Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ
«О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности»

«09» марта 2023 года                                                   № КСП-01-17-10

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается внести изменения в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ), дополнив новыми основаниями передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, а именно:

— в целях содержания и эксплуатации муниципального имущества предлагается предусмотреть возможность передачи в безвозмездное пользование парковок (парковочных мест) в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города;

— расширить круг лиц из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, которым имущество может быть передано в безвозмездное пользование, предоставлением такого права субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальной программой, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Таким образом, исключить норму, ранее ограничивающую круг получателей субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими следующие социально значимые виды деятельности:

— реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;

— реализацию дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных общеразвивающих программ.

По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 5 пункта 1 статьи 31 Устава городского округа[1] определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Думы города.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[2] заключение договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления прав на такое имущество по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. Одним из таких оснований является заключение договоров безвозмездного пользования в порядке предоставления муниципальных преференций.

Частью 1 статьи 19 Закона № 135-ФЗ предусмотрен закрытый перечень направлений, в целях которых могут предоставляться муниципальные преференции, одним из которых является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 3 статьи 19 Закона № 135-ФЗ такая муниципальная преференция не требует предварительного согласования с антимонопольным органом в случае, если она предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[3] предусмотрены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественная поддержка.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Условия и порядок оказания такой поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

В соответствии с пояснительной запиской к проекту решения реализация предлагаемых изменений не потребует дополнительных материальных и других затрат. В связи с чем финансово-экономическая экспертиза не проводилась.

Таким образом, предоставление на безвозмездной основе субъектам малого и среднего предпринимательства парковок (парковочных мест) в порядке имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной муниципальными программами, не противоречит нормам действующего законодательства. Условия и порядок оказания такой поддержки необходимо определить муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ, с учетом условий и ограничений, предусмотренных статьями 14, 16, 18 Закона № 209-ФЗ.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                       В.И. Жуков

Рогаченко Вероника Сергеевна
52-83-76

Ванеева Елена Викторовна
52-83-60


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[2] Далее – Закон № 135-ФЗ.

[3] Далее – Закон № 209-ФЗ.