Заключение № 01-17 -209/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы»

Утверждаю
Председатель Контрольно-
счётной палаты города Сургута
________________ И.И. Володина
«02» декабря 2013г.

 

Заключение № 01-17 -209/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса
в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы»

 

1. Общие положения

 

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1    статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170 — IV ДГ (с изменениями), частью 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 №358-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы»  (далее – Программа) на соответствие Бюджетному Кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 №5159 (с изменениями, далее — Порядок), иным законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

По результатам проведённой экспертизы  подготовлено настоящее заключение, выводы сформированы на основании представленных документов и информации.

 

2. Анализ проекта Программы
 

2.1.           При оценке соответствия положений Программы требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов установлено следующее:

2.1.1.    Проект Программы разработан в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.02.2013 № 51-п.

На момент проведения экспертизы  постановлением Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 420-п утверждена новая государственная программа ХМАО – Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 – 2020 годах».

2.1.2.     Паспорт Программы утвержден распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3105 «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы» (с изменениями от 09.10.2013 № 3493).

В соответствии с распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3105 (с изменениями) администратором Программы является департамент имущественных и земельных отношений Администрации города (далее – Департамент).

Структура Программы по разделам соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка.

2.2. В результате анализа целей и задач Программы, а также мер по их исполнению установлено следующее.

2.2.1. Целью реализации Программы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на территории муниципальное образования городской округ город Сургут. Для достижения поставленной цели определена задача по осуществлению государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

На региональном уровне для достижения целей, определённых государственной программой ХМАО-Югры, предусмотрен  более широкий спектр задач, в том числе: увеличение объемов производства и переработки основных  видов продукции растениеводства, развитие племенного животноводства, развитие социально значимых отраслей животноводства, развитие молочного животноводства, обеспечение воспроизводства и увеличение рыбных ресурсов, осуществление мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории автономного округа.

Цель и задача программы сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов, утвержденного Постановлением Администрации города № 7920 от 31.10.2013.

Цель и задача программы не соответствуют основным направлениям бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов, утвержденным Постановлением Администрации города № 7364 от 11.10.2013. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса на территории муниципального образования городской округ город Сургут и государственная поддержка сельскохозяйственного производства к числу приоритетных направлений расходов местного бюджета не отнесены.

2.2.2. Решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы предусмотрено посредством осуществления мероприятий по государственной поддержке сельхозпроизводителей путём предоставления субсидии на возмещение части затрат: на производство и реализацию продукции животноводства, растениеводства, вылов и реализацию товарной пищевой рыбы (в том числе искусственно выращенной), товарной пищевой рыбопродукции, на развитие материально-технической базы (за исключением личных подсобных хозяйств).

 Мероприятия Программы соответствуют мероприятиям, предусмотренным  государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2014 — 2020 годах», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 420-п.

Реализация мероприятий Программы предусмотрена посредством наделения органа местного самоуправления отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства и осуществляется администратором путем предоставления финансовой поддержки в соответствии с условиями, определенными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.03.2011 № 53-п «О Порядке предоставления субсидий на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли, а также на развитие материально-технической базы малых форм хозяйствования», постановлением Администрации города от 24.12.2012 № 9896 «О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по производству и реализации продукции животноводства и растениеводства, по выпуску и реализации рыбопродукции».

2.3. По результатам анализа состава и установленных значений программных показателей установлено следующее.

2.3.1. Предусмотренные Программой показатели не позволяют определить результативность проводимых мероприятий и затрачиваемых на них средств, так как предоставление государственной помощи само по себе не гарантирует устойчивое развитие производства. Наращивание объёмов производства может носить временный характер (1-2 года), не предполагающий процесс, направленный на изменение основных производственных  фондов, с целью их усовершенствования.

