Информация результатах внешней проверки Отчёта об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год, в том числе внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств

Контрольно-счетной палатой города Сургута проведена внешняя проверка Отчета об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьями 6, 17 Положения о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры[1], статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате[2].

Согласно бюджетному законодательству по результатам внешней проверки[3] подготовлено заключение от 27.04.2024 № КСП-01-17-19, которое направлено Главе города Сургута, Думе города Сургута, копия – в прокуратуру города Сургута.

Отчёт об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год[4] представлен Администрацией города 26.03.2024[5] – в срок, установленный статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 17 Положения о бюджетном процессе.

Отчёт об исполнении бюджета города за 2023 год представлен в составе, установленном частью 4 статьи 18 Положения о бюджетном процессе. Одновременно с Отчётом об исполнении бюджета города получены документы и информация, предусмотренные частью 5 статьи 18 Положения о бюджетном процессе. Кроме того, дополнительно финансовым органом представлены аналитические таблицы, составленные в соответствии с письмами департамента финансов ХМАО — Югры[6] от 01.02.2024 №№ 20-Исх-420, 20-Исх-424.

  1. Общая характеристика исполнения решения Думы города от 26.12.2022
    № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа
      Югры на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов»

Бюджет городского округа Сургут на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов[7] утвержден решением Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ[8] в соответствии со статьями 184.1, 187 Бюджетного кодекса РФ, Положением о бюджетном процессе со следующими основными параметрами на 2023 год (таблица):

  • доходы в сумме 39 901 256,8 тыс. рублей[9];
  • расходы – 40 670 288,8 тыс. рублей;
  • дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) – 769 032,0 тыс. рублей или 6,2% от общего объема доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ формирование бюджета города на 2023-2025 годы осуществлялось на основе базового варианта развития экономики города, предложенного Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов[10]. Согласно базовому варианту Прогноза предполагалось повышение деловой и инвестиционной активности, занятости, восстановление темпов роста доходов и потребления населения, способствующих выходу экономики на траекторию устойчивого роста, в результате эффективной реализации мер, предусмотренных планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

В течение 2023 финансового года изменения в бюджет города вносились 4 раза (графы 4-7 таблицы).

Решением Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ[11] (последняя редакция решения о бюджете) утверждены следующие параметры бюджета города Сургута на 2023 год:

  • доходы в сумме 40 297 628,4 тыс. рублей;
  • расходы – 41 744 236,3 тыс. рублей;
  • дефицит бюджета – 1 446 607,9 тыс. рублей или 10,7% от общего объема доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Размер дефицита бюджета на 2023 год превысил ограничения (10%) в пределах суммы поступлений от продажи акций, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, что соответствует пункту 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

На основании положений статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение местного бюджета обеспечивалось Администрацией города, организация исполнения бюджета возложена на соответствующий финансовый орган – департамент финансов. Исполнение бюджета города Сургута в 2023 году осуществлялось посредством применения программного обеспечения «Автоматизированный Центр Контроля».

таблица
Характеристики бюджета города Сургута в 2023 году
(тыс. рублей)

