МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для осуществления отдельных государственных полномочий и признании утратившими силу некоторых решений Думы города»
« 14 » октября 2022 г. № КСП-01-17-61
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для осуществления отдельных государственных полномочий и признании утратившими силу некоторых решений Думы города» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается:
1) утвердить Порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для осуществления отдельных государственных полномочий:
— по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— по осуществлению деятельности по опеке и попечительству;
— в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда;
— в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
— по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности.
2) признать утратившими силу некоторые решения Думы города.
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. В соответствии со статьёй 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Данные расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 3 статьи 7 Закона ХМАО-Югры[2] от 12.10.2005 № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», пунктом 1 статьи 5 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния», а также пунктом 4 Порядка расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры местным бюджетам для осуществления отдельных переданных государственных полномочий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённого постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30.04.2015 № 124-п.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 65 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятого решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города), финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа, осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций в установленном действующим законодательством порядке. Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определенных нормативными правовыми актами Думы города.
Таким образом, подготовка и принятие проекта решения, устанавливающего Порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для осуществления отдельных государственных полномочий (далее – Порядок), не противоречит действующему законодательству.
2. Проект решения подготовлен с соблюдением положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Частью 2 Порядка предлагается установить один случай использования собственных финансовых средств – если расчётная потребность на реализацию отдельного государственного полномочия выше доведённого объёма субвенций.
В указанном случае, рекомендуем Администрации города по результатам анализа бюджетных ассигнований, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, рассмотреть возможность обращения в Правительство ХМАО-Югры с предложением об изменении методики расчёта объёма субвенций и/или увеличении предельных нормативов (например, предельного размера текущих расходов).
3. Обращаем внимание, что проектом решения не установлены случаи и порядок использования собственных материальных ресурсов для осуществления отдельных государственных полномочий, при этом наименование проекта решения содержит указание на наличие такого порядка. В связи с чем, предлагаем Администрации города привести во взаимное соответствие наименование и содержание проекта решения.
4. Частью 3 Порядка предусмотрено, что в случае недостатка средств бюджета города для осуществления отдельных государственных полномочий по причине возникновения непредвиденных расходов в течение текущего финансового года, объём финансовых средств может быть увеличен в пределах средств бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, за которым закреплены расходы на отдельные государственные полномочия в ведомственной структуре расходов бюджета города.
Предлагаемую частью 3 Порядка норму рекомендуем исключить как противоречащую статье 12 Положения о бюджетном процессе в городском округе Сургут ХМАО-Югры, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, согласно которой:
— изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение Думы города о бюджете города вносятся в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
— в решении Думы города о бюджете города могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение Думы города о бюджете города (Справочно, такие основания предусмотрены частью 21 решения Думы города от 22.12.2021 № 51-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2022 год и плановый период 2023 — 2024 годов»).
5. По результатам анализа направлений расходования средств местного бюджета, предлагаемых к утверждению частью 4 Порядка, обращено внимание, что установлен различный перечень расходов по отдельным государственным полномочиям (таблица). Причины и обоснования установления таких перечней расходов в материалах к проекту решения не представлены.
таблица
Информация о направлениях расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий
6. Согласно части 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, дает характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия, формулируются предложения по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, необходимых для реализации данного правового акта, называются муниципальные правовые акты, требующие признания утратившими силу, а также требующие изменения в связи с принятием вносимого проекта, включаются другие необходимые сведения.
В пояснительной записке к проекту решения указано, что объёмов доводимых субвенций на исполнение переданных отдельных государственных полномочий недостаточно. При этом какой-либо анализ достатка/недостатка объёмов субвенций не представлен.
