МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов»
19 сентября 2022 г. № КСП-01-17-55
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного проекта решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается согласовать полную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в бюджет муниципального образования городской округ город Сургут:
— на 2023 год в размере 10,17 процента;
— на 2024 год – 8,09 процента;
— на 2025 год – 8,91 процента.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ[1] при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ. Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ устанавливаются на срок не менее трех лет. Изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в течение текущего финансового года не допускается.
Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 3 статьи 6 Закона ХМАО-Югры[2] от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре» (далее – Закон № 132-оз), частью 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ.
Пунктом 2 статьи 6 Закона № 132-оз предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) состоят из двух частей, одна из которых предоставляется муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Вторая часть дотаций предоставляется муниципальным районам (городским округам) исходя из численности жителей муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя.
Согласно пункту 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные городским округом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчётного объёма дотации изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат. В то же время не подлежат компенсации из бюджета субъекта РФ потери бюджета городского округа в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации.
В пояснительной записке к проекту решения департамент финансов Администрации города приводит данные анализа трансфертозамещения с учётом доведённых Департаментом финансов ХМАО-Югры[3] параметров, согласно которым при условии полной замены дотации дополнительные поступления в местный бюджет в 2023 году оцениваются в размере 2 287 532 482,85 рубля, в 2024 году – 1 920 738 991,90 рубля, в 2025 году – 2 237 033 798,71 рубля.
По данным финансового органа в 2022 году отмечается положительная динамика поступления НДФЛ. Рост поступлений НДФЛ за 8 месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 109,4 %. Поступление НДФЛ в консолидируемый бюджет автономного округа с территории города Сургута в 2023 году прогнозируется на уровне 22 492 944 767,45 рубля, что на 83 213 204,03 рубля больше прогнозируемого Департаментом финансов ХМАО-Югра уровня поступлений НДФЛ.
Такой результат позволяет сделать предположение о возможности получения дополнительных доходов от трансфертозамещения и в плановом периоде.
В соответствии со статьями 160.1, 174.1 Бюджетного кодекса РФ Администрацией города и главным администратором доходов бюджета (налоговым органом) прогнозирование (планирование) поступлений НДФЛ осуществляется исходя из оценки поступлений и индекса роста фонда заработной платы, индекса потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития городского округа Сургут на среднесрочную перспективу. Например, на 2022 год расчет поступлении НДФЛ осуществлён исходя из индекса роста фонда заработной платы в размере 105,1 %, индекса потребительских цен на конец года в размере 103,5 % по базовому варианту социально-экономического развития города, предусмотренному прогнозом социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут ХМАО — Югры на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов, одобренного постановлением Администрации города от 15.10.2021 № 8911. На 2023 год финансовым органом при расчете НДФЛ учтены индекс роста фонда заработной платы в размере 105,5 %, индекс потребительских цен на конец года в размере 106,1 %.
Анализ поступлений НДФЛ в агрегированном виде с учётом методики планирования доходов главным администратором доходов бюджета показал, что при условии поступлений НДФЛ в 2023 году на уровне ожидаемых поступлений 2022 года с учётом прогнозируемого темпа роста заработной платы в размере 105,6 %[4], индекса потребительских цен в размере 104,0 % (по базовому варианту) замена дотаций нормативами отчислений НДФЛ может быть оправдана. Вместе с тем, поступления НДФЛ в бюджет города зависят не только от темпа роста заработной платы, но и от других факторов (непредвиденные колебания в экономике Российской Федерации, ХМАО-Югры и муниципального образования городской округ Сургут, изменение налогового законодательства и другие). Например, более 340 млн. рублей не исполнены прогнозные назначения по НДФЛ в 2017 году в том числе в результате уменьшения налогооблагаемой базы вследствие сокращения количества налогоплательщиков, более 161 млн. рублей в 2020 году – в том числе в результате распространения новой короновирусной инфекции COVID-19. Кроме того, в 2023 году существуют риски поступления НДФЛ в меньшем объёме, чем прогнозируется, в случае недостижения темпов роста фонда заработной платы по территории.
Справочно, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 132-оз в письме Департамента финансов ХМАО-Югры от 13.09.2022 № 20-Исх-3659 обозначено, что решения представленных органов о замене, представленные после 1 октября текущего финансового года, при составлении бюджета автономного округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов не учитываются. Муниципальные образования автономного округа, не представившие решения о замене в указанный срок считаются отказавшимися от замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ на 2023-2025 годы.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Лариса Александровна
52-83-63
[1] Здесь и далее по тексту под РФ понимается Российская Федерация.
[2] Здесь и далее по тексту под ХМАО-Югра понимается Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
[3] Письмо от 13.09.2022 № 20-Исх-3659.
[4] По данным постановления Администрации города от 14.02.2022 № 1049 «Об утверждении бюджетного прогноза городского округа город Сургут на долгосрочный период до 2030 года».