№ п/пХарактеристики бюджетаРешение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГРешение Думы города от 06.03.2023 № 281-VII ДГРешение Думы города от 31.05.2023 № 353-VII ДГРешение Думы города от 05.10.2023 № 453-VII ДГРешение Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГУточненный план по доходам*, сводная бюджетная роспись по состоянию на 31.12.2023Исполнение бюджета города в 2023 годуОтклонение исполнения бюджетаОтклонение уточненных доходов, сводной бюджетной росписи по состоянию на 31.12.2023 от решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ
от решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГот решения Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ, уточненных доходов, сводной бюджетной росписи на 31.12.2023**
сумма, рублей%сумма, рублей%
12345678910=9-311=10/3*100%121314=8-3
1.Доходы бюджета, в том числе:39 901 256,839 919 695,339 980 556,540 601 375,140 297 628,440 272 133,540 420 631,9+519 375,1+1,3%+148 498,4+0,4%+370 876,7
1.1.Налоговые и неналоговые доходы, из них:14 702 168,414 708 212,114 708 212,115 204 146,215 823 920,515 823 920,516 709 650,2+2 007 481,8+13,7%+885 729,7+5,6%+1 121 752,1
1.1.1.поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений2 279 069,72 279 069,72 279 069,72 279 069,72 279 069,72 279 069,72 588 875,8+309 806,1+13,6%+309 806,1+13,6%0,0
1.2.Безвозмездные поступления25 199 088,425 211 483,225 272 344,425 397 228,924 473 707,924 448 213,023 710 981,7-1 488 106,7-5,9%-737 231,3-3,0%-750 875,4
2.Расходы бюджета40 670 288,841 941 743,242 002 604,442 623 423,041 744 236,341 718 741,440 273 903,8-396 385,0-1,0%-1 444 837,6-3,5%+1 048 452,6
3.Дефицит (-) / профицит (+) бюджета            
3.1.в сумме-769 032,0-2 022 047,9-2 022 047,9-2 022 047,9-1 446 607,9-1 446 607,9146 728,1+915 760,1-119,1%+1 593 336,0-110,1%-677 575,9
3.2.в процентах-6,2%-16,3%-16,3%-15,6%-10,7%-10,7%1,0%ххххх
4.Верхний предел муниципального долга городского округа по состоянию на 01.01.20243 003 142,12 392 124,52 392 124,52 392 124,51 790 791,4х1 216 587,8-1 786 554,3-59,5%-574 203,6-32,1%х
5.Остатки средств бюджета по состоянию на 01.01.20240,00,00,00,00,00,01 044 159,6+1 044 159,6+100,0%+1 044 159,6+100,0%0,0

* В целях объективной оценки исполнения плановых показателей по безвозмездным поступлениям и сопоставимости с иными отчетными периодами в качестве уточненных приняты плановые показатели по доходам, утвержденные решением Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ, с учётом поступивших после утверждения решения уведомлений Департамента финансов ХМАО-Югры.

**Расчет отклонения в графе 12 выполнен   как разница граф 9 и 8 в отношении доходов, расходов, дефицита бюджета и остатков средств бюджета по состоянию на 01.01.2024, как разница граф 9 и 7 в отношении верхнего предела муниципального долга городского округа по состоянию на 01.01.2024 и, соответственно, в процентном соотношении расчет в графе 13 выполнен как отношение графы 12 к соответствующим показателям граф 7, 8.

В 2023 году исполнение бюджета осуществлялось с особенностями, установленными Федеральным законом от 21.11.2022 № 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году», учитывая необходимость финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществлялось Управлением Федерального казначейства по ХМАО — Югре на едином бюджетном счете (казначейском счёте, открытом департаменту финансов), то есть принцип единства кассы, установленный статьей 38.2 Бюджетного кодекса РФ, соблюден.

В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса РФ участникам бюджетного процесса, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям департаментом финансов открыты лицевые счета для учета операций в порядке, утвержденном приказом департамента финансов от 11.01.2021  № 08-03-1/1[12], участникам казначейского сопровождения – в порядке, утвержденном приказом департамента финансов от 05.07.2022 
№ 08-03-274/2[13].  Каждому лицевому счету присвоен уникальный номер. Отражение на лицевом счете каждого получателя средств операций по оплате денежных обязательств выполнялось на основании платежных документов.

Завершение операций по исполнению бюджета муниципального образования городской округ Сургут в 2023 году осуществлялось в порядке[14], утверждённом финансовым органом в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса РФ.

Консолидированная бюджетная отчётность за 2023 год составлена на основании бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС). Искажений консолидированной бюджетной отчётности, имеющих существенный характер и значительно влияющих на ее достоверность, в ходе внешней проверки не выявлено.

В соответствии со статьёй 17 Положения о бюджетном процессе бюджетная отчётность главных администраторов бюджетных средств за 2023 год представлена[15] в Контрольно-счетную палату в электронном виде посредством программного продукта «Информационно-аналитическая система «WEB-Консолидация» с применением средств электронной подписи документов. Согласно уведомлениям департамента финансов бюджетная отчётность ГАБС представлена в финансовый орган в установленные сроки[16] и принята в основном без замечаний. Информация о результатах внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС представлена в разделе 14 настоящего заключения.

