МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ
«О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города, на 2017-2019 годы»
«14» января 2019 года КСП — 01-17-1
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города, на 2017-2019 годы» (далее – проект решения).
Действующей редакцией решения Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ утверждены две меры дополнительной социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города:
— разовые единовременные выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов отдельным категориям граждан[1];
— бесплатный проезд пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, на сезонных автобусных маршрутах в период с 1 мая по 12 октября.
Проектом решения предлагается исключить одну из указанных дополнительных мер социальной поддержки граждан, предоставляемую пенсионерам в виде бесплатного проезда на сезонных автобусных маршрутах.
Согласно пояснительной записке департамента городского хозяйства Администрации города предлагаемые изменения вызваны:
— вступлением в силу с 01.07.2018 приказа Министерства транспорта РФ от 08.12.2017 № 513 «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Порядок № 513), в котором уточняется по каким правилам нужно определять начальную цену контракта для закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
— реализацией плана мероприятий по инвентаризации расходных обязательств муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденного распоряжением Администрации города от 07.06.2018 № 914[2], разработанного в соответствии с Соглашением о мерах по обеспечению сбалансированности местного бюджета, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Сургут на 2018 год от 13.03.2018 № 21.
В ходе экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Проект решения носит нормативный характер. Согласно п. 3 ст. 57 Устава города[3] муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Следовательно, проект решения в случае его принятия Думой города вступит в силу в указанном порядке и будет распространяться на правоотношения, возникшие после его официального опубликования, то есть в 2019 году.
2. В нарушение пункта 10 статьи 39 решения Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута» в пояснительной записке к проекту решения Думы отсутствует прогноз социально-экономических последствий его принятия, при том, что предлагаемые изменения могут ухудшить положение пенсионеров — социально незащищенной категории граждан[4].
Анализ социальных последствий принятия проекта решения при подготовке настоящего заключения Контрольно-счетной палатой города не проводился в силу отсутствия соответствующих полномочий.
3. В 2018 году финансирование дополнительной меры социальной поддержки граждан старшего поколения в виде бесплатного проезда пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах осуществлялось в соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Администрации города от 24.04.2017 № 3274[5]. Согласно пункту 2 Порядка № 3274 финансирование указанной дополнительной меры социальной поддержки производится перевозчику за счёт средств городского бюджета в соответствии с утверждённым решением Думы города о бюджете городского округа город Сургут на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах утверждённых лимитов бюджетных обязательств, в рамках заключённого муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
При формировании проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» расчёт бюджетных ассигнований (начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК)) на осуществление городских пассажирских регулярных перевозок на 2018 год произведён как разность между суммой плановых расходов потенциальных подрядчиков на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и планируемой суммой платы за проезд пассажиров (без учёта пассажиропоездок пенсионеров на сезонных маршрутах, плата за которые в соответствии в РДГ № 22-VI ДГ не взимается, далее – бесплатные пассажироперевозки пенсионеров) и провоз багажа на городских пассажирских регулярных маршрутах по регулируемым тарифам, то есть:
БА (НМЦК)=ƩЗпп – ƩПпп (рублей), где:
БА — бюджетные ассигнования на осуществление городских пассажирских регулярных перевозок, рублей;
ƩЗпп — сумма плановых расходов потенциальных подрядчиков на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам, рублей;
ƩПпп – планируемая сумма платы за проезд пассажиров (без учёта бесплатных пассажиропоездок пенсионеров) и провоз багажа на городских пассажирских регулярных маршрутах по регулируемым тарифам. Расчёт произведён исходя из планируемого количества пассажиропоездок – 19 640 290 (без учёта пассажиропоездок пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах — 385 718) и утверждённого тарифа, рублей.
То есть, в 2018 году за счёт средств бюджета города расходы на перевозку (бесплатный проезд) пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов возмещены в полном объёме.
Согласно техническим заданиям к муниципальным контрактам на выполнение с 01.01.2018 по 20.12.2018 работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, одним из условий выполнения работ подрядчиком является обеспечение бесплатного проезда пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.
С 01.07.2018 вступил в действие Порядок № 513. Согласно пункту 3 Порядка № 513 — в случае если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (далее — работ), либо в соответствии с контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — подрядчик) плата подлежит перечислению подрядчику, НМЦК определяется по следующей формуле:
, рублей
где:
Ci — максимальная стоимость работы транспортных средств i-го класса, рублей. При этом предусмотрен уровень рентабельности, обеспечивающий экономически устойчивую деятельность — 1,096;
Coi — стоимость приобретения и установки в транспортных средствах i-го класса оборудования для организации безналичной оплаты проезда, а также плановые расходы на его эксплуатацию и (или) на оплату услуг оператора системы безналичной оплаты проезда в случае, если контрактом предусмотрено, что приобретение, установка и эксплуатация и (или) на оплату услуг оператора системы безналичной оплаты проезда такого оборудования осуществляется за счёт подрядчика, рублей;
Cсуб — размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ, рублей (в отсутствие соответствующих нормативных правовых актов Cсуб принимается равным нулю);
П — планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика, рублей. При этом, согласно пункту 4 Порядка № 513, в расчёте данного показателя учитывается фактическая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, полученная на j-том маршруте в год, предшествующий году начала действия контракта. То есть, данный показатель формируется без учёта бесплатных пассажиропоездок пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.
