МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«Об отчёте о выполнении прогнозного плана приватизации
муниципального имущества на 2023 год»
06 марта 2024 г.
№ КСП-01-17-10
Настоящее заключение на проект решения Думы города «Об отчёте о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2023 год» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV.
По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.
- Отчёт о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2023 год (далее – Отчёт), являющийся приложением к проекту решения, подготовлен и представлен Администрацией города в Думу города в срок, установленный частью 6 статьи 24 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного решением Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ (далее – Порядок № 604-IV ДГ). Состав отчета соответствует требованиям части 7 Порядка № 604-IV ДГ, пункта 18 Порядка планирования приватизации муниципального имущества, утверждённого постановлением Администрации города от 20.07.2021 № 5990 (далее – Порядок № 5990).
Отчёт содержит информацию о ходе приватизации муниципального имущества, способе приватизации, реквизиты договоров купли-продажи, цене каждой сделки, а также сведения о поступивших в бюджет города доходах от приватизации муниципального имущества, в том числе не включённого в прогнозный план приватизации муниципального имущества и реализованного в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
В целях совершенствования юридико-технической составляющей предлагаем в наименовании и по тексту проекта решения слова «отчёт о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2023 год» заменить словами «отчёт о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2023 год», так как отчет представляется за прошедший год (статья 24 Порядка
№ 604-IV ДГ, пункт 18 Порядка № 5990).
Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов (с изменениями, далее – план приватизации, прогнозный план) утверждён решением Думы города от 03.06.2022 № 145-VII ДГ.
В первоначальной редакции прогнозным планом предполагалось преобразовать в 2023 году в хозяйственное общество Сургутское городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие «Горсвет».
В соответствии с прогнозным планом в редакции, действующей на 31.12.2023, в 2023 году запланировано преобразование в хозяйственное общество муниципального унитарного предприятия «Сургутский хлебозавод», приватизация пакета акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» и десяти объектов недвижимого имущества, в том числе гостиницы крытого рынка по адресу: г. Сургут, ул. Островского, д. 14/1 и девяти нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 32.
В отношении всех 12 объектов в 2023 году приняты условия приватизации.
Информация об исполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2023 год представлена в таблице 1.
таблица 1
Информация об исполнении прогнозного плана приватизации
муниципального имущества за 2023 год
№ п/п | Наименование объекта | Количество объектов, утвержденных прогнозным планом приватизации муниципального имущества на 2023 год, ед. | Количество приватизи-рованных в 2023 году объектов, ед. | Условия приватизации (оценочная стоимость, тыс. рублей) | Цена сделки приватизации по договору (тыс. рублей) | Решение Думы города о бюджете города на 2023 год, тыс. рублей | Кассовые поступле-ния на 31.12.2023, тыс. руб. | |||
Решение Думы города от 03.06.2022 № 145-VII ДГ | Решение Думы города от 25.10.2023 № 447- VII ДГ | Проект бюджета | Решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ | Решение Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Поступления от продажи пакетов акций акционерных обществ | — | 1 | 1 | 125 136,00 | 125 136,00 | — | — | — | 25 027,20 |
2. | Доходы от продажи иного имущества | — | 10 | 9 | 153 464,99 | 7 024,00 | — | — | 7 024,00 | 7 024,00 |
3. | Преобразование в хозяйственное общество СГМУП | 1 | 1 | 1 | — | — | — | — | — | — |
Итого: | 1 | 12 | 11 | 278 600,99 | 132 160,00 | — | — | 7 024,00 | 32 051,20 |
В 2023 году приватизировано 11 из 12 предусмотренных планом приватизации объектов (графа 5 таблицы 1).
СГМУП «Сургутский хлебозавод» согласно плану приватизации преобразовано в хозяйственное общество, прекратило деятельность 08.12.2023 одновременно с созданием акционерного общества «Сургутский хлебозавод».