Финансовым органом годовая отчётность об исполнении бюджета муниципального образования городского округа Сургут ХМАО — Югры представлена в Департамент финансов ХМАО — Югры и принята, о чем получено уведомление б/н от 28.03.2024.

Согласно Отчёту об исполнении бюджета городского округа Сургут ХМАО -Югры за 2023 год основные параметры бюджета составили:

  • доход/ы в сумме 40 420 631,9 тыс. рублей или 100,3% бюджетных назначений по доходам;
  • расходы – 40 273 903,8 тыс. рублей или 96,5% бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью;
  •  профицит бюджета – 146 728,1 тыс. рублей. В 2023 году финансирование дефицита бюджета осуществлено в соответствии со статьёй 96 Бюджетного кодекса РФ.

По данным баланса[17] остаток средств на счетах бюджета по состоянию на 01.01.2024 составил 1 044 159,6 тыс. рублей, в том числе 1 043 832,5 тыс. рублей – остаток средств местного бюджета; 327,1 тыс. рублей – остаток межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в бюджет ХМАО — Югры в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса РФ. Данные показатели подтверждаются информацией[18] Управления Федерального казначейства по ХМАО — Югре об остатках средств по счетам, открытым финансовому органу муниципального образования город Сургут.

В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ Главой города с департаментом финансов ХМАО – Югры заключено соглашение от 03.02.2023 № 2 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов (далее – Соглашение).

В целях реализации Соглашения и Решения Думы города от 26.12.2022
№ 250-VII ДГ Администрацией города утвержден[19] план мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга бюджета города на 2023-2025 годы (далее – план мероприятий).  Согласно данным вышеуказанного плана мероприятий ожидаемый бюджетный эффект от его реализации в 2023 году составит 317 722,2 тыс. рублей, в том числе по доходам бюджета в сумме 260 471,9 тыс. рублей, расходам бюджета – 57 250,3 тыс. рублей.

В соответствии с информацией[20] по исполнению плана мероприятий за 2023 год полученный бюджетный эффект составил 468 170,2 тыс. рублей (или на (+) 150 448,0 тыс. рублей больше запланированного эффекта), из них наибольшие суммы:

  • 179 106,3 тыс. рублей – обеспечение Администрацией города привлечения средств в бюджет города от реализации муниципального имущества (п. 1.10 плана мероприятий);
  • 87 836,0 тыс. рублей – снижение дебиторской задолженности по доходам бюджета города в результате принятия мер (п. 1.7 плана мероприятий);
  • 65 346,6 тыс. рублей – поступление неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (пункт 1.12 плана мероприятий);
  • 61 588,2 тыс. рублей – перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на сумму экономии, сложившейся свыше 400,0 тысяч рублей по одной закупке по результатам конкурентных закупок товаров, работ, услуг в части средств местного бюджета, по результатам рассмотрения направлений использования экономии на заседании Бюджетной комиссии при Главе города (п. 2.1 плана мероприятий).

Одновременно с отчетом об исполнении бюджета города Сургута за 2023 год Администрацией города представлены итоги социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут ХМАО – Югры за 2023 год (далее – Итоги СЭР), утвержденные распоряжением Администрации города от 29.12.2023 № 4003.

Согласно Итогам СЭР численность постоянного населения города по состоянию на конец 2023 года составила 419,8 тыс. человек, увеличившись за год на 12,9 тыс. человек, в основном, за счет миграционного прироста на 9,3 тыс. человек. Прогнозное значение численности постоянного населения на конец 2023 года перевыполнено на 2,9%.

В 2023 году по сравнению с 2022 годом доля населения в трудоспособном возрасте (16-59/64 лет) снизилась на 0,4 процентных пункта и составила 64,6% общей численности населения за счет роста населения старше трудоспособного возраста (от 60/65 лет), доля которого за 2023 год увеличилась с 12,3% до 12,8% (так называемое «демографическое старение»).