Следовательно, при формировании проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» расчёт бюджетных ассигнований (НМЦК) на осуществление городских пассажирских регулярных перевозок на 2019 год произведён аналогично 2018 году — как разность между суммой плановых расходов (на 2019 год с учётом рентабельности) на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и планируемой суммой платы за проезд пассажиров (без учёта бесплатных пассажиропоездок пенсионеров) и провоз багажа на городских пассажирских регулярных маршрутах по регулируемым тарифам.
Таким образом на 2019 год в бюджете города запланированы в полном объёме средства на возмещение недополученных доходов, вследствие перевозки (бесплатного проезда) пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.
При этом в технических задания к муниципальным контрактам на выполнение с 21.12.2018 по 20.12.2019 работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам отсутствует условие обеспечения перевозчиком бесплатного проезда пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.
Обращаем внимание на то, что в декабре 2018 года были проведены электронные аукционы для определения на 2019 год подрядчиков для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, по результатам которых было заключено 5 муниципальных контрактов, в рамках которых в 2019 году будут осуществляться перевозки пассажиров в том числе по 13 сезонным автобусным маршрутам.
Информация о НМЦК, ценах контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, и отклонениях этих значений представлена в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
№ лотов, номера сезонных маршрутов |
Стоимость работ, рублей |
Реквизиты муниципальных контрактов |
||
НМЦК |
Цена МК |
Отклонения (гр.4- гр.3) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Лот № 1 |
233 063 135,50 |
233 053 470,70 |
-9 664,80 |
МК от 18.12.2018 № 93-ГХ. Подрядчик – АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта (АО «СПОПАТ», г. Сургут |
в т.ч. по сезонным маршрутам: |
43 103 557,79 |
43 101 816,50 |
— 1 741,29 |
||
1.1 |
107 |
14 580 239,04 |
14 579 650,10 |
— 588,94 |
|
1.2 |
109/1 |
8 535 568,61 |
8 535 222,00 |
— 346,61 |
|
1.3 |
109/2 |
5 759 772,72 |
5 759 542,08 |
— 230,64 |
|
1.4 |
112 |
6 403 415,42 |
6 403 120,72 |
— 294,70 |
|
1.5 |
113 |
7 824 562,00 |
7 824 281,60 |
— 280,40 |
|
2 |
Лот № 2 |
166 803 165,47 |
166 803 165,47 |
МК от 18.12.2018 № 94-ГХ. Подрядчик – АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта (АО «СПОПАТ», г. Сургут) |
|
в т.ч. по сезонным маршрутам: |
23 705 166,57 |
23 705 166,57 |
0,00 |
||
2.1 |
115 |
5 495 742,00 |
5 495 742,00 |
0,00 |
|
2.2 |
116 |
6 213 523,65 |
6 213 523,65 |
0,00 |
|
2.3 |
117 |
6 458 796,96 |
6 458 796,96 |
0,00 |
|
2.4 |
118 |
5 537 103,96 |
5 537 103,96 |
0,00 |
|
3 |
Лот № 3 |
121 443 142,28 |
121 443 142,28 |
0,00 |
МК от 20.12.2018 № 95-ГХ. Подрядчик – ООО «Центр» (ООО «Центр», г. Сургут) |
в т.ч. по сезонным маршрутам: |
121 443 142,28 |
121 443 142,28 |
0,00 |
||
3.1 |
111 |
6 265 622,08 |
6 265 622,08 |
0,00 |
|
3.2 |
114 |
6 083 427,23 |
6 083 427,23 |
0,00 |
|
4 |
Лот № 4 |
33 034 775,66 |
29 739 237,26 |
-3 295 538,40 |
МК от 18.12.2018 № 96-ГХ. Подрядчик – АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта (АО «СПОПАТ», г. Сургут) |
в т.ч. по сезонным маршрутам: |
4 748 522,06 |
4 392 623,66 |
— 355 898,40 |
||
4.1 |
119 |
4 748 522,06 |
4 392 623,66 |
— 355 898,40 |
|
5 |
Лот № 5 |
84 995 938,21 |
42 411 003,72 |
-42 584 934,49 |
МК от 19.12.2018 № 97-ГХ. Подрядчик – ООО «ЗапСибАвто» (ООО «ЗапСибАвто», г. Тюмень) |
в т.ч. по сезонным маршрутам: |
9 985 959,76 |
4 982 116,78 |
-5 003 842,98 |
||
5.1. |
110 |
9 985 959,76 |
4 982 116,78 |
-5 003 842,98 |
|
ВСЕГО по муниципальным контрактам |
198 237 826,40 |
193 232 242,13 |
— 45 890 137,69 |
— |
|
из них по 13 сезонным маршрутам |
93 892 255,49 |
88 530 772,82 |
-5 361 482,67 |
— |
Информация о числе пассажиропоездок, тарифах на перевозку и объёме бюджетных средств, полученная в ходе экспертизы дополнительно по электронной почте от специалистов департамента городского хозяйства, представлена в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
