МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О согласовании полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов»
16 сентября 2019 г. № КСП-01-17-53
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 44 Устава города, Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы представленного проекта решения Думы города «О согласовании полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается согласовать полную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) на 2020 год в размере 8,52 процента, на 2021 год в размере 5,28 процентов и на 2022 год в размере 5,35 процента.
В соответствии со статьёй 138 Бюджетного кодекса РФ при составлении бюджета субъекта РФ по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ.
Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 6 Закона ХМАО-Югры от 11.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре», пунктом 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ.
Согласно части 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные городским округом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчётного объёма дотации изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат. В то же время не подлежат компенсации из бюджета субъекта РФ потери бюджета городского округа в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации.
В пояснительной записке департамент финансов Администрации города приводит данные анализа трансфертозамещения с учётом доведённых параметров, согласно которым при условии полной замены дотации потери местного бюджета в 2020 году оцениваются в размере 7 279,6 тыс. рублей, в 2021 году – 125 тыс. рублей, в 2022 году – 2 675,3 тыс. рублей. При этом, в 2019 году отмечается положительная тенденция поступления НДФЛ с превышением плановых назначений. Дополнительные доходы от трансфертозамещения оцениваются департаментом финансов Администрации города в объёме 36 млн. рублей. Такой результат позволяет сделать выводы о возможности получения дополнительных доходов от трансфертозамещения и в плановом периоде.
Анализ проекта решения показал, что при условии поступлений НДФЛ в 2020 году на уровне ожидаемых поступлений 2019 года с учётом прогнозируемого темпа роста заработной платы в размере 3,8%[1] замена дотаций нормативами отчислений НДФЛ может быть оправдана (Таблица).
Таблица
№ п/п |
Наименование |
2019 год (прогноз) |
2020 год (ожидаемое исполнение с учётом темпа роста фонда заработной платы) |
||||
3,8% |
2,45% |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Поступления НДФЛ в местный бюджет (по нормативу 34% плюс по доп. нормативу 8,52%), руб. |
8 194 593 681,67[2] |
8 505 988 241,57 |
8 395 361 226,87 |
|||
2 |
Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет ХМАО-Югры (100%), руб. |
19 272 327 567,43 |
20 004 676 014,99 |
19 744 499 592,83 |
|||
3 |
Доведённый Департаментом финансов ХМАО-Югры объем дотации, руб. |
1 682 262 500,00 |
|||||
4 |
Дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, % |
8,52 |
|||||
5 |
Поступление налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений
(строка 2 * строка 4 / 100), руб. |
1 704 398 396,48 |
1 682 231 365,31 |
||||
6 |
Результат трансфертозамещения в бюджет города
(строка 5 — строка 3), руб. |
+22 135 896,48 |
-31 134,69 |
||||
Из таблицы видно, что «точкой риска» является темп роста заработной платы ниже 2,4% к уровню прогнозных поступлений НДФЛ 2019 года. Вместе с тем, поступления НДФЛ в бюджет города зависят не только от темпа роста заработной платы, но и от многих других факторов. Например, на значительные отклонения от прогнозируемых объёмов поступлений НДФЛ в 2017 году повлияло в том числе уменьшение налогооблагаемой базы вследствие сокращения количества налогоплательщиков (приложение).
По результатам проведённой экспертизы Контрольно-счётная палата города полагает, что проект решения «О согласовании полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
[1] На уровне индекса потребительских цен на 2020 год согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (размещён на сайте http://www.economy.gov.ru). Справочно: в письме Департамента финансов ХМАО-Югры от 05.09.2019 № 20-Исх-3521 обозначено, что реализация решений по индексации фонда оплаты труда на 3,8% с 01.01.2020 по работникам бюджетной сферы, не подпадающим под действие «майских указов Президента РФ», должна обеспечиваться муниципальными образованиями самостоятельно в соответствии с установленными полномочиями органов местного самоуправления.
[2] С учётом оценки департамента финансов Администрации города (сверх поступления по доп. нормативу 36 млн. рублей, по нормативу — 143 661 971,83 рублей плюс 8 014 931 709,84 — утверждённый бюджет).