В 2023 году среднегодовая численность занятых в экономике составила 192,6 тыс. чел. или 95,2% среднегодовой численности экономически активного населения (202,4 тыс. чел.). Прирост численности экономически активного населения и занятых в экономике на 7,7 тыс. человек в 2023 году повлек рост доли занятых в экономике на 0,2 процентных пункта.

Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,14% (0,3 тыс. чел.) и по сравнению с 2022 годом снизился на 0,09 процентных пункта. Основная доля безработных приходится на возрастную группу от 30 лет до предпенсионного возраста, а также имеющих высшее профессиональнее образование.

При этом средний возраст населения города увеличился незначительно – на 0,1 года и составил 35,5 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации в 2023 году составила 73,46 года.

В 2023 году индекс потребительских цен по городу Сургуту (далее – ИПЦ) по предварительной оценке в среднем за год составил 102,1%, что ниже на 2,5 процентных пункта, чем по ХМАО-Югре (104,6%), и на 5,32 процентных пункта, чем по Российской Федерации (107,42%). В связи с невысоким ростом ИПЦ многие показатели социально-экономического развития города в реальном выражении показывают положительную динамику.  

Наибольшую долю в денежных доходах населения (по оценке 351 млрд. рублей) составила оплата труда — 70,4%. Вторая значимая статья в структуре доходов населения – это социальные трансферты, их доля составила 15,9%. Доходы от предпринимательской деятельности составили всего 7,0%.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году составили 71 121 рубль/месяц, по сравнению с 2022 годом прирост в номинальном выражении составил 6,0%, в реальном выражении — 3,9%.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2023 году по сравнению с 2022 годом возросла на 8,0% и составила 125 660,0 рублей/месяц, с учетом ИЦП в размере 102,1% прирост реальной заработной платы составил 5,7% к уровню 2022 года.

Объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним организациям составил 989,1 млрд. рублей или на 7,9% меньше показателя 2022 года за счет снижения физических объемов на 6,1% и индекса цен на 1,9%. В структуре промышленного производства наибольшую долю в размере 84,7% занимают обрабатывающие производства (в основном, производство нефтепродуктов).

Несмотря на снижение физических объемов производства, системная поддержка со стороны государства послужила ключевым моментом сохранения устойчивого развития промышленности в городе Сургуте.

По предварительным данным 2023 года с территории муниципального образования поступило в бюджеты всех уровней налоговых платежей (за исключением налогов на товары, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами) на сумму 122,5 млрд. рублей или на 40,0% больше объёма 2022 года.

Сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям составил 363,0 млрд. рублей или в 1,7 раза больше, чем в 2022 году. Указанное, в первую очередь, отразилось на увеличении начислений и выплат налога на прибыль, который согласно фискальной политике в местный бюджет не поступает.

В 2023 году фонд заработной платы (далее – ФЗП) работников крупных и средних организаций в номинальном выражении составил 171,9 млрд. рублей, что на 8,0% больше, чем в 2022 году.  Прирост средней заработной платы работников муниципальных учреждений, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, в январе-сентябре 2023 года по сравнению с январем-сентябрем 2022 года составил от 1,4% (педагогические работники учреждений дополнительного образования) до 9,0% (работники учреждений культуры). Ниже среднемесячной заработной платы учителей по ХМАО-Югре сложилась только среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования (97,6%).

Рост ФЗП бо́льшими темпами, чем запланировано, отразился на увеличении поступлений налога на доходы физических лиц в окружной и местный бюджеты. В 2023 году в бюджет города поступило 11,6 млрд. рублей налога, что больше на 1,5 млрд. рублей прогнозируемого уровня 2023 года и на 0,8 млрд. рублей уровня 2022 года.

Объем потребительского рынка по итогам 2023 года оценивается в размере 200,5 млрд. рублей, из них:

  • 76,7% составил оборот розничной торговли;
  • 20,0% — объем реализации платных услуг населению;
  • 3,3% — оборот общественного питания.

