МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ
«О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования
городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев»
«21» ноября 2022 г. № КСП-01-17-72
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее – проект решения).
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
Проектом решения предлагается изменить[2] способ реализации права по созданию приюта для животных путем дополнения правом Администрации города по:
— реконструкции здания, строения, сооружения, используемых для содержания животных;
— обустройству помещений и территории, используемых для содержания животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека, а также созданию технических, технологических условий, необходимых для их функционирования.
Согласно части 1 и части 3 статьи 16 Закона об ответственном обращении с животными[3] приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
Таким образом, приюты могут представлять собой государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, их могут создавать также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных.
Согласно пункта 2 части 2 решения Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ[4] Администрация города вправе осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев путем создания муниципального приюта для животных и обеспечения его функционирования на территории городского округа.
В решении Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ не конкретизировано в какой организационно-правой форме может быть создан и функционировать муниципальный приют для животных.
При этом, в пункте 1 части 2 решения Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ предусмотрено осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев путем проектирования и строительства здания, строения, сооружения для размещения муниципального приюта для животных.
Иными словами, в решении Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ устанавливается право по созданию муниципального имущества (в том числе здания, строения, сооружения) для размещения муниципального приюта (субъекта гражданских прав) для животных, право на создание которого предусмотрено пунктом 2 части 2 решения Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на создание приютов для животных, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30.12.2021 № 637-п[5], в целях Порядка под созданием приюта для животных понимается строительство, реконструкция здания, строения, сооружения, обустройство помещений и территории, используемых для содержания животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека, а также создание технических, технологических условий, необходимых для их функционирования.
Таким образом, Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО – Югры не регулирует вопросы создания муниципальных приютов как субъектов, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, а устанавливает правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО-Югры на создание приютов для животных как движимого и недвижимого имущества.
Таким образом, используемые в постановлении Правительства ХМАО-Югры от 30.12.2021 № 637-п и части 1 статьи 16 Закона об ответственном обращении с животными понятия «создание приюта для животных» не тождественны.
В проекте решения редакция пункта 1 части 2 решения Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ не содержит формулировку «для размещения муниципального приюта для животных».
Следовательно, установленное решением Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ ограничение на размещение в созданных муниципальных объектах исключительно муниципальных приютов для содержания животных проектом решения предлагается исключить. Обоснование исключения из решения Думы такой формулировки как «для размещения муниципального приюта» в материалах к проекту решения не содержится.
В соответствии со статьей 7.1 Устава города[6] вопрос о реализации не отнесенных к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав относится к исключительной компетенции Думы города.
При этом, в материалах к проекту решения не представлена информация о наличии/отсутствии дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях, связанных с дополнением способов создания приютов для животных, в связи с чем Контрольно-счетной палатой города финансового-экономическая экспертиза не проводилась.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Ванеева Елена Викторовна, 52-83-60
Шаева Жанна Александровна, 52-82-01
[1] Письмо Думы города от 16.11.2022 исх.№ 18-02-1961/2.
[2] В действующей редакции решения Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ Администрация города вправе осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев путем проектирования строительства здания, строения, сооружения для размещения муниципального приюта для животных.
[3] Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об ответственном обращении с животными).
[4] Решение Думы города Сургута от 04.03.2022 № 97-VII ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее — решение Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ).
[5] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 30.12.2021 № 637-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса» (далее- постановление Правительства ХМАО-Югры от 30.12.2021 № 637-п, Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО — Югры).
[6] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.