Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города, на 2017-2019 годы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ
«О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города, на 2017-2019 годы»

«14» января 2019 года                                                  КСП — 01-17-1

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города, на 2017-2019 годы» (далее – проект решения).

Действующей редакцией решения Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ утверждены две меры дополнительной социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города:

— разовые единовременные выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов отдельным категориям граждан[1];

— бесплатный проезд пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, на сезонных автобусных маршрутах в период с 1 мая по 12 октября.

Проектом решения предлагается исключить одну из указанных дополнительных мер социальной поддержки граждан, предоставляемую пенсионерам в виде бесплатного проезда на сезонных автобусных маршрутах.

Согласно пояснительной записке департамента городского хозяйства Администрации города предлагаемые изменения вызваны:

— вступлением в силу с 01.07.2018 приказа Министерства транспорта РФ от 08.12.2017 № 513 «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Порядок № 513), в котором уточняется по каким правилам нужно определять начальную цену контракта для закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

— реализацией плана мероприятий по инвентаризации расходных обязательств муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденного распоряжением Администрации города от 07.06.2018 № 914[2], разработанного в соответствии с Соглашением о мерах по обеспечению сбалансированности местного бюджета, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Сургут на 2018 год от 13.03.2018 № 21.

В ходе экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. Проект решения носит нормативный характер. Согласно п. 3 ст. 57 Устава города[3] муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Следовательно, проект решения в случае его принятия Думой города вступит в силу в указанном порядке и будет распространяться на правоотношения, возникшие после его официального опубликования, то есть в 2019 году.

2. В нарушение пункта 10 статьи 39 решения Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута» в пояснительной записке к проекту решения Думы отсутствует прогноз социально-экономических последствий его принятия, при том, что предлагаемые изменения могут ухудшить положение пенсионеров — социально незащищенной категории граждан[4].

Анализ социальных последствий принятия проекта решения при подготовке настоящего заключения Контрольно-счетной палатой города не проводился в силу отсутствия соответствующих полномочий.

3. В 2018 году финансирование дополнительной меры социальной поддержки граждан старшего поколения в виде бесплатного проезда пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах осуществлялось в соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Администрации города от 24.04.2017 № 3274[5]. Согласно пункту 2 Порядка № 3274 финансирование указанной дополнительной меры социальной поддержки производится перевозчику за счёт средств городского бюджета в соответствии с утверждённым решением Думы города о бюджете городского округа город Сургут на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах утверждённых лимитов бюджетных обязательств, в рамках заключённого муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.

При формировании проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» расчёт бюджетных ассигнований (начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК)) на осуществление городских пассажирских регулярных перевозок на 2018 год произведён как разность между суммой плановых расходов потенциальных подрядчиков на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и планируемой суммой платы за проезд пассажиров (без учёта пассажиропоездок пенсионеров на сезонных маршрутах, плата за которые в соответствии в РДГ № 22-VI ДГ не взимается, далее – бесплатные пассажироперевозки пенсионеров) и провоз багажа на городских пассажирских регулярных маршрутах по регулируемым тарифам, то есть:

БА (НМЦК)=ƩЗпп – ƩПпп (рублей), где:

БА — бюджетные ассигнования на осуществление городских пассажирских регулярных перевозок, рублей;

ƩЗпп — сумма плановых расходов потенциальных подрядчиков на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам, рублей;

ƩПпп – планируемая сумма платы за проезд пассажиров (без учёта бесплатных пассажиропоездок пенсионеров) и провоз багажа на городских пассажирских регулярных маршрутах по регулируемым тарифам. Расчёт произведён исходя из планируемого количества пассажиропоездок – 19 640 290 (без учёта пассажиропоездок пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах — 385 718) и утверждённого тарифа, рублей.

То есть, в 2018 году за счёт средств бюджета города расходы на перевозку (бесплатный проезд) пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов возмещены в полном объёме.

Согласно техническим заданиям к муниципальным контрактам на выполнение с 01.01.2018 по 20.12.2018 работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, одним из условий выполнения работ подрядчиком является обеспечение бесплатного проезда пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.