Рынок товаров и услуг города остается самым ёмким на территории ХМАО-Югры – 35 % всех торговых площадей автономного округа сосредоточены в городе. Обеспеченность жителей города торговыми площадями в 1,5 раза превышает среднеокружной уровень. Несмотря на то, что в 2023 году обеспеченность населения города объектами потребительского рынка превышает установленный норматив, по сравнению с 2022 годом она незначительно снизилась, в основном, с связи с опережающими темпами роста численности населения.

Оборот малого бизнеса в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличился на 17,4% и составил 236,9 млрд. рублей за счет увеличения физических объемов на 15,0% и роста цен на 2,1%. Основную долю в структуре занятости малых предпринимателей в размере 17,1% составляет торговля, 13,3% — строительство, 12,0% — оказание транспортных услуг и услуг связи, 8,7% —  промышленное производство. 

В 2023 году поступления по налогам на совокупный доход в местный бюджет составили 2,37 млрд. рублей, по сравнению с 2022 годом поступления незначительно увеличились на 0,5% или 10,9 млн. рублей.

Следует отметить, что муниципальным образованием предусмотрены различные виды поддержки (финансовая, имущественная и т.д.) субъектам малого и среднего предпринимательства.   Общий объем бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства составил 48,7 млн. рублей, из них 20 млн. рублей средства окружного бюджета.

2. Анализ исполнения доходов бюджета города Сургута в 2023 году

Доходная часть бюджета в течение последних шести лет имеет устойчивую тенденцию роста. За последние шесть лет (2018-2023 годы) доходная часть бюджета по сравнению с 2017 годом выросла практически в 2 раза или на (+) 19 551 млн. рублей.

Также в 2023 году достигнут наибольший за шестилетний период объем собственных доходов – 24 254 млн. рублей (рисунок 1).

В соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам относятся: налоговые и неналоговые доходы, а также субсидии из вышестоящих бюджетов на софинансирование расходных обязательств муниципального образования, дотации и прочие безвозмездные поступления (за исключением субвенций). В исследуемом периоде с 2017 года объём собственных доходов увеличился в 2 раза или на 12 537 млн. рублей и в 2023 году составил в сумме 24 254 млн. рублей. Значительную долю в структуре собственных доходов, поступивших в бюджет города, составляют налоговые и неналоговые доходы, их удельный вес в 2023 году составил 68,9%. По сравнению с 2022 годом сумма налоговых и неналоговых доходов в отчётном периоде увеличилась на (+) 957,2 млн. рублей.

В отношении динамики межбюджетных субсидий в анализируемом периоде также явно прослеживается тенденция роста. Так, в 2023 году объем межбюджетных субсидий по отношению к 2017 году вырос почти в 3,7 раза и составил 6 292 млн. рублей.

рисунок 1
Доходы бюджета города в 2017-2023 годах
(млн. рублей)

Доля субвенций в общей структуре доходов в 2023 году составила 40% или 16 167 млн. рублей. Как наглядно видно на рисунке 1, на протяжении 7-ми лет субвенции, предоставляемые городу Сургуту для исполнения государственных полномочий, имеют стабильную тенденцию к линейному росту. За период с 2017 по 2023 год их объем возрос на (+) 76,6%.

В 2023 году на каждый 1 рубль доходов бюджета приходилось 59 копеек –безвозмездные поступления, 3 копейки – неналоговые доходы, 38 копеек –  налоговые доходы.

Согласно Отчёту об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год в бюджет города поступили доходы в сумме 40 420 631,9 тыс. рублей или 100,3% бюджетных назначений[21].

Налоговые доходы в 2023 году поступили в сумме 15 382 565,6 тыс. рублей или 105,9% от бюджетных назначений (14 524 215,8 тыс. рублей). Доля налоговых доходов составила 38,1% от общего объёма доходов. По сравнению с 2022 годом налоговые доходы в отчётном периоде увеличились на (+) 6,2% или (+) 892 858,3 тыс. рублей.

