МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.02.2012 № 148-V ДГ «Об установлении социальных гарантий работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным и членам их семей»»
11 апреля 2024 года № КСП-01-17-14
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, по результатам экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.02.2012 № 148-V ДГ «Об установлении социальных гарантий работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным и членам их семей»» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается:
— установить за счет средств местного бюджета дополнительные социальные гарантии добровольным пожарным;
— уточнить наименование категории добровольных пожарных, в отношении которых решением Думы города № 148-V ДГ[1] предусмотрена социальная гарантия в виде личного страхования на случай причинения вреда жизни или здоровью.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Проектом решения предлагается установить за счет средств местного бюджета следующие социальные гарантии:
— возмещение добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходов, связанных с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечение бесплатным питанием в период исполнения ими своих обязанностей;
— единовременную денежную выплату в размере 15 000 рублей добровольным пожарным территориального добровольного пожарного подразделения. Выплату предлагается осуществлять один раз в течение календарного года указанным добровольным пожарным, зарегистрированным в реестре добровольных пожарных.»
Отношения, связанные с привлечением физических лиц к участию в добровольческой деятельности в составе добровольных пожарных подразделений, регулируются Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее – Закон № 100-ФЗ), Законом Ханты-Мансийского округа – Югры от 30.09.2011 № 86-ОЗ «О добровольной пожарной охране» (далее –
Закон № 86-оз).
В силу статьи 5 Закона № 100-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона № 100-ФЗ органы местного самоуправления вправе в установленном ими порядке возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 86-оз органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать меры правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных.
Кроме того, статьей 16 Закона № 100-ФЗ, статьей 4 Закона № 86-оз предоставлено право органам местного самоуправления осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.
Таким образом, предоставление органами местного самоуправления вышеперечисленных социальных гарантий добровольным пожарным не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения, в совокупности с положениями решения Думы города № 148-V ДГ, содержит нормы, определяющие источники (за счет средств местного бюджета) и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
2. Проектом решения предлагается в пункте 1 части 1 решения Думы города № 148-V ДГ уточнить категорию добровольных пожарных, заменив слова «территориального подразделения добровольной пожарной охраны» словами «территориального добровольного пожарного подразделения».
Обращаем внимание, что по тексту проекта решения, а также в действующем решении Думы города № 148-V ДГ для обозначения одной из категорий получателей социальных гарантий применены различные формулировки – «добровольные пожарные», «добровольные пожарные территориального добровольного пожарного подразделения», «добровольные пожарные, зарегистрированные в реестре добровольных пожарных».
В соответствии с понятийным аппаратом Федерального закона № 100-ФЗ (статья 2) добровольный пожарный – это физическое лицо, принимающее на добровольной и безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе добровольного пожарного подразделения. При этом, добровольное пожарное подразделение (подразделение, созданное организацией независимо от организационно-правовой собственности) может быть территориальным (являющимся общественным объединением) либо объектовым (не являющимся общественным объединением).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 100-ФЗ физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 86-оз для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях муниципальных образований автономного округа и в организациях могут создаваться территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины, объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины (далее — добровольные пожарные подразделения).
При этом, в пункте 1 статьи 5 Закона № 86-оз аналогичные расходы возмещаются органами государственной власти автономного округа только привлекаемым этими органами работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным.
В пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к проекту решения во всех случаях учитывается 14 человек добровольных пожарных, входящих в состав единственной в городе общественной организации ООМ «Добровольно-спасательное Пожарное формирование город Сургут». Из чего можно сделать вывод, что проект решения и действующее решение направлены на установление дополнительных социальных гарантий для одной и той же категории добровольных пожарных.
Использование различных формулировок при определении одного и того же понятия может создать правую неопределенность в правоприменительной практике. В целях устранения неоднозначного толкования норм решения Думы города
№ 148-V ДГ предлагаем использовать по тексту муниципального правового акта единую терминологию при определении категории лиц, имеющих право на получение социальных гарантий, например «добровольные пожарные территориального добровольного пожарного подразделения, привлекаемые органами местного самоуправления» либо предусмотреть понятийный аппарат в целях применения норм решения Думы города № 148-V ДГ.
3. Проектом решения предлагается установить дополнительную социальную гарантию в виде возмещения расходов, связанных с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечения бесплатным питанием в период исполнения ими своих обязанностей – добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Исходя из экономического содержания вышеизложенного, можно сделать вывод, что предусматривается два отдельных вида социальных гарантий:
— возмещение расходов, связанных с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно;
— обеспечение бесплатным питанием в период исполнения ими своих обязанностей – добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
При этом в проекте решения не указано в каком размере и в какой форме гарантируется возмещение данных расходов. Вместе с тем, под гарантией возмещения расходов, связанных с проездом, использованием личного транспорта может пониматься как компенсация расходов, так и определенная денежная выплата, а под гарантией обеспечения бесплатным питанием может пониматься организация питания добровольных пожарных без возмещения расходов в денежной форме.
В силу статей 65, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия данного проекта решения возникнет расходное обязательство, в соответствии с которым будут формироваться расходы бюджета муниципального образования. Указанное расходное обязательство относится к публичным обязательствам[2] – обусловленным законом, иным нормативным правовым актом расходным обязательствам публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащим исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющим установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
На основании вышеизложенного, предлагаем эти две социальные гарантии предусмотреть в разных нормах решения Думы города № 148-V ДГ с указанием формы и размера каждой гарантии отдельно, например:
«Возмещение добровольным пожарным территориального добровольного пожарного подразделения, привлекаемым органами местного самоуправления к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходов:
— связанных с использованием личного транспорта при участии в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно в размере фактически понесенных расходов;
— на питание в период участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в размере 500 рублей в день[3]».
4. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента Думы города, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ к проекту решения приложены пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование. Согласно финансово-экономическому обоснованию сумма расходов бюджета на возмещение расходов на питание и использование личного транспорта добровольными пожарными в количестве 14 человек в год составит 254 540 рублей.
Обращаем внимание, что в финансово-экономическом обосновании отсутствует расчет предлагаемого проектом решения возмещения расходов, связанных с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси). Предлагаем либо обосновать данную часть социальной гарантии, либо исключить ее из проекта решения, как невостребованную.
Необходимо также отметить необоснованность отдельных показателей, использованных при расчете суммы расходов, связанных с использованием личного транспорта. А именно, не подтверждены нормативами либо статистическими, мониторинговыми или иными данными:
— количество транспортных средств (легковой автомобиль) – 3 автомобиля;
— расстояние до места проведения работ и обратно – 100 км в день;
— средний расход топлива легкового автомобиля АИ-95 – 12 л / 100 км;
— средняя стоимость АИ-95 за 1 л – 53 рубля.
Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.02.2012 № 148-V ДГ «Об установлении социальных гарантий работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным и членам их семей»» может быть рассмотрен Думой города с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.
И.о. Председателя Контрольно-счетной палаты города Л.А. Бережная
Ванеева Елена Викторовна, 52-83-60
Битнер Анастасия Николаевна, 52-81-69
[1] Решение Думы города от 24.02.2012 № 148-V ДГ «Об установлении социальных гарантий работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным и членам их семей» (далее — решение Думы города № 148-V ДГ).
[2] Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
[3] Справочно: размер выплаты определен исходя из суммы, указанной в финансово-экономическом обосновании к проекту решения.