2.3.2. В отличие от целевых показателей, предусматриваемых муниципальной Программой, целевые показатели Программы регионального уровня (вступающий в силу с 01.01.2014), содержат расширенный перечень показателей непосредственных результатов, характеризующих развитие производства, например: индекс производства продукции сельского хозяйства, индекс физического объема инвестиций в основной капитал, рентабельность сельхозпроизводителей, производство скота птицы на убой, прирост производства на убой.

2.3.3. Целевые показатели результатов реализации Программы в разрезе приведённых в Программе мероприятий рассчитывались Департаментом прямым счётом, исходя из планируемых объёмов производства/вылова и реализации продукции к 2013 году. Ожидаемые показатели мероприятий Программы рассчитаны прямым счётом на основании данных, представленных сельхозпроизводителями.

В порядке расчёта показателей, изложенном в пояснительной записке Департамента, логическая согласованность участвующих в расчётах параметров не нарушена.

Основная доля при формировании объёмов производимой и реализуемой продукции по отраслям растениеводство, животноводство приходилась на СГМУСП «Северное», до последнего времени являвшегося крупнейшим производителем сельхозпродукции на территории города Сургута.

2.3.4. На 2014-2016 годы ожидаемые показатели по производству и реализации  мяса в пересчёте на живой вес и молокопродуктов предусмотрены с нулевым значением, при наличии в Программе Мероприятия 2, предусматривающего господдержку развития животноводства и объёмы финансирования за счёт субвенций окружного бюджета на 2014-2016 годы в размере 87 010,9 тыс. руб.,  в том числе:  2014 год — 23 198,3 тыс. руб., 2015 год — 31 906,3 тыс. руб., 2016 год —                  31 906,3 тыс. руб.

В связи с предстоящей ликвидацией СГМУСП «Северное»[1], достижение показателей, предусмотренных на 2014-2016 год в ожидаемых объёмах, сомнительно. Целевые показатели результатов реализации Программы, иные ожидаемые показатели по производству и реализации продукции растениеводства  подлежат корректировке.

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных по Мероприятию 1 «Господдержка развития растениеводства» за счёт субвенций окружного бюджета на 2014-2016 годы, составляет 62 085,3 тыс. руб.,  в том числе: 2014 год —                                23 095,3 тыс. руб., 2015 год —  19 495,0 тыс. руб., 2016 год — 19 495,0,3 тыс. руб.

Право определения предельных параметров доведённых бюджетных ассигнований за счёт субвенций ХМАО-Югры относится к региональному уровню регулирования. Вместе с тем, в целях соблюдения принципа, предусмотренного статьёй 34 БК РФ, при наличии в Программе нулевых значений  ожидаемых показателей, следует довести до субъекта РФ информацию о невозможности исполнения переданных полномочий в части осуществления государственной поддержки сельхозпроизводителей по отдельным мероприятиям.

2.4. В результате оценки полноты предметной ситуации установлено, что существующая ситуация в сфере действия Программы оценена в Разделе 1 не в полном объёме. Данный вывод сформирован по  следующим основаниям.

В Разделе 1 отражено, что среди проблем, существующих в сельскохозяйственной сфере на территории города Сургута, препятствующих эффективному росту производства и реализации продукции животноводства, растениеводства, рыбохозяйственного комплекса, развития малых форм хозяйствования, основной проблемой является недостаток оборотных средств.

Следует отметить, что недостаток оборотных средств может являться также следствием неэффективного планирования производственной и маркетинговой деятельности, а также принятием управленческих решений, последствия которых недостаточно проанализированы.

В Разделе 1 отражено, что для успешного решения поставленной в Программе задачи необходимо обеспечить более тесное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем, в Программе не отражены мероприятия, направленные на тесное взаимодействие указанных субъектов, либо его предусматривающие.

Приведенное в Разделе 1 обоснование связи программы с приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития города является некорректным. К числу стратегических приоритетов, отраженных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, развитие агропромышленного комплекса не относится.

2.5. Анализ предлагаемых объёмов финансирования Программы показал следующее.