Запланированный к приватизации пакет акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» реализован посредством аукциона в электронной форме по начальной цене 125 136,00 тыс. рублей. Задаток в сумме 25 027,20 тыс. рублей поступил в 2023 году, оставшиеся средства в сумме 100 108,80 тыс. рублей оплачены в начале 2024 года.
Поступления средств от сделок по приватизации иного муниципального имущества, включённого в прогнозный план приватизации на 2023 год, составили 7 024,00 тыс. рублей. Реализовано 9 нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 32. Сумма сделки на 47% превысила начальную стоимость объектов (4 774,00 тыс. рублей).
В связи с отсутствием заявок дважды признаны несостоявшимися (21.04.2023 и 14.06.2023) аукционы по продаже гостиницы крытого рынка по адресу: г. Сургут, ул. Островского, д. 14/1 с начальной стоимостью 148 690,99 тыс. рублей. По информации разработчика проекта решения в настоящее время проводятся мероприятия по обособлению земельного участка под зданием гостиницы в целях дальнейшего принятия решения в отношении объекта.
Объем поступлений в 2023 году от сделок по приватизации иного муниципального имущества, включённого в прогнозные планы приватизации на 2022[1] и 2023 годы, отражённый в Отчёте (за исключением стоимости земельного участка), соответствует показателю Отчёта об исполнении бюджета (ф. 0503127) департамента имущественных и земельных отношений Администрации города по коду бюджетной классификации 1 14 13040 04 0000 410.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 24 Порядка № 604-IV ДГ в Отчёт включены поступления на сумму 17 855,58 тыс. рубля (в том числе пени на сумму 1 429,08 тыс. рубля) от сделок по приватизации муниципального имущества, не включённого в прогнозный план приватизации муниципального имущества и реализованного в соответствии с требованиями Федерального закона № 159-ФЗ, условия приватизации которого утверждены в 2014 — 2023 годах.
- В ходе экспертизы обращено внимание на необходимость реализации в 2024 году и последующих годах положений пункта 5 Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806 (далее – Правила № 806).
Согласно абзацам пятому и шестому пункта 5 Правил № 806 в отношении муниципального имущества:
— программы приватизации должны содержать прогноз объемов поступлений в местный бюджет в результате исполнения программ приватизации, рассчитанный в соответствии с общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и общими требованиями к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, установленными Правительством Российской Федерации;
— в случае если программы приватизации принимаются на плановый период, превышающий один год, прогноз объемов поступлений от реализации муниципального имущества указывается с разбивкой по годам. Прогнозные показатели поступлений от приватизации имущества ежегодно, не позднее 1 февраля, подлежат корректировке с учетом стоимости имущества, продажа которого завершена, изменений, внесенных в программы приватизации за отчетный период.
В Порядке № 5990 указанные положения отсутствуют.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации.
Фактически прогнозными планами на 2023, 2024 годы[2] в первоначальной редакции планировалась только приватизация муниципальных унитарных предприятий путем преобразования в хозяйственные общества, в связи с чем прогноз объемов поступлений от приватизации имущества планами приватизации не предусматривался.
Вместе с тем, по итогам выполнения плана приватизации на 2023 год прогнозные показатели поступлений от приватизации имущества на 2024 год подлежат корректировке с учетом стоимости имущества, продажа которого завершена, изменений, внесенных в программы приватизации за отчетный период (например, в части фактически поступивших в начале 2024 года средств от приватизации пакета акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений»).
Учитывая изложенное, предлагаем Администрации города учесть нормы пункта 5 Правил № 806 в Порядке № 5990, после чего уточнить прогнозный план приватизации на 2024 год.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «Об отчёте о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2023 год» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
[1] Решение Думы города от 28.05.2021 № 746-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2022 год и плановый период 2023 — 2024 годов».
[2] Решение Думы города от 31.05.2023 № 340-VII ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» (далее – план приватизации на 2024 год).