МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки детям граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»
«15» апреля 2024 г. № КСП-01-17-16
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, по результатам экспертизы проекта решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки детям граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается установить за счёт средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки детям граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (за исключением лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке компетентные органы Российской Федерации проводят процессуальные действия, направленные на установление признаков состава преступления по статье 337 и (или) статье 338 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по одной из указанных статей Уголовного кодекса Российской Федерации), в виде бесплатного посещения мероприятий муниципальных учреждений культуры, указанных в приложении к проекту решения. Указанная дополнительная мера социальной поддержки предоставляется детям в возрасте до 18 лет включительно.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[1] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города. По вопросам осуществления своей компетенции, предусмотренной Уставом городского округа, Дума города принимает муниципальные правовые акты в виде решений.
Проектом решения предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки для граждан, при одновременном выполнении следующих условий:
— наличие гражданства Российской Федерации;
— граждане являются детьми (до 18 лет включительно) граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции (за исключением лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке компетентные органы Российской Федерации проводят процессуальные действия, направленные на установление признаков состава преступления по статье 337 и (или) статье 338 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по одной из указанных статей Уголовного кодекса Российской Федерации);
— наличие регистрации по месту жительства (пребывания) в городе Сургуте.
Таким образом, в случае принятия решения в силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации возникает новое расходное обязательство.
Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Из содержания части 1 проекта решения следует, что дополнительная мера социальной поддержки обеспечивается финансированием за счет средств местного бюджета, то есть источник исполнения нового расходного обязательства определён.
Частью 3 проекта решения поручается Администрации города разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
Таким образом, требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации соблюдены.
В тексте пояснительной записки к проекту решения указано, что муниципальные учреждения культуры будут самостоятельно устанавливать квоту на проведение мероприятий в зависимости от вместимости зала, количества проданных билетов, потенциального спроса и актуальности того или иного мероприятия. Установление квоты может являться условием, которое ограничивает доступ к получению дополнительной меры поддержки всеми получателями.
Также, согласно представленному финансово-экономическому обоснованию к проекту решения по отдельным мероприятиям запланировано меньшее количество получателей или иная периодичность посещения муниципального учреждения культуры, чем указана в приложении к проекту решения. Так, например, посещение выставки МБУК «Сургутский краеведческий музей» запланировано на 955 детей стоимостью 150,00 рублей на общую сумму 286 500,00 рублей в год, что предполагает 2 посещения выставки в год всеми получателями дополнительной меры поддержки, либо посещение 12 раз в год меньшим количеством данных получателей. В то время, как в приложении к проекту решения периодичность посещения данного учреждения составляет 1 раз в месяц или 12 раз в год.
При этом в тексте проекта решения отсутствует указание на ограничение в виде квоты.
2. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому для реализации решения в 2024 году потребуются средства местного бюджета на сумму 2 241 400 рублей. Расчет выполнен на основании следующих показателей:
— 4 875 человек – прогнозное количество получателей выплаты в течение календарного года;
— 460,00 рублей – средний стоимость услуги на одного человека.
Поскольку частью 4 проекта решения предусмотрено, что решение вступает в силу после его официального опубликования и действует до 31.12.2026, то исполнение нового расходного обязательства предполагается в текущем 2024 календарном году и плановом периоде 2025-2026 годов.
Согласно пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В составе материалов к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому финансирование нового расходного обязательства возможно в 2024 году в объеме 2 241 400 рублей за счет высвобождаемых средств бюджета города при поступлении иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий по содействию трудоустройства граждан (организация временного трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 лет до 18 лет в свободное от учебы время).
Финансово — экономическое обоснование на обеспечение нового расходного обязательства в 2025-2026 годах к проекту решения не представлено. Согласно информации департамента культуры и молодёжной политики Администрации города обоснования бюджетных ассигнований на плановый период 2025-2026 годов будут подготовлены в ходе формирования бюджета города на 2025-2027 годы.
3. Наименование проекта решения «О дополнительной мере социальной поддержки детям граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики» не включает в себя территории Запорожской и Херсонской областей, что не соответствует части 1 проекта решения, пункту 4 приложения 7 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10.02.2023 № 51-п «О едином перечне прав, льгот, социальных гарантий и компенсаций в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре гражданам, принимающим участие в специальной военной операции, и членам их семей» (далее — постановление Правительства ХМАО — Югры от 10.02.2023 № 51-п).
Учитывая вышеизложенное, предлагаем дополнить наименование проекта решения словами «, Запорожской и Херсонской областей».
4. В констатирующей части проекта решения отсутствует постановление Правительства ХМАО — Югры от 10.02.2023 № 51-п, в то время как в пояснительной записке указано, что данная дополнительная мера социальной поддержки вводится в том числе на основании рекомендаций, указанных в данном нормативно-правовом акте.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем в констатирующую часть проекта решения включить постановление Правительства ХМАО — Югры от 10.02.2023 № 51- п.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки детям граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Таранова Анастасия Николаевна, 52-80-02
Егоров Виталий Сергеевич, 52-83-82
[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав городского округа).