В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2008 год, утвержденным решением Думы города Сургута от 29.02.2008 № 349-IV ДГ, проведена проверка эффективности деятельности и использования муниципального имущества СГМУП «Городские тепловые сети», СГМУП «Горводоканал» в 2007 году.
В ходе проверки выявлено:
1. Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Сургута (пункт 9 ст.14), утвержденное решением Сургутской городской Думы от 28 декабря 2005 г. №551-IIIГД, противоречит Федеральному закону от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает проведение обязательной оценки объектов, передаваемых в аренду.
2. В результате проверки учредительных документов и локальных нормативных документов установлено:
— Устав СГМУП «ГТС» — пункт 4.2 главы 4 «Обязанности предприятия» «ежегодно перечислять часть прибыли в бюджет города, полученной предприятием по итогам года после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размере и в сроки, устанавливаемые Думой города при принятии бюджета» не соответствует пункту 26 статьи 31 Устава города, пункту 6 статьи 7 главы 3 «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Сургута», утвержденного решением Думы города от 28.12.2005г. № 551-IIIГД. В проверяемом периоде Думой города Сургута устанавливался размер (норматив) отчислений, а порядок и сроки перечисления части прибыли при принятии бюджета не устанавливались;
— «Положение о формировании и использовании средств фондов выплат из прибыли» СГМУП «ГВК» предусматривает формирование фондов как за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, так и за счет прибыли текущего года, что противоречит статье 16 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пунктам 5.10, 5.11 Устава предприятия, в соответствии с которыми предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, создает резервный фонд, а также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
3. Предприятиями допущены нарушения «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Сургута», утвержденного решением Думы города от 28.12.2005г. № 551-IIIГД, в части сроков закрепления основных средств, объектов, введенных в эксплуатацию и числящихся в составе незавершенного строительства, на праве хозяйственного ведения.
4. Предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, которое за ними не закреплено на праве хозяйственного ведения.
Ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности, фактически эксплуатируемые объекты в составе основных средств не учитываются, амортизация по ним не начисляется, что влечет за собой завышение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, искажает реальную стоимость чистых активов, уменьшает источник финансирования капитальных вложений для проведения реконструкции и модернизации основных средств.
5. В нарушение Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Сургута, утвержденного решением городской Думы от 20.02.2002 №150-IIIГД, департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города закреплены за СГМУП «Городские тепловые сети» нежилые помещения, которые предприятию для производственной деятельности были не нужны.
6. СГМУП «ГТС» в нарушение п.6 гл.6 «Положения о порядке управления жилищным фондом в городе Сургуте», утвержденного решением Сургутской городской Думы от 16.05.2002 №139-III ГД, самостоятельно принято решение о предоставлении жилых помещений, приобретенных в порядке мены муниципального имущества, работникам своей организации.
7. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города нарушается распоряжение Администрации г. Сургута от 29 декабря 2006 г. №2574 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации города Сургута» в части сроков рассмотрения запросов, поступающих от предприятий.
8. СГМУП «ГТС» допущены нарушения ГК РФ в части порядка заключения договоров на торгах и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №585 в части процедуры проведения аукциона по продаже муниципального имущества.
9. СГМУП «Городские тепловые сети» в нарушение Постановления Главы города от 21 сентября 2006 г. №43 «Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города» неверно произведен расчет арендной платы.
10. Объемы производства и реализации уменьшились по сравнению с плановыми объемами 2007 года и фактическими объемами 2006 года:
— СГМУП «Городские тепловые сети» — тепловой энергии, в том числе производство тепловой энергии собственными котельными, питьевой воды, подъем воды из собственных скважин;
— СГМУП «Горводоканал» — добываемой, очищаемой и отпускаемой воды, очищаемых стоков наряду с увеличением числа потребителей коммунальных услуг.
11. Фактическая себестоимость по сравнению с плановой себестоимостью единицы продукции по видам коммунальных услуг за 2007 год изменилась следующим образом:
СГМУП «ГТС» — на услугу теплоснабжения снизилась на 2,4%;
— на услугу водоснабжения увеличилась на 15,4% .
СГМУП «ГВК» — на услугу водоснабжения снизилась на 2,5%;
— на услугу водоотведения увеличилась на 9,2%.
12. СГМУП «ГТС» допущено завышение плановых расходов на приобретение электрической энергии для собственного производства тепловой энергии.
13. Кредиторская задолженность Предприятий увеличилась с начала года:
— СГМУП «ГТС» на 25,3%;
— СГМУП «ГВК» на 43,0%.
Дебиторская задолженность Предприятий на конец 2007 года:
— СГМУП «ГТС» осталась на прежнем уровне (уменьшилась на 0,1%);
— СГМУП «ГВК» увеличилась на 8,3%.,
в том числе, дебиторская задолженность покупателей и заказчиков:
— СГМУП «ГТС» увеличилась с начала года на 11% ,
— СГМУП «ГВК» увеличилась с начала года на 15,3%.
Доля просроченной дебиторской задолженности УК и ТСЖ увеличилась по СГМУП «ГВК» в 2,72 раза. Изменение порядка расчетов с поставщиками коммунальных услуг, перераспределение жилищного фонда между УК и ТСЖ, неплатежи граждан отрицательно влияют на финансовое состояние Предприятий.
14. Показатели финансового состояния Предприятий характеризуются в основном ухудшением финансового положения, снижением ликвидности и платежеспособности по сравнению с 2006 годом. Рентабельность производства и реализации продукции (услуг) в СГМУП «ГТС» снизилась, соответственно снизилась прибыль. Финансовый результат работы СГМУП «ГВК» за 2007 год значительно выше уровня 2006 года, прибыль до уплаты налогов увеличилась в 3,2 раза, рентабельность производства и реализации услуг увеличилась.
15. Одним из показателей эффективности использования муниципального имущества является доход от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, муниципальных унитарных предприятий, которые составили:
— СГМУП «ГТС» в сумме 7 340 987,0 руб.;
— СГМУП «ГВК» в сумме 4 144 752,7 руб., задолженность предприятия за 2007 год в сумме 3 476 тыс.руб.
Председатель Контрольно-счетной палаты города М.В.Ольшанникова