С 01.07.2018 вступил в действие Порядок № 513. Согласно пункту 3 Порядка № 513 — в случае если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (далее — работ), либо в соответствии с контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — подрядчик) плата подлежит перечислению подрядчику, НМЦК определяется по следующей формуле:

formula12032019

, рублей

                                                                                                                                                                                                     где:

Ci — максимальная стоимость работы транспортных средств i-го класса, рублей. При этом предусмотрен уровень рентабельности, обеспечивающий экономически устойчивую деятельность — 1,096;

Coi — стоимость приобретения и установки в транспортных средствах i-го класса оборудования для организации безналичной оплаты проезда, а также плановые расходы на его эксплуатацию и (или) на оплату услуг оператора системы безналичной оплаты проезда в случае, если контрактом предусмотрено, что приобретение, установка и эксплуатация и (или) на оплату услуг оператора системы безналичной оплаты проезда такого оборудования осуществляется за счёт подрядчика, рублей;

Cсуб — размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ, рублей (в отсутствие соответствующих нормативных правовых актов Cсуб принимается равным нулю);

П — планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика, рублей. При этом, согласно пункту 4 Порядка № 513, в расчёте данного показателя учитывается фактическая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, полученная на j-том маршруте в год, предшествующий году начала действия контракта. То есть, данный показатель формируется без учёта бесплатных пассажиропоездок пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.

Следовательно, при формировании проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» расчёт бюджетных ассигнований (НМЦК) на осуществление городских пассажирских регулярных перевозок на 2019 год произведён аналогично 2018 году — как разность между суммой плановых расходов (на 2019 год с учётом рентабельности) на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и планируемой суммой платы за проезд пассажиров (без учёта бесплатных пассажиропоездок пенсионеров) и провоз багажа на городских пассажирских регулярных маршрутах по регулируемым тарифам.

Таким образом на 2019 год в бюджете города запланированы в полном объёме средства на возмещение недополученных доходов, вследствие перевозки (бесплатного проезда) пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.

При этом в технических задания к муниципальным контрактам на выполнение с 21.12.2018 по 20.12.2019 работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам отсутствует условие обеспечения перевозчиком бесплатного проезда пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов.

Обращаем внимание на то, что в декабре 2018 года были проведены электронные аукционы для определения на 2019 год подрядчиков для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, по результатам которых было заключено 5 муниципальных контрактов, в рамках которых в 2019 году будут осуществляться перевозки пассажиров в том числе по 13 сезонным автобусным маршрутам.

Информация о НМЦК, ценах контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, и отклонениях этих значений представлена в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

№ лотов,

номера сезонных маршрутов

Стоимость работ, рублей

Реквизиты муниципальных контрактов

НМЦК

Цена МК

Отклонения (гр.4- гр.3)

1

2

3

4

5

6

1

Лот № 1

233 063 135,50

233 053 470,70

-9 664,80

МК от 18.12.2018 № 93-ГХ.

Подрядчик – АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта

(АО «СПОПАТ», г. Сургут

в т.ч. по сезонным маршрутам:

43 103 557,79

43 101 816,50

— 1 741,29

1.1

107

14 580 239,04

14 579 650,10

— 588,94

1.2

109/1

8 535 568,61

8 535 222,00

— 346,61

1.3

109/2

5 759 772,72

5 759 542,08

— 230,64

1.4

112

6 403 415,42

6 403 120,72

— 294,70

1.5

113

7 824 562,00

7 824 281,60

— 280,40

2

Лот № 2

166 803 165,47

166 803 165,47

МК от 18.12.2018 № 94-ГХ.

Подрядчик – АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта

(АО «СПОПАТ», г. Сургут)

в т.ч. по сезонным маршрутам:

23 705 166,57

23 705 166,57

0,00

2.1

115

5 495 742,00

5 495 742,00

0,00

2.2

116

6 213 523,65

6 213 523,65

0,00

2.3

117

6 458 796,96

6 458 796,96

0,00

2.4

118

5 537 103,96

5 537 103,96

0,00

3

Лот № 3

121 443 142,28

121 443 142,28

0,00

МК от 20.12.2018 № 95-ГХ.

Подрядчик – ООО «Центр»

(ООО «Центр», г. Сургут)

в т.ч. по сезонным маршрутам:

121 443 142,28

121 443 142,28

0,00

3.1

111

6 265 622,08

6 265 622,08

0,00

3.2

114

6 083 427,23

6 083 427,23

0,00

4

Лот № 4

33 034 775,66

29 739 237,26

-3 295 538,40

МК от 18.12.2018 № 96-ГХ.

Подрядчик – АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта

(АО «СПОПАТ», г. Сургут)

в т.ч. по сезонным маршрутам:

4 748 522,06

4 392 623,66

— 355 898,40

4.1

119

4 748 522,06

4 392 623,66

— 355 898,40

5

Лот № 5

84 995 938,21

42 411 003,72

-42 584 934,49

МК от 19.12.2018 № 97-ГХ.