Число пассажиро-поездок, ед. |
385 100 |
385 718 |
391 308 |
371 481 |
385 718 |
385 978 |
2 |
Тариф на перевоз-ку пассажиров и багажа автомо-бильным транспортом по муниципальным маршрутам, руб. |
22,00 |
22,00 |
22,50 |
22,50 |
22,50 |
22,50 |
3 |
Всего, руб. |
8 472 200,0 |
8 485 796,0 |
8 804 430,0 |
8 358 322,5 |
8 678 655,0 |
8 684 505,0 |
Согласно указанной в таблице 2 информации, в период с 2016 по 2018 годы общий объём бюджетных средств, направленных на обеспечение меры дополнительной социальной поддержки в виде бесплатного проезда пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах, менялся следующим образом:
— в 2017 году произошло снижение на 1,5% (с 8 485 796,0 рублей до 8 358 322,5 рублей) вследствие уменьшения числа пассажиропоездок на 3,7% при росте тарифа на 2,3%;
— в 2018 году объем бюджетных средств увеличился на 3,9% (с 8 358 322,5 рублей до 8 684 505,0 рублей) по причине роста числа пассажиропоездок на 3,9% при неизменном тарифе.
По дополнительно представленной информации департамента городского хозяйства, исходя из фактически сложившегося числа пассажиропоездок за 2018 год (385 978) и тарифа в размере 23,50 рублей оценочная экономия бюджетных средств при условии отмены рассматриваемой меры дополнительной социальной поддержки могла бы составить в 2019 году 9 070 483,0 рублей.
Однако, как уже отмечалось в настоящем заключении, на 2019 год в бюджете города средства (9 070 483,0 рублей) на возмещение недополученных доходов, вследствие перевозки (бесплатного проезда) пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов, запланированы в полном объёме, фактически учтены в НМЦК и при заключении муниципальных контрактов.
Таким образом, учитывая, что НМЦК сформирована без учета платы граждан старшего поколения за проезд на сезонных маршрутах по регулируемому тарифу (в общем объеме 385 978 поездок * 23,50 рублей), соответственно сумма доходов занижена, следовательно, цены муниципальных контрактов сформированы так, что предполагается наличие в 2019 году данной льготы на сезонных маршрутах, но обязанность осуществить бесплатные пассажироперевозки пенсионеров в самих муниципальных контрактах, например, как это было предусмотрено контрактами на 2018 год, не предусмотрена.
Контрольно-счетная палата города считает, что до урегулирования данной ситуации рассмотрение проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города на 2017-2019 годы» преждевременно. В случае принятия решения Думы города в представленной редакции неэффективное использование бюджетных средств составит 9 070 483,0 рублей, что является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Председатель
Контрольно-счетной палаты В.И. Жуков
Ж.А. Шаева
52-82-01
Н.М. Бузорина
52-81-68
А.П. Ромаданова
52-81-76
[1] Участники и инвалиды ВОВ, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника и инвалида ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; лицам, проработавшим в тылу в период ВОВ, определенным пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; гражданам из числа детей участников ВОВ, погибших (умерших, пропавших без вести) в годы войны.
[2] Распоряжение Администрации города от 07.06.2018 № 914 «Об утверждении плана мероприятий по инвентаризации расходных обязательств муниципального образования городской округ город Сургут, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к полномочиям органов местного самоуправления» (далее – распоряжение Администрации города от 07.06.2018 № 914).
[3] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.
[4] Понятие социально незащищенных категорий граждан приведено на официальном сайте Прокуратуры Ханты-мансийского автономного округа — Югры (http://www.prokhmao.ru/legal-advice/61648/).
[5] Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан старшего поколения в виде бесплатного проезда пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах, утверждённый Постановлением Администрации города Сургута от 24.04.2017 № 3274 (далее – Порядок № 3274).