МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»
« 13 » сентября 2022 г. № КСП-01-17-51
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается:
1) приостановить до 01.09.2023 действие решения Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» в части бесплатной доставки обучающихся начальных классов, проживающих в микрорайонах 36-45 и «ПИКС», в муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы №№ 15, 20 и 32 и обратно.
2) обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной решением, в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2022, 2023 годы и плановый период 2024-2025 годов.
На основании статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, предусматривающих указанное право. При этом финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры установление за счет средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города. Таким образом, представленный проект решения не противоречит действующему законодательству.
Вышеуказанные меры поддержки предусмотрены в бюджете города на 2022-2024 годы (утверждён решением Думы города от 22.12.2021 № 51-VII ДГ[1]). Бюджетные ассигнования на предоставление дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений утверждены в объёме 97 200,00 тыс. рублей на 2022 год, по 12 291,94 тыс. рублей ежегодно – на 2023-2024 годы.
В составе материалов к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в 2023-2025 годах (далее – потребность в бюджетных средствах), составит 284 835,00 тыс. рублей, в том числе:
— 84 575,00 тыс. рублей в 2023 году;
— 100 130,00 тыс. рублей в 2024 году;
— 100 130,00 тыс. рублей в 2025 году.
Таким образом, потребность в бюджетных средствах больше объема бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы города от 22.12.2021 № 51-VII ДГ, в:
— 2023 году на 72 283,06 тыс. рублей (84 575,00 — 12 291,94 тыс. рублей);
— 2024 году на 87 838,06 тыс. рублей (100 130,00 — 12 291,94 тыс. рублей).
Расчёт объёма бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2023-2025 годах, произведён исходя из количества транспортных средств (43 ед.), количества часов и дней оказания транспортных услуг и стоимости 1 часа оказания транспортных услуг (2,5 тыс. рублей).
По информации департамента финансов Администрации города к проекту решения:
«- обеспечение потребности в полном объеме в настоящее время не представляется возможным;
— в целях проведения в 2022 году конкурсных процедур для обеспечения расходов на 1 полугодие 2023 года выделены дополнительные средства в объеме 23 100 000,00 рублей;
— вопрос финансового обеспечения оставшейся потребности будет рассмотрен в процессе исполнения 2023 года за счет экономии бюджетных средств».
Обращаем внимание, что пунктом 2 проекта решения предлагается «пункт 2 части 2 решения Думы города от 27.12.2013 № 454-V изложить в следующей редакции: «обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной решением, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2022, 2023 годы и плановый период 2024-2025 годы».
Наличие необеспеченной потребности в бюджетных средствах для предоставления дополнительной меры социальной поддержки, которая является публичным обязательством, противоречит принципу безусловного исполнения расходных обязательств муниципального образования, а также содержит риск неисполнения положений решения.
Согласно пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, с целью соблюдения положений бюджетного законодательства Администрации города при составлении проекта бюджета городского округа Сургут на 2023-2025 годы необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение дополнительной меры социальной поддержки в полном объёме.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Иваницына Ольга Раисовна
тел. 52-80-03
[1] Решение Думы города от 22.12.2021 № 51-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов» (в редакции от 02.08.2022 № 180-VII ДГ, далее — решение Думы города от 22.12.2021 № 51-VII ДГ).