Подрядчик – ООО «ЗапСибАвто»

(ООО «ЗапСибАвто», г. Тюмень)

в т.ч. по сезонным маршрутам:

9 985 959,76

4 982 116,78

-5 003 842,98

5.1.

110

9 985 959,76

4 982 116,78

-5 003 842,98

ВСЕГО по муниципальным контрактам

198 237 826,40

193 232 242,13

— 45 890 137,69

из них по 13 сезонным маршрутам

93 892 255,49

88 530 772,82

-5 361 482,67

 

Информация о числе пассажиропоездок, тарифах на перевозку и объёме бюджетных средств, полученная в ходе экспертизы дополнительно по электронной почте от специалистов департамента городского хозяйства, представлена в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Наименование показателя

2016

2017

2018

план

факт

план

факт

план

факт

1

Число пассажиро-поездок, ед.

385 100

385 718

391 308

371 481

385 718

385 978

2

Тариф на перевоз-ку пассажиров и багажа автомо-бильным транспортом по муниципальным маршрутам, руб.

22,00

22,00

22,50

22,50

22,50

22,50

3

Всего, руб.

8 472 200,0

8 485 796,0

8 804 430,0

8 358 322,5

8 678 655,0

8 684 505,0

 

Согласно указанной в таблице 2 информации, в период с 2016 по 2018 годы общий объём бюджетных средств, направленных на обеспечение меры дополнительной социальной поддержки в виде бесплатного проезда пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах, менялся следующим образом:

— в 2017 году произошло снижение на 1,5% (с 8 485 796,0 рублей до 8 358 322,5 рублей) вследствие уменьшения числа пассажиропоездок на 3,7% при росте тарифа на 2,3%;

— в 2018 году объем бюджетных средств увеличился на 3,9% (с 8 358 322,5 рублей до 8 684 505,0 рублей) по причине роста числа пассажиропоездок на 3,9% при неизменном тарифе.

По дополнительно представленной информации департамента городского хозяйства, исходя из фактически сложившегося числа пассажиропоездок за 2018 год (385 978) и тарифа в размере 23,50 рублей оценочная экономия бюджетных средств при условии отмены рассматриваемой меры дополнительной социальной поддержки могла бы составить в 2019 году 9 070 483,0 рублей.

Однако, как уже отмечалось в настоящем заключении, на 2019 год в бюджете города средства (9 070 483,0 рублей) на возмещение недополученных доходов, вследствие перевозки (бесплатного проезда) пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости, в автобусах сезонных маршрутов, запланированы в полном объёме, фактически учтены в НМЦК и при заключении муниципальных контрактов.

Таким образом, учитывая, что НМЦК сформирована без учета платы граждан старшего поколения за проезд на сезонных маршрутах по регулируемому тарифу (в общем объеме 385 978 поездок * 23,50 рублей), соответственно сумма доходов занижена, следовательно, цены муниципальных контрактов сформированы так, что предполагается наличие в 2019 году данной льготы на сезонных маршрутах, но обязанность осуществить бесплатные пассажироперевозки пенсионеров в самих муниципальных контрактах, например, как это было предусмотрено контрактами на 2018 год, не предусмотрена.

Контрольно-счетная палата города считает, что до урегулирования данной ситуации рассмотрение проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города на 2017-2019 годы» преждевременно. В случае принятия решения Думы города в представленной редакции неэффективное использование бюджетных средств составит 9 070 483,0 рублей, что является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Председатель
Контрольно-счетной палаты                                             В.И. Жуков

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Ж.А. Шаева

52-82-01

Н.М. Бузорина

52-81-68

А.П. Ромаданова

52-81-76


[1] Участники и инвалиды ВОВ, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника и инвалида ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; лицам, проработавшим в тылу в период ВОВ, определенным пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; гражданам из числа детей участников ВОВ, погибших (умерших, пропавших без вести) в годы войны.

[2] Распоряжение Администрации города от 07.06.2018 № 914 «Об утверждении плана мероприятий по инвентаризации расходных обязательств муниципального образования городской округ город Сургут, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к полномочиям органов местного самоуправления» (далее – распоряжение Администрации города от 07.06.2018 № 914).

[3] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[4] Понятие социально незащищенных категорий граждан приведено на официальном сайте Прокуратуры Ханты-мансийского автономного округа — Югры (http://www.prokhmao.ru/legal-advice/61648/).

[5] Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан старшего поколения в виде бесплатного проезда пенсионеров на сезонных автобусных маршрутах, утверждённый Постановлением Администрации города Сургута от 24.04.2017 № 3274 (далее – Порядок № 3274).