К проекту решения представлено только экономическое обоснование расходов управления по опеке и попечительству в связи с принятием Закона ХМАО-Югры от 24.02.2022 № 10-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и признании утратившим силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» на общую сумму 18 575 261,98 рубля (строка 3 таблицы), в том числе на:
— компенсацию за неиспользованный отпуск 49 шт.ед на сумму 3 797 164,02 рубля;
— выплату выходного пособия (в случае сокращения 42 шт. ед.) – 2 809 767,30 рубля;
— единовременную компенсацию в размере двукратного среднего заработка (в случае сокращения 42 шт. ед.) – 5 251 264,92 рубля;
— премирование по итогам года – 6 717 065,74 рубля.
Учитывая, что вышеуказанные выплаты связаны с осуществлением переданных государственных полномочий, то в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации они должны быть профинансированы за счет средств бюджета ХМАО-Югры. Выплаты, связанные с сокращением штатных единиц управления по опеке и попечительству по соответствующим видам расходов, могут быть произведены за счет субвенций на основании Порядка расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры местным бюджетам для осуществления отдельных переданных государственных полномочий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённого постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30.04.2015 № 124-п, приказа Департамента финансов ХМАО-Югры от 28.12.2021 № 26-нп «О Порядке определения перечня и кодов целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры муниципальным районам и городским округам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, на 2022 — 2024 годы».
Администрацией города направлено письмо в адрес Департамента социального развития автономного округа о дополнительной потребности «в связи с вертикализацией государственных полномочий» (приложено к материалам проекта решения). На момент проведения настоящей экспертизы ответ не поступил (по устной информации). В случае исполнения обязательств Правительством автономного округа средства местного бюджета не потребуются.
Обращаем внимание, что выплаты сокращенным штатным единицам управления по опеке и попечительству в виде среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй-шестой месяцы со дня увольнения не могут быть произведены в рамках рассматриваемого проекта решения, так как с 01 января 2023 года государственные полномочия в сфере опеки и попечительства будут прекращены (за исключением полномочий по ремонту жилых помещений, единственными собственниками которых либо собственниками долей в которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные доли в которых принадлежат на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению вышеуказанным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Кроме того, в связи с принятием нового Порядка частью 2 проекта решения предлагается признать утратившими силу решения Думы города от 28.12.2010 № 853-IV ДГ[3] (с изменениями), от 20.06.2013 № 347-V ДГ[4] (с изменениями), что не противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем, на основании решений Думы города от 28.12.2010 № 853-IV ДГ, от 20.06.2013 № 347-V ДГ решением о бюджете[5] предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств местного бюджета на исполнение следующих государственных полномочий (строка 2 таблицы):
— по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 Закона ХМАО-Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» в сумме 3 482 785,82 рубля на 2022 год, 3 177 091,32 рубля на 2023 год, 3 151 798,32 рубля на 2024 год (расходы на выплаты персоналу муниципальных органов, закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд);
— на государственную регистрацию актов гражданского состояния – 1 076 000,00 рублей на 2022 год (расходы на выплаты персоналу муниципальных органов).
Таким образом, в случае принятия проекта решения по расчётам Контрольно-счетной палаты города объём бюджетных ассигнований на осуществление переданных государственных полномочий за счет средств местного бюджета на 2022-2024 годы может составить 29 462 937,44 рубля.
В связи с представлением экономического обоснования, несоответствующего положениям части 10 статьи 38 Регламента Думы города, сформировать вывод об объёме бюджетных ассигнований, необходимых для реализации данного проекта решения, в рамках настоящей экспертизы не представилось возможным.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для осуществления отдельных государственных полномочий и признании утратившими силу некоторых решений Думы города» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Лариса Александровна,
528363
Ромаданова Алла Петровна,
528176
[1] Письмо Думы города от 07.10.2022 исх.№ 18-02-1675/2.
[2] Здесь и далее по тексту под ХМАО-Югра, автономный округ понимается Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
[3] Решение Думы города от 28.12.2010 № 853-IV ДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности».
[4] Решение Думы города от 20.06.2013 № 347-V ДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния».
[5] Решение Думы города от 22.12.2021 № 51-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2022 год и плановый период 2023 — 2024 годов».