Заключение на проект решения Думы города «О согласовании заключения концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2» в муниципальном образовании городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О согласовании заключения концессионного соглашения о финансировании,
проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2»
в муниципальном образовании городской округ город Сургут
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

                                                                                                                                                                              «25» декабря 2018 г.                                            № 01-17-91/КСП

                                                                                                                                                                      Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О согласовании заключения концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2» в муниципальном образовании городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается согласовать решение о заключении концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2» в муниципальном образовании городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Согласование Думой города решения о заключении концессионного соглашения и его условий предусмотрено частью 3 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного решением Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ.

Условия концессионного соглашения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», должны быть отражены в приложении 1 к проекту решения. Вместе с тем, отмечаем следующее.

1. Объект «Средняя школа № 9 в микрорайоне 39 г.Сургута. Блок 2» утвержден решением Думы от 27.11.2018 № 352-VI ДГ[1] в качестве объекта, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения.

Согласно документам, представленным к проекту решения, в бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов зарезервированы бюджетные ассигнования на создание в соответствии с концессионным соглашением объекта недвижимого имущества «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2» в общей сумме 158 369 562,22 рублей (за счет средств межбюджетных трансфертов – 133 868 000,00 рублей, за счет средств местного бюджета – 24 501 562,22 рублей).

Порядок предоставления из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа субсидий на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих создание, реконструкцию объектов образования в соответствии с концессионными соглашениями, утверждён в приложении 18 к ГП «Развитие образования»[2].

В соответствии с пунктами 8-12 приложения 18 к ГП «Развитие образования» для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии муниципальное образование направляет в Департамент образования и молодежной политики автономного округа (далее — Департамент) Заявку[3] по форме, утверждаемой Департаментом (с приложением пакета документов). Рассмотрение заявок осуществляет Комиссия[4] и, в случае принятия решения о заключении соглашения, муниципальное образование проводит процедуры на право заключения концессионного соглашения, в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ[5].

Согласно протоколу заседания Комиссии от 12.11.2018 № XIV[6] принято решение заключить соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджету муниципального образования город Сургут на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих создание объектов образования в соответствии с концессионными соглашениями в отношении объекта «Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 39 г. Сургута (Общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)».

Наименование Объекта в проекте решения отличается от его наименования, указанного в протоколе от 12.11.2018 № XIV.

В Контрольно-счетную палату города в виде электронных документов представлены Заявка и приложения к ней, в том числе проект распоряжения Администрации города «О заключении концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2» в муниципальном образовании городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в котором Приложением 1 предусмотрены существенные условия концессионного соглашения. Данные существенные условия оформлены в соответствии с приложением 18 к ГП «Развитие образования».

2. Существенные условия концессионного соглашения в проекте решения отличаются по форме и содержанию от условий, предусмотренных приложением 18 к ГП «Развитие образования» и согласованных Комиссией в Заявке, например:

— по форме: в проекте решения отсутствуют строки «Предмет Концессионного соглашения» и «Стороны Концессионного соглашения», предусмотренные приложением 18 к ГП «Развитие образования»;

— по содержанию: проектом решения не предусмотрено оснащение Объекта, которое учтено в строке «Предмет Концессионного соглашения» приложения 18 к ГП «Развитие образования» и Заявке, также в проекте решения не указана стоимость строительства и оснащения Объекта соглашения, предусмотренная в пункте 5.4 строки «Обязательства Концессионера по созданию Объекта соглашения, соблюдению сроков его создания» Заявки – 1 215 493 497,88 рублей и т.д.

3. Приложением 1 к проекту решения устанавливаются «Условия концессионного соглашения» (далее – Условия). Согласно пункту 1 Условий объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г.Сургута. Блок 2» (далее – СОШ № 9).

При этом, пунктами 2, 12 Условий предусмотрено осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, а не по программам общего образования согласно целевому назначению объекта.

В соответствии с пунктом 4 Условий приложением 2 к проекту решения предлагается утвердить «Техническое задание», которым предусмотрено создание следующих блоков «Начальная школа», «Административный блок», «Медицинский блок», «Библиотека», «Актовый зал», «Спортивно-оздоровительный блок», «Пищеблок». В «Техническом задании» не предусмотрено создание блоков для получения основного общего и среднего общего образования. Мощность СОШ № 9 запланирована 550 учащихся в 1 смену. «Техническим заданием» предусмотрено 22 кабинета начальных классов наполняемостью 25 чел., то есть 550 учащихся начальных классов (25 чел./кабинет * 22 кабинета). Следовательно, «Техническим заданием» предусмотрено создание объекта начального общего образования.

Указанное не согласуется с пунктом 1 Условий.

Статьей 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ определено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Отличия уровней образования и перечень документов, подтверждающих получение определенного уровня образования установлены статьями 60, 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Таким образом, при создании объекта начального общего образования согласно «Техническому заданию» существует риск неисполнения пункта 1 Условий в части создания объекта — недвижимого имущества СОШ № 9.

4. Пунктом 1 Условий предусмотрены промежуточные сроки, где по истечении 33 месяцев с даты заключения соглашения должно быть завершено мероприятие «Завершение выполнения строительно-монтажных работ выше отметки «0.000» (завершение всех видов работ по устройству несущих и ограждающих конструкций по всем объектам капитального строительства без отделки, входящим в состав Объекта соглашения».