Основную долю в налоговых доходах в размере 75,6% составляет налог на доходы физических лиц. В 2023 году налог на доходы физических лиц поступил в доход бюджета в сумме 11 622 898,3 тыс. рублей или 106,7% бюджетных назначений. Перевыполнение по данному налогу составило (+) 725 386,9 тыс. рублей, что обусловлено увеличением поступлений налога с доходов, полученных в виде заработной платы (темп роста фонда заработной платы по итогам 2023 года составил 108%, при прогнозировании учтен темп роста 105,5%).

По сравнению с 2022 годом поступления по налогу на доходы физических лиц увеличились на (+) 848 449,3 тыс. рублей или (+) 7,9%, что связано с ростом фонда заработной платы, а также принятием Думой города решения от 28.09.2022
№ 182-VII ДГ «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов». Поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере 10,17% составили 2 588 875,8 тыс. рублей[22].

На основании Закона ХМАО — Югры от 10.11.2008 № 132-оз[23] по дифференцированному нормативу (10% доходов консолидированного бюджета автономного округа от указанного налога) зачислены поступления акцизов на нефтепродукты в сумме 63 957,4 тыс. рублей или 104% бюджетных назначений. Перевыполнение плановых назначений обусловлено увеличением объема реализации производителями дизельного топлива и автомобильного бензина.

Налоги на совокупный доход[24] получены в сумме 2 374 562,6 тыс. рублей или 101,5% бюджетных назначений, что обусловлено увеличением налогооблагаемой базы у отдельных налогоплательщиков, применяющих упрощенный режим налогообложения. По сравнению с 2022 годом поступления по налогам на совокупный доход увеличились на (+) 10 948,1 тыс. рублей или (+) 0,5%.   

В 2023 году поступление доходов по имущественным налогам составило 1 228 457,8 тыс. рублей или 108,3 % к плановым назначениям, в том числе:

  • налог на имущество физических лиц в сумме 343 776,5 тыс. рублей или 124,8% бюджетных назначений;
  • транспортный налог в сумме 234 444,8 тыс. рублей или 101,9% бюджетных назначений;
  • земельный налог в сумме 650 236,4 тыс. рублей или 103,5% бюджетных назначений.

Увеличение доходов по имущественным налогам связано с увеличением количества объектов налогообложения, «улучшением» налоговой дисциплины граждан, а также поступлением налогов в счет погашения задолженности прошлых лет в большем размере, чем планировалось Инспекцией ФНС по городу Сургуту.

 По информации[25] Инспекции ФНС по городу Сургуту общая сумма налоговых льгот по местным налогам на основании решений представительного органа в 2023 году составила 68 937,5 тыс. рублей, в том числе:

1) на основании решения Думы города № 601-V ДГ[26] по налогу на имущество физических лиц – 68 148,5 тыс. рублей;
2) на основании решения Думы города № 505-III ГД[27] по земельному налогу – 789,0 тыс. рублей.

Согласно данным Инспекции ФНС по городу Сургуту в 2023 году в соответствии с федеральным законодательством предоставлены льготы по земельному налогу на сумму 46 291,9 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 64 220,6 тыс. рублей. Сумма льгот по налогу на имущество физических лиц в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов составила 9 796,7 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2024 года общая сумма недоимки по налогам и сборам составила 443 933,0 тыс. рублей, то есть за 2023 год сократилась на общую сумму (-) 86 732 тыс. рублей. Вместе с тем, увеличилась недоимка по налогу на доходы физических лиц и налогам на совокупный доход на (+) 11 054 тыс. рублей и (+)10 549 тыс. рублей соответственно.

В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса РФ Администрацией города сформирован перечень налоговых расходов муниципального образования, состоящий из 33 налоговых расходов в виде налоговых льгот, пониженных ставок и налоговых вычетов, установленных решениями Думы города о местных налогах, в том числе:

  • 14 стимулирующих налоговых расходов;
  • 19 социальных налоговых расходов.

Данный перечень размещен на официальном портале Администрации города[28].

