Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»

«06» июня 2023 г.                                                      № КСП-01-17-30

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается:

1) обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной решением, в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023, 2024 годы и плановый период 2025-2026 годов;

2) изменить условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки в связи с:

— необходимостью возобновления с 01.09.2023 до МБОУ СОШ №№ 15,20,32 подвоза учащихся начальных классов, проживающих в 36-45 микрорайонах, ввиду отсутствия возможности обеспечить данный контингент детей учебными местами в начальных классах МБОУ СОШ №№ 9, 20,29;

— уточнением маршрутов следования транспортных средств и их остановок ввиду изменения наименований отдельных дачных кооперативов и товариществ, а также адресов проживания учащихся.

На основании статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В то же время, финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры установление за счет средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города. Таким образом, представленный проект решения не противоречит действующему законодательству.

Вышеуказанные меры поддержки предусмотрены в бюджете города на 2023-2025 годы (утверждён решением Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ[1]). Бюджетные ассигнования на предоставление дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений утверждены в объёме 118 058, 88 тыс. рублей, в том числе:

— 78 425,00 тыс. рублей в 2023 году;

— 27 341,94 тыс. рублей в 2024 году;

— 12 291,94 тыс. рублей на 2025 году.

В составе материалов к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в 2023-2025 годах (далее – потребность в бюджетных средствах), составит 400 881,50 тыс. рублей, в том числе:

— 87 107,50 тыс. рублей в 2023 году;

— 173 319,00 тыс. рублей в 2024 году;

— 140 455,00 тыс. рублей в 2025 году.

Таким образом, потребность в бюджетных средствах больше объема бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ на 282 822,62 тыс. рублей, в том числе:

— 8 682,50 тыс. рублей (87 107,50 тыс. рублей – 78 425,00 тыс. рублей) в 2023 году;

— 145 977,06 тыс. рублей (173 319,00 тыс. рублей — 27 341,94 тыс. рубля) в 2024 году;

— 128 163,06 тыс. рублей (140 455,00 тыс. рублей — 12 291,94 тыс. рублей) в 2025 году.

Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному в составе материалов к проекту решения, потребность в бюджетных ассигнованиях на предоставление дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2026 году[2] составит 140 455,0 тыс. рублей. Общая потребность в направлении дополнительных бюджетных ассигнований в связи с принятием проекта решения на 2023-2026 годы составит 423 277,62 тыс. рублей.

Расчёт объёма бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2023-2026 годах, произведён исходя из количества транспортных средств, необходимых для перевозки детей[3], количества часов и дней оказания транспортных услуг и стоимости 1 часа оказания транспортных услуг (2,5 тыс. рублей в 2023 году и 3,5 тыс. рублей в 2024 — 2026 годах).

По информации департамента финансов Администрации города к проекту решения:

«-принятие проекта решения повлечет за собой возникновение дополнительной потребности по организации подвоза детей в период с 01.09.2023 по 30.11.2023 в объеме 8,7 млн. рублей. Данная сумма определена нормативным методом, является ориентировочной и может быть уточнена по итогам фактического зачисления учащихся новых микрорайонов «Марьина гора» и «Голд Фиш» в общеобразовательные учреждения с 01.09.2023 года.

Источники финансового обеспечения данной потребности в настоящее время отсутствуют».

Согласно информации департамента образования Администрации города к проекту решения в 2023 году необходимо выделение дополнительных ассигнований за счет средств местного бюджета в сумме 8 682,5 тыс. рублей. В 2024-2026 годах дополнительную потребность в сумме 414 595,12 тыс. рублей предлагается обеспечить в рамках предельного объема бюджетных ассигнований, доведенного до департамента образования Администрации города.

Обращаем внимание, что пунктом 2 проекта решения предлагается пункт 2 части 2 решения Думы города от 27.12.2013 № 454-V изложить в следующей редакции «обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной решением, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2023, 2024 годы и плановый период 2025-2026 годов».

Наличие необеспеченной потребности в бюджетных средствах для предоставления дополнительной меры социальной поддержки, которая является публичным обязательством, противоречит принципу безусловного исполнения расходных обязательств муниципального образования, а также содержит риск неисполнения положений решения.

Согласно пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Вместе с тем, пунктом 8 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 о мерах по реализации решения Думы города о бюджете[4] определено, что муниципальные правовые акты органов местного самоуправления принимаются и реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет города и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям бюджета города после внесения соответствующих изменений в решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов» (далее – решение о бюджете города).

Таким образом, при принятии проекта решения необходимо учитывать положения бюджетного законодательства и нормы, установленные пунктом 8 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 о мерах по реализации решения Думы города о бюджете.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                         В.И. Жуков

Таранова Анастасия Николаевна
тел. 52-80-02

Иваницына Ольга Раисовна
тел. 52-80-03


[1] Решение Думы города Сургута от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» (далее — решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ).

[2] По состоянию на 06.06.2023 информация о предельных объемах бюджетных средств на 2026 год департаменту образования Администрации города не направлялась.

[3] Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному в составе материалов к проекту решения, максимальное количество детей в период с 01.09.2023 по 30.11.2023 и период осенних каникул составит 2 282 человека.

[4] Распоряжение Администрации города от 07.02.2023 № 348 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» (далее – распоряжение Администрации города от 07.02.2023 № 348).