Учитывая, что срок создания объекта не более 36 месяцев с даты заключения соглашения, то для завершения полного комплекса работ по отделке и укомплектованию оборудованием помещений для осуществления образовательной деятельности остаётся всего 3 месяца (36 месяцев – 33 месяца).

5. Пунктом 7 Условий не установлена цель использования объекта, что не соответствует статье 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с приложением 18 к ГП «Развитие образования» к существенным условиям Концессионного соглашения в отношении объектов образования относятся цели и срок использования (эксплуатации) Объекта Концессионного соглашения. При этом указано, что «целью использования (эксплуатации) Объекта является осуществление Концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) Объекта в порядке и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением, и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации». К обязательствам Концессионера также отнесено (пункт 5.4. приложения 1 к приложению 18 к ГП «Развитие образования») – «осуществление использования (эксплуатации) Объекта в порядке и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

В приложении 1 к проекту решения «Условия концессионного соглашения» в пункте 7 вместо цели использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения указана цель проекта – «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя г. Сургута, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития города». А в пункте 2 «Обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением» определено, что «Концессионер обязуется осуществить создание Объекта Соглашения, его ввод в эксплуатацию, а также эксплуатацию, включая техническое обслуживание и осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам с использованием Объекта Соглашения (самостоятельно и (или) с привлечением Привлеченных Лиц)».

Концессионным соглашением (пункт 3.2) также предусмотрено, что «Целью Эксплуатации является осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам с использованием Объекта Соглашения». То есть использование объекта в качестве средней общеобразовательной школы не предусмотрено (не отражено). Закреплено только согласие: «Настоящим Концедент предоставляет свое согласие Концессионеру передавать в порядке, установленном Законодательством и Соглашением, Объект Соглашения или его часть в пользование третьим лицам, включая Образовательную Организацию, на основании договора аренды, договора безвозмездного пользования или иного договора (в том числе Договора об Использовании Объекта Соглашения)».

Кроме того, в приложении 4 к Концессионному соглашению «Регламент взаимодействия концессионера, образовательной организации и концедента» предусмотрено:

— после Ввода в Эксплуатацию Концессионер и Образовательная Организация заключают Договор об Использовании Объекта Соглашения, предусматривающий передачу Объекта Соглашения или его части, необходимой и достаточной для осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам;

— Организация обязуется использовать Объект Соглашения исключительно для осуществления указанной деятельности и вносить Концессионеру плату по договору в размере и порядке, предусмотренном договором;

— Размер годовой платы по договору должен быть не менее суммы налога на имущество организаций, подлежащего уплате Концессионером в отношении Объекта Соглашения и годового размера арендной платы по Договору Аренды Земельного участка.

Какие ещё составляющие могут быть учтены при определении размера годовой платы по договору не указано, также как не определены её верхние границы (предельные размеры). В связи с чем непонятно, какие дополнительные расходы будет нести бюджет города ориентировочно в течение 5 лет (после ввода объекта в эксплуатацию и передачу его образовательной организации и до возврата объекта Концессионного соглашения.

6. Пунктом 13 Условий предусмотрены «Иные условия концессионного соглашения», которыми установлены обязанности концедента и концессионера.

Одними из обязанностей концедента являются:

— «выполнение предварительных условий финансового закрытия», при этом, отсутствует расшифровка их состава (содержания);

— «предоставление необходимого страхового покрытия с момента ввода в эксплуатацию», при этом не установлены ни условия, ни размер данного страхового покрытия, что, возможно, повлечет дополнительные расходы бюджета;

Учитывая вышеизложенное, в связи с ограниченным промежутком времени[7] для проведения детальной экспертизы, а также отсутствием в представленных материалах необходимого финансово-экономического обоснования[8] расходов за счет средств бюджета города, сформировать иные выводы, кроме изложенных в настоящем заключении, по проекту решения Думы города «О согласовании заключения концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа № 9 в микрорайоне 39 г. Сургута. Блок 2» в муниципальном образовании городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» не представляется возможным.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                        В.И. Жуков

тел. 52-83-43


[1] Решение Думы города Сургута от 27.11.2018 № 352-VI ДГ «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в муниципальном образовании городской округ город Сургут в 2019 году».

[2] Приложение 18 «Порядок предоставления из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа субсидий на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих создание, реконструкцию объектов образования в соответствии с концессионными соглашениями, соглашениями о муниципально-частном партнерстве», утверждено постановлением Правительства ХМАО — Югры от 05.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования» (далее – приложение 18 к ГП «Развитие образования»).

[3] Заявка на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих создание, реконструкции объектов образования в соответствии с концессионными соглашениями, соглашениями о мунципально-частном партнерстве, включая документы, приложенные в её составе (далее — Заявка).

[4] Комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (городских округов и муниципальных районов) на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих создание, реконструкцию объектов общего образования в соответствии с концессионными соглашениями, соглашениями о муниципально-частном партнерстве (далее – Комиссия).

[5] Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[6] Копия размещена на официальном сайте Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Информация для инвесторов».

[7] Проект решения поступил в Контрольно-счетную палату города 25.12.2018 (письмо исх. № 18-02-3074/18-0 от 25.12.2018), а внеочередное заседание Думы города назначено на 26.12.2018.

[8] Наличие финансово-экономического обоснования требуется согласно ч.10 ст.39 Регламента Думы города, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ.