МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О дополнительных мерах социальной поддержки
за счет средств местного бюджета»
15 марта 2024 года
№ КСП-01-17-11
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, по результатам экспертизы проекта решения Думы города «О дополнительных мерах социальной поддержки за счёт средств местного бюджета» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается:
1) установить в 2024 году за счёт средств местного бюджета дополнительные меры социальной поддержки гражданам, проживавшим по адресу: дом 50, улица Аэрофлотская, город Сургут, на дату возникновения пожара, произошедшего 11.02.2024, имущество которых пострадало в результате пожара и последствий его тушения, в виде единовременной помощи в размерах:
— повреждение имущества в результате пожара 200 тысяч рублей;
— повреждение имущества вследствие тушения пожара 100 тысяч рублей.
2) Администрации города разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной частью 1 настоящего решения, и обеспечить финансирование расходов, связанных с его реализацией.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ[1] органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа Сургут[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города.
2. Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
В соответствии с проектом решения реализацию дополнительных мер социальной поддержки предлагается осуществлять за счёт средств местного бюджета. Согласно пояснительной записке к проекту решения и финансово-экономическому обоснованию расчетная потребность бюджетных ассигнований составит 1 500 000,00 рублей, расходы будут осуществлены за счёт средств бюджетной сметы Администрации города.
Также проектом решения предусмотрено поручить Администрации города разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
3. Согласно части 1 проекта решения единовременная помощь устанавливается для граждан, проживавших в жилых помещениях, пострадавших от пожара, по адресу: дом 50, улица Аэрофлотская, город Сургут.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1[3] место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, под категорию лиц, «проживающих» по адресу, указанному в проекте решения, подпадают все граждане, проживающие и зарегистрированные по месту жительства.
В ходе экспертизы проекта решения были получены письменные пояснения специалиста Администрации города, из содержания которых следует, что право на единовременную выплату будут иметь физические лица, которым жилое помещение принадлежало на момент пожара на праве собственности или наниматели, пользующиеся жилым помещением по договорам социального найма.
На основании пункта 2 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города полагает целесообразным уточнить в проекте решения категорию лиц получателей дополнительной меры социальной поддержки – собственники и наниматели жилых помещений по договорам социального найма.
4. Согласно проекту решения Думы города размер единовременной помощи зависит от вида причиненного ущерба:
— повреждение имущества в результате пожара;
— повреждение имущества вследствие тушения пожара.
Согласно акту обследования в результате пожара квартира № 15 полностью выгорела, тринадцать квартир вследствие тушения пожара были залиты водой. Итого в результате пожара повреждены 14 квартир дома № 50 по улице Аэрофлотской в городе Сургуте.
Учитывая, что в проекте решения номера жилых помещений не поименованы, можно сделать вывод, что владелец квартиры № 15 имеет право на обе единовременные выплаты: за повреждение имущества в результате пожара в размере 200 тысяч рублей и за повреждение имущества вследствие тушения пожара в размере 100 тысяч рублей.
Таким образом, из буквального толкования норм проекта решения размер единовременной помощи может составлять 1 600 тысяч рублей, без учета квартир с двойными номерами — № 11-12, № 16-17. При этом в соответствии с финансово-экономическим обоснованием бюджетные ассигнования на реализацию решения Думы города составляют 1 500 тысяч рублей (Таблица).
Таблица
Вид причиненного ущерба | На одно жилое помещение | Размер единовременной выплаты по данным финансово-экономического обоснования | Размер единовременной выплаты по данным проекта решения | ||
Кол-во квартир | Всего, руб. | Кол-во квартир | Всего, руб. | ||
Повреждение имущества в результате пожара | 200 000 | 1 | 200 000 | 1 | 200 000 |
Повреждение имущества вследствие тушения пожара | 100 000 | 13 | 1 300 000 | 14 | 1 400 000 |
Итого: | х | х | 1 500 000 | х | 1 600 000 |
Вместе с тем, согласно полученным пояснениям разработчика проекта решения, под повреждением имущества в результате пожара понимается жилое помещение (квартира), где непосредственно располагался очаг пожара. Под повреждением имущества вследствие тушения пожара понимаются соседние жилые помещения, которые пострадали при тушении пожара, т.е. которые были залиты водой при тушении пожара, за исключением сгоревшей квартиры, где располагался очаг пожара.
Учитывая изложенное, предлагаем в табличной части проекта решения уточнить формулировку направлений, по которым будет осуществляться единовременная выплата. Например, «Повреждение имущества в результате пожара в жилом помещении, в котором находился очаг пожара» и «Повреждение имущества в жилом помещении, залитом водой при тушении пожара, за исключением жилого помещения, в котором находился очаг пожара».
5. В части 1 проекта решения наименование дополнительной меры социальной поддержки обозначено как единовременная помощь, в табличной части — единовременная выплата.
Предлагаем применить одинаковое наименование вида дополнительной меры социальной поддержки по всему тексту проекта решения.
Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О дополнительных мерах социальной поддержки за счет средств местного бюджета» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города
В.И. Жуков
[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.
[3] Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».