В соответствии с постановлением Администрации города от 28.08.2020 № 6034[29] «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов города Сургута» кураторами налоговых расходов проводится оценка эффективности действующих налоговых расходов. Аналитические материалы по результатам оценки налоговых расходов за отчётный период размещаются департаментом финансов на официальном портале Администрации города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.admsurgut.ru) ежегодно в срок до 5 июня текущего финансового года.

Государственная пошлина поступила в бюджет города в сумме 92 689,6 тыс. рублей или 101,7% бюджетных назначений. Перевыполнение плановых назначений обусловлено в основном увеличением поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в связи с увеличением количества рассматриваемых дел.

В бюджет городского округа Сургут в 2023 году поступили неналоговые доходы в сумме 1 327 084,7 тыс. рублей, что больше плановых назначений на                  (+) 27 380,0 тыс. рублей или (+) 2,1%. В общем объёме доходов доля неналоговых доходов составила 3,3%.

В 2023 году основную долю в размере 56,7% от неналоговых доходов бюджета составляли доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Доля доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 18,1%, доходов от продажи материальных и нематериальных активов составила 13,5%, штрафов, санкций, возмещения ущерба – 10,6%, прочих доходов – 1,1%.

Отрицательный результат сложился по доходу «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» в сумме (-) 15 843,6 тыс. рублей, что обусловлено возвратом авансовых платежей за размещение отходов производства, произведенных в 2022 году (ПАО «Сургутнефтегаз») и пересчитанных по результатам сдачи годовой декларации[30].

Основную долю в доходах от использования имущества в размере 86,4 % или в сумме 649 729,5 тыс. рублей составляют «Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества».  Бюджетные назначения по данной статье доходов не исполнены на (-) 5 859,4 тыс. рублей или (-) 0,9%. Вместе с тем, по сравнению с 2022 годом объем поступлений по данной статье доходов увеличился на (+) 59 369,2 тыс. рублей или на (+) 10,1%, что связано, в основном, с индексацией размера годовой арендной платы по неразграниченным земельным участкам (дополнительно получено 23,4 млн. руб.), заключением новых договоров аренды земельных участков или соглашений о присоединении (дополнительно получено 26,05 млн. руб.) и увеличением суммы взысканной задолженности прошлых лет (дополнительно получено 3,15 млн. рублей)[31].

Основную долю доходов по статье «Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества» — 509 895,7 тыс. рублей или 78,5% составляют доходы в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.12.2011 № 457-п «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов» (далее – Постановление № 457-п) и  учитывает кадастровую стоимость земельного участка, ставку арендной платы и корректирующие коэффициенты, один из которых – коэффициент переходного периода – определяется органом местного самоуправления и был ограничен максимальным значением, равным «1,5». С 01.01.2017[32] максимальный размер данного коэффициента увеличен и составляет «2», а в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов трубопроводного транспорта и энергетики, – «1».

На территории города Сургута коэффициенты переходного периода установлены постановлением Администрации города от 16.01.2012 № 65[33] для каждого вида или подвида разрешенного использования земельного участка в значениях существенно ниже максимально возможного.

Следует отметить, что наращивание собственной доходной базы муниципалитета является одним из основных векторов развития города согласно Основным направлениям бюджетной и налоговой политики муниципального образования на 2023-2025 годы[34].

Также обязательства муниципального образования по обеспечению роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города предусмотрены соглашением с финансовым органом ХМАО — Югры о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, заключенным Главой города в соответствии с пунктом 8 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ.

Учитывая изложенное и принимая во внимание повышение максимального размера коэффициента переходного периода, установленного Постановлением
№ 457-п, а также необходимость наращивания собственной доходной базы муниципального образования, предложено Администрации города рассмотреть возможность увеличения коэффициентов переходного периода, установленных Постановлением № 65, с учетом принципа экономической обоснованности.

Одной из статей доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются «Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям», поступления по которой в 2023 году составили 11 661,3 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2024 на балансе муниципального образования числятся финансовые вложения муниципального образования на общую сумму 1 569 134,8 тыс. рублей[35], в том числе:

  • 1 397 725,0 тыс. рублей — акции 