2.5.1. Финансовое обеспечение реализации Программы на 2014-2016 годы предусмотрено исключительно за счёт субвенций, предоставленных из окружного бюджета.

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию  Программы на 2014 -2016 годы составляет 164 790,5 тыс. руб., в том числе на 2014 год в размере 51 840,9 и по 56 474,8 тыс. руб. на каждый последующий год планового периода.

2.5.2. Общий объём бюджетных ассигнований в Программе соответствует параметрам финансирования, предусмотренным в проекте бюджета.

2.5.3. В связи с одновременным поступлением на экспертизу проектов муниципальных Программ и проекта бюджета города, более детальная экспертиза представленного финансово-экономического обоснования, объемов финансирования,  проводится в рамках экспертизы проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. В связи с чем, результаты экспертизы проекта бюджета в части муниципальной Программы могут отличаться от выводов, изложенных в настоящем заключении в части финансово-экономического обоснования бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю.

2.6. Финансирование мероприятий Программы  из бюджета автономного округа осуществляются посредством предоставления субвенций и ежегодным наделением органа местного самоуправления отдельным государственным полномочием.[2]

 Государственная программа ХМАО-Югры не предусматривает требований к софинансированию мероприятий за счет средств местных бюджетов, а также обязательности наличия отдельной муниципальной программы.

Требование, установленное п.4 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ в отношении соответствия целей муниципальных программ целям государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам, не нарушено.

В рассматриваемой Программе какие-либо иные мероприятия, кроме тех, которые указаны в государственной программе ХМАО-Югры, не предусмотрены.

Постановлением Администрации города Сургута от 18.02.2011 № 762 «Об осуществлении переданного органу местного самоуправления отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства» департамент имущественных и земельных отношений Администрации города определен уполномоченным органом по выполнению отдельного переданного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства.

На основании п.п. б) п.3 ст. 2 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города, утвержденного решением Думы города Сургута от 26.06.2012 № 199-V ДГ (ред. от 26.04.2013), к целям ДИиЗО относится реализация переданных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), включающие в себя расчет и выделение субсидий на государственную поддержку животноводства, растениеводства, рыболовства и рыбопереработки, развитие материально-технической базы малых форм хозяйствования, за исключением личных подсобных хозяйств.

Учитывая вышеизложенное, создание отдельной муниципальной программы для выполнения переданных государственных полномочий считаем нецелесообразным. По мнению Контрольно-счётной палаты, указанные в рассматриваемой Программе мероприятия, возможно предусмотреть отдельной подпрограммой в составе муниципальной программы функционирования департамента имущественных и земельных отношений Администрации города.

2.7. В части процедуры утверждения Программы:

2.7.1. Сформировать вывод о соблюдении требований пп.6.1 Порядка невозможно в связи с отсутствием:

— в составе представленных материалов результатов экспертизы правового управления Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств и каждого мероприятия Программы на предмет соответствия полномочиям органа местного самоуправления;

— в заключении департамента по экономической политике Администрации города информации о результатах экспертизы на предмет соответствия параметров Программы основным направлениям социально-экономического развития города, предусмотренным в документах стратегического характера.

2.7.2. Сроки предоставления проекта Программы на экспертизу в КСП города, установленные пп.6.3 Порядка, не нарушены.

 

3. Заключительные положения
 

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Администрации города:

3.1.           Рассмотреть замечания КСП города, изложенные в п.п. 2.2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4, 2.4, 2.6 настоящего заключения.

3.2. Решение по результатам экспертизы КСП города в соответствии с пп.6.5 Порядка направить в адрес Контрольно-счётной палаты не позднее 13.01.2014 года.

Начальник отдела контроля

расходов на городское хозяйство                                                               И.Ю. Недорезова

 

 

 

 

 



[1] Распоряжение Администрации города от 27.11.2013 № 4177

[2] Закон ХМАО — Югры от 16.12.2010 № 228-оз (ред. от 23.02.2013) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)».