В соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты города на 2009 год, утверждённым решением Думы города от 26.12.2008 №482-IV ДГ, за период с 01.01.2007 по 30.06.2009 проведена проверка законности установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в оперативное или доверительное управление, полноты и своевременности перечисления платы в местный бюджет.
В ходе проверки выявлены положительные результаты в сфере размещения и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности:
1. Плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, является одним из источников доходов местного бюджета.
В 2007 году в бюджет города поступило 3 056 717,48 руб., в 2008 году – 20 558 137,70 руб., что на 17 501 420,22 руб. или в 6,7 раза больше, чем в 2007 году, что связано с увеличением числа выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и, соответственно, числа действующих договоров, а также с увеличением базовой ставки с 30.06.2008 в 1,5 раза.
2. По состоянию на 30.06.2009 на объектах муниципальной собственности размещалось 1324 рекламных конструкции (без учёта конструкций малого формата), в том числе незаконно – 113 конструкций или 8,5% от общего числа рекламных конструкций.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города предпринимаются определённые меры, направленные на предупреждение и устранение нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе в части законности установки и эксплуатации рекламных конструкций: рекламораспространителям направляются предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций; предписания о демонтаже незаконных рекламных конструкций, владельцы которых неизвестны, опубликовываются в официальных информационных изданиях.
В целом в проверяемом периоде 2007 г., 2008 г., I полугодие 2009 г. отмечается положительная тенденция снижения числа рекламных конструкций (рекламных щитов), незаконно установленных на объектах муниципальной собственности.
3. В проверяемом периоде 2007 г., 2008 г., 1 полугодие 2009 г. демонтировано 75 рекламных конструкций, в том числе собственниками рекламных конструкций – 13, органом местного самоуправления – 30, Сургутской торгово-промышленной палатой – 32.
А также проблемы и замечания:
1. Пункт 2.1. Правил распространения наружной рекламы на территории города Сургута, утверждённых решением Думы г. Сургута от 29.09.2006 №74-IV ДГ, согласно которому размещение объектов наружной рекламы допускается в соответствии с разработанными, согласованными и утверждёнными проектами территориального размещения объектов наружной рекламы (схемами территориального размещения), противоречит пункту 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
2. В нарушение положений главы 21 Налогового кодекса РФ департамент архитектуры и градостроительства Администрации города не осуществляет исчисление и уплату налога на добавленную стоимость (НДС). Согласно условиям договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций цена указывается без учёта НДС, функции налогового агента возложены на рекламораспространителя.
3. Дебиторская задолженность рекламораспространителей перед бюджетом по состоянию на 30.06.2009 по сравнению с дебиторской задолженностью на 01.01.2008 года увеличилась на 5 460 558,62 руб. и составила 5 820 769,88 руб.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города работа по взысканию сумм задолженности за установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводится нерегулярно, меры воздействия на недобросовестных рекламораспространителей, предусмотренные условиями заключённых договоров и действующим законодательством, принимаются не в полной мере.
4. Бюджетный учёт расчётов с рекламораспространителями департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города ведётся с нарушением требований Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой приказами Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н (срок действия по 31.12.2008) и от 30.12.2008 № 148н, а именно: отражение в бюджетном учёте начисленных и полученных сумм платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также начисленных и полученных сумм пени производилось не по мере совершения операций на основании первичных учётных документов, а ежемесячно одномоментно (одной цифрой).
5. Рекламные конструкции, за исключением рекламных щитов и перетяжек над проезжей частью улицы (рекламные щиты малого формата, растяжки на дорожных ограждениях и др.) находятся практически вне сферы контроля. Информация об их количестве отсутствует, сбор данной информации затруднителен ввиду мобильности данных видов рекламных конструкций, по этой же причине эффект от их демонтажа кратковременен.
6. Количество рекламных конструкций, демонтированных собственниками, в разы меньше количества предписаний о демонтаже незаконных рекламных конструкций, направленных рекламораспространителям. В проверяемом периоде исковые заявления о принудительном осуществлении демонтажа рекламных конструкций в судебные органы не направлялись.
7. В проверяемом периоде заключение договоров с рекламораспространителями на размещение социальной рекламы не осуществлялось, средства на размещение социальной рекламы (для оплаты использования рекламных конструкций) в бюджете города не предусматривались. Обязательства муниципального образования исполнялись за счёт коммерческих организаций, что является нарушением статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой вопросы местного значения должны решаться за счёт средств местного бюджета.
Заключение Контрольно-счетной палаты города по итогам проверки от 17.11.2009 № 89 направлено в адрес Главы города и Председателя Думы города.
Председатель Контрольно-счетной палаты города
М.В. Ольшанникова