МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД
«Об установлении земельного налога»
15 сентября 2022 г. № КСП-01-17-52
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается:
1) дополнить раздел 5 «Налоговые льготы» пунктом 5.53, согласно которому «освобождаются от уплаты земельного налога в размере 50% аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и признаваемые налогоплательщиками в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов связи и центров обработки данных, на период с 01.01.2022 по 31.12.2024»;
1) уточнить формулировку пункта 5.4 приложения к решению городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – решение Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД), конкретизировав понятие «льготные категории налогоплательщиков» в целях применения налоговой льготы садоводческими или огородническими некоммерческими товариществами и гаражными кооперативами ввиду неоднозначности толкования пункта в действующей редакции решения Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД.
Нормы проекта решения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Согласно статье 15, пункту 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) земельный налог является местным, льготы по нему устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, внесение изменений в решение Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД в части предоставления налоговой льготы в виде освобождения от уплаты части земельного налога с распространением действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту решения налоговая льгота вводится с учётом обращения Депинформтехнологий Югры в целях реализации пункта 9.3 перечня поручений по итогам совещания с федеральными и региональными руководителями цифровой трансформации 20.05.2022, Указа Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».
Согласно проекту решения налоговую льготу предлагается установить в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и признаваемых налогоплательщиками в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьёй установлен перечень объектов налогообложения, а также исключения из него. Учитывая, что вопросы признания (не признания) организаций и физических лиц плательщиками земельного налога регулируются статьёй 388 Налогового кодекса РФ, предлагаем скорректировать в пункте 2 части 1 проекта решения ссылку на правовую норму, заменив слова «в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации» словами «в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации».
В результате установления налоговой льготы предполагаются выпадающие доходы бюджета города (налоговые расходы) в сумме 287,7 тыс. рублей в 2022 году, 306,2 тыс. рублей в 2023 году, 332,3 тыс. рублей в 2024 году. Согласно проведённой куратором налогового дохода[1] оценке планируемый к установлению налоговый расход признан целесообразным и соответствующим цели стратегии социально-экономического развития муниципального образования – формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку инвестиций, развитию инноваций в интересах устойчивого социально-экономического развития города. Одним из потенциальных получателей налоговой льготы является МКУ «Управление информационных технологий и связи», в связи с чем выпадающие доходы бюджета ожидаются в сумме 239,9 тыс. рублей в 2022 году, 254,4 тыс. рублей в 2023 году, 272,6 тыс. рублей в 2024 году (вследствие корректировки расходов бюджета города на оплату учреждением земельного налога).
В случае принятия проекта решения потребуется уточнение доходной части бюджета города с учётом вновь установленного налогового расхода.
2. В части редакции пункта 5.4 приложения к решению Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД с целью исключения неоднозначного толкования вопроса о действии проекта решения по кругу лиц предлагаем уточнить формулировку пункта 1 части 1 проекта решения, изложив его, например, в следующей редакции:
«1) пункт 5.4 раздела 5 приложения к решению изложить в следующей редакции:
«5.4. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества и гаражные кооперативы имеют право на применение соответствующей налоговой льготы в отношении земельных участков, которые находятся в пользовании или владении льготных категорий налогоплательщиков, указанных в пунктах 5.2, 5.3 раздела 5 приложения к решению.».
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Рогаченко Вероника Сергеевна
52-83-76
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76
[1] Управление инвестиций, развития предпринимательства и туризма Администрации города.