поступлениями по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ.

Департаментом финансов ХМАО-Югры письмом [1] доведены проектируемые объёмы дотаций на 2019-2021 годы, а также дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. Указанные дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ предлагается устанавливать с точностью до двух знаков после запятой, что позволяет минимизировать погрешность и прогнозировать объём поступлений по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ практически на уровне доведённых объёмов дотаций.

В итогах социально-экономического развития города [2] в 2017 году – 1 полугодии 2018 года отмечается рост социально-экономических показателей, в частности, фонда заработной платы [3] (темп роста в 2017 году по отношению к 2016 году – 103,8%, в 1 полугодии 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017 года – 104%). На 2019-2020 годы также прогнозируется [4] рост фонда заработной платы в размере 104,9% и 105,1% соответственно, что непосредственно влияет на объём поступлений НДФЛ в бюджет города.

Учитывая ожидаемый рост поступлений НДФЛ сверх расчётного объёма доведённых дотаций на период 2019-2021 годов, проектом решения предлагается полная замена дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ.

Кроме того, согласно данным Департамента финансов ХМАО-Югры1 в бюджете ХМАО-Югры на 2018 год зарезервированы средства на оказание грантовой поддержки муниципальным образованиям автономного округа в целях стимулирования роста налогового потенциала и качества планирования доходов. Одним из критериев, учитываемых при определении размера данного гранта, является практика применения муниципалитетом замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ.

2. Текст проекта решения содержит неточность технического характера: в преамбуле присутствует некорректная ссылка на статью 4 Положения о бюджетном процессе. Поскольку полномочия Думы города по принятию данного решения предусмотрены статьёй 3 Положения о бюджетном процессе, предлагаем по тексту преамбулы слова «статьёй 4» заменить словами «статьёй 3».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О согласовании полной замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложения, изложенного в настоящем заключении.



Председатель
Контрольно-счетной палаты                                                   В.И. Жуков


Рогаченко Вероника Сергеевна
52-83-76


[1] Письмо от 05.09.2018 № 20-Исх-3724.

[2] Распоряжение Администрации города от 02.02.2018 № 155 «Об итогах социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут за 2017 год»; предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за январь-июнь 2018 года, опубликованные на официальном портале Администрации города Сургута (http://admsurgut.ru/rubric/19017/Osnovnye-socialno-ekonomicheskie-pokazateli).

[3] Фонд заработной платы по крупным и средним организациям города.

[4] Постановление Администрации города от 23.10.2017 № 9057 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».