МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, ул. Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования»
«19» ноября 2019 г. № КСП-01-17-75
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, ул. Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается в целях повышения социальной защищённости предоставить дополнительную меру социальной поддержки многодетным семьям, зарегистрированным и проживающим в жилых помещениях наемного дома социального использования по адресу: город Сургут, ул. Ивана Захарова, дом 12, и заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или договоры найма жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Требований к подготовке и оформлению проектов решений Думы города[1] наименование проекта решения должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, чётким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования.
Отмечаем, что в наименовании проекта решения не указана категория многодетных семей, заключивших договоры найма жилых помещений, которым проектом решения также планируется установить дополнительную меру социальной поддержки. В связи с чем, предлагаем рассмотреть возможность уточнения наименования проекта решения, например, путём исключения слов «жилищного фонда социального использования».
Дополнительную меру социальной поддержки планируется предоставлять в виде снижения платы за наём жилых помещений, утверждённой постановлением Администрации города от 13.02.2017 № 799[2] (далее – плата), путём «частичного освобождения от оплаты инвестиционных расходов (включая доходность собственных инвестиционных расходов)» в следующих размерах:
— 47,76 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для многодетных семей, заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
— 119,40 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для многодетных семей, заключивших договоры найма жилых помещений.
Предоставление данной меры социальной поддержки позволит снизить размер платы указанных категорий многодетных семей с 182,83 до 135,07 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц или на (-) 26,1% по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по договорам найма жилых помещений, соответственно, с 326,11 до 206,71 руб./кв.м или на (-) 36,6%.
Данная мера социальной поддержки согласно проекту решения будет предоставляться в случае, если среднедушевой доход многодетной семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Согласно представленным к проекту решения пояснительной записке департамента городского хозяйства Администрации города и финансово-экономическому обоснованию сумма недополученных в бюджет города доходов составит 97 177,27 рублей в месяц или 1 166 127,24 рублей в год[3].
Отмечаем, что в соответствии со статьёй 8 Положения о бюджетном процессе[4] решения Думы города, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджета города, предполагающие вступление в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, принимаются Думой города до 01 ноября текущего года. В связи с тем, что указанный срок не соблюдён и сумма выпадающих доходов не учтена при формировании проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, в случае принятия данного проекта решения главному администратору доходов бюджета необходимо принять меры по уточнению доходов на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Обращаем внимание, дополнительные меры социальной поддержки являются публичными обязательствами, которые должны исполняться в безусловном порядке в полном объёме. Проектом решения предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки многодетным семьям с 01.01.2020 без ограничения срока действия.
Принимая во внимание основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Сургута, в частности, необходимость реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности системы социального обеспечения населения и оптимизацию мер социальной поддержки населения исходя из соблюдения принципов адресности и нуждаемости[5], предлагаем рассмотреть возможность ограничения срока действия решения, например, изложить часть 4 проекта решения в следующей редакции: «Настоящее решение вступает в силу с 01.01.2020 и действует до 31.12.2022».
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, ул. Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
К.В. Афризонова
52-80-07
Л.А. Бережная
52-83-63
А.П. Ромаданова
52-81-76
[1] Постановление Председателя Думы города Сургута от 10.11.2008 № 48 «О подготовке и оформлении проектов решений Думы города» (далее — Требования к подготовке и оформлению проектов решений Думы города).
[2] Постановление Администрации города Сургута от 13.02.2017 № 799 «Об установлении размеров платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и найма жилых помещений, расположенных в наемном доме социального использования по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12».
[3] Расчет произведён исходя из общей площади жилых помещений (1 532,2 кв.м), занимаемых 19 многодетными семьями в наёмном доме социального использования.
[4] Решение Думы города Сургута от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут».
[5] Пункт 2 раздела II распоряжения Правительства ХМАО — Югры от 14.09.2018 № 464-рп «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, характеристиках проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».