Информация
о результатах контрольных мероприятий, проведённых в Администрации города, АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права», МОО «Клуб реального Айкидо
г. Сургута», ИП Банников К.В. по вопросу проверки законности и эффективности (результативности) использования в 2021-2022 годах и текущем периоде 2023 года средств бюджета городского округа Сургут на реализацию муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на период до 2030 года» (мероприятие 1.3 «Предоставление субсидий немуниципальным (коммерческим, некоммерческим) организациям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ в сфере физической культуры и спорта»)
Контрольные мероприятия проведены на основании пунктов 2.1-2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2023 год, утверждённого распоряжением Председателя от 05.12.2022 № КСП-01-06-59.
Объектами контроля являлись:
— главный распорядитель бюджетных средств – Администрация города в лице управления физической культуры и спорта;
— получатели средств из бюджета города в виде субсидий – АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права», МОО «Клуб реального Айкидо г. Сургута», ИП Банников К.В. в соответствии со статьёй 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При проведении контрольного мероприятия в Администрации города проанализированы стратегические документы федерального, регионального и муниципального уровней, нормативно-правовая база, регламентирующая порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ в сфере физической культуры и спорта, проверено соблюдение Администрацией города действующего законодательства и муниципальных правовых актов при использовании бюджетных средств, а также проведен анализ результатов предоставления субсидий.
В ходе проверки установлено, что мероприятие «Предоставление субсидии немуниципальным (коммерческим, некоммерческим) организациям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ в сфере физической культуры и спорта» предусмотрено муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на период до 2030 года», которая нацелена на решение вопроса местного значения в части создания условий для занятий физической культурой и спортом, развития массового спорта на территории города.
Во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») по поддержке доступа немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих), индивидуальных предпринимателей к предоставлению услуг в социальной сфере Администрацией города распоряжением от 01.03.2017 № 288 утвержден Перечень услуг (работ), востребованных населением города, а также услуг, на получение которых есть спрос, превышающий возможности бюджетных и автономных учреждений, для их передачи на исполнение немуниципальным учреждениям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям (далее – Перечень услуг), который в проверяемом периоде содержал 4 муниципальные работы в сфере физической культуры и спорта, из них:
— проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан по видам спорта либо категориям граждан, не реализуемым в муниципальных учреждениях физкультурно-спортивной направленности;
— организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения по видам спорта, востребованным в муниципальных учреждениях, где количество заявок превышает на 50% и более количество мест в группах.
По результатам анализа действующего законодательства и муниципальных правовых актов, с целью обеспечения понимания сторонними пользователями предложено Администрации города рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Перечень услуг на основании результатов анализа потребности населения города в услугах физической культуры и спорта, а также разработать и утвердить стандарты муниципальных работ, выполняемых организациями, не являющимися государственными и муниципальными, или индивидуальными предпринимателями, с учётом правовых актов федерального уровня, регламентирующих оказание физкультурно-оздоровительных услуг.
Кроме того, учитывая положения Федерального закона о социальном заказе, а также содержание фактически выполняемых работ, полагаем, что наличие утвержденного Администрацией города Перечня услуг обладает признаками социального заказа в социальной сфере. В связи с чем, в целях исключения риска несоблюдения положений Федерального закона о социальном заказе предложено Администрации города рассмотреть вопрос о принятии решения об организации оказания муниципальных услуг в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в зависимости от вида получателя Администрацией города утверждены два порядка предоставления субсидий:
— коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям;
— некоммерческим организациям.
Анализ вышеуказанных порядков на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования), утверждённым постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, показал, что в них закреплены все обязательные положения, предусмотренные вышеуказанными документами. Вместе с тем, при анализе порядков предоставления субсидий обращено внимание на следующее:
— предоставление отчета некоммерческими организациями (далее – НКО) об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не предусмотрено, что не является нарушением Общих требований (поскольку такое требование включается при необходимости), однако это делает невозможным проверку целевого использования НКО средств субсидии;
— согласно условиям порядков субсидия предоставляется без проведения отбора в порядке очередности поступления заявок. Указанное, полагаем, может содержать признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответчики с порядками о предоставлении субсидий рассмотрение Администрацией города заявок претендентов на получение субсидии осуществлялось исходя из очерёдности поступления заявок, отражённой в журнале регистрации заявок, без проведения конкурсного отбора.
Согласно вышеуказанным порядкам и Перечню услуг на основании результатов рассмотрения заявок претендентов постановлениями Администрации города приняты решения о предоставлении субсидий, а также заключены соответствующие соглашения:
— в 2021 году – 5 соглашений на общую сумму 5 143 790,64 рубля на выполнение одной работы;
— в 2022 году – 10 соглашений на общую сумму 7 593 819,87 рубля на выполнение 3 муниципальных работ.
Период выполнения работ «учебный год», то есть с 1 сентября текущего года по 31 мая очередного года.
Предметом соглашений являлось предоставление из бюджета города субсидии в целях выполнения работ, утвержденных Перечнем услуг. В ходе отдельных контрольных мероприятий, проведенных у получателей субсидий, установлено, что работы выполнялись в соответствии с программой занятий, представленной в составе заявок.
Соглашениями установлены различные направления расходов получателей субсидий – это заработная плата с начислениями и/или приобретение имущества, и/или компенсация затрат на аренду помещений, что соответствует условиям порядков предоставления субсидий.
За период с 01.09.2021 по 31.05.2023 предполагалось выполнить работы для 1 520 чел. по 9 направлениям, таких как: атлетическая гимнастика, айкидо, хоккей с шайбой, общая физическая подготовка и другие.
В 2021 и 2022 годах кассовые расходы бюджета на реализацию мероприятия составили по 6 001 755,49 рубля или 100 % бюджетных ассигнований, в 1 полугодии 2023 года – 5 112 843,56 рубля или 86 % бюджетных ассигнований.
В ходе контрольного мероприятия в Администрации города установлены нарушения и недостатки при планировании бюджетных ассигнований на выполнение мероприятия, при отражении сведений в Реестре социально ориентированных НКО – получателей поддержки муниципального образования городской округ Сургут, размещенного на официальном портале Администрации города, обращено внимание на отдельные факты несоблюдения Администрацией города установленных порядками предоставления субсидий сроков или порядка рассмотрения заявок, заключения соглашений и другое.
По результатам анализа стратегических документов и отчетов об их реализации установлены отсутствие взаимосвязи между отдельными ожидаемыми результатами и значениями целевых показателей, расхождения между данными отчётов, а также обращено внимание на разночтения между наименованиями мероприятия и целевого показателя муниципальной программы и механизма её реализации и другое.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой города сформированы предложения Администрации города, направленные на устранение нарушений и недостатков, а также на принятие мер по недопущению их в дальнейшем.
В ходе контрольных мероприятий в АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права», МОО «Клуб реального Айкидо г. Сургута», ИП Банников К.В. Контрольно-счетной палатой города проведены проверки соблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий, заключенных Администрацией города с вышеуказанными организациями, индивидуальным предпринимателем, а также осуществлялся анализ локальных актов, первичных и иных документов, касающихся деятельности по выполнению условий соглашений и использования субсидий.
Кроме того, сотрудниками Контрольно-счетной палаты города проводились выездные проверки по месту фактического выполнения работ:
— 24 выезда к МОО «Клуб реального Айкидо г. Сургута»,
— 28 выездов к ИП Банников К.В.;
— 88 выездов к АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права».
При посещении занятий сотрудниками Контрольно-счетной палаты города осуществлялись визуальные наблюдения за процессом занятий, производилась фиксация посещаемости/непосещаемости занятий, составлялась информация о списочной численности присутствующих граждан, которая подписывалась тренером, проводившим занятия, и представителями проверяемых объектов (фото 1-2).
Фото 1 |
Фото 2 |
В связи с недостижением результатов, установленных соглашениями, получателями осуществлён возврат в бюджет города субсидий на общую сумму 183 164,69 рубля, в том числе:
— АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права» в сумме 67 251,15 рубля;
— ИП Банников К.В. – 115 913,54 рубля.
Кроме того, АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права» обеспечил возврат в бюджет города средства в сумме 130 591,04 рубля по причине оплаты за счет субсидии работ, выполняемых для граждан, не зарегистрированных в городе Сургуте (как непредусмотренных соглашением).
Результаты проверок показали, что расходование субсидий в 2022 году – текущем периоде 2023 года направлено на выполнение муниципальных работ, указанное подтверждается данными первичных учётных документов и отчётной документацией.
В ходе контрольных мероприятий установлены нарушения и недостатки в части предоставления недостоверных сведений об осуществляемых видах деятельности, не соблюдения санитарно-гигиенических норм, ведения бухгалтерского учёта и иные.
По итогам проведения мероприятий в целях исполнения обязанностей контрольно-счетных органов, установленных нормами федерального законодательства, информация о признаках совершения административных правонарушений направлена в компетентные органы, в отношении признаков дублирования финансирования одних и тех же занятий из разных источников – в Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Счетную палату ХМАО-Югры.
О результатах контрольных мероприятий подготовлены отчёты от 30.06.2023 №№ КСП-01-18-20, КСП-01-18-22, от 22.08.2023 № КСП-01-18-29, от 09.10.2023 № КСП-01-18-34, которые направлены в адрес Главы города Сургута, Председателя Думы города Сургута и копия – в прокуратуру города Сургута.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Л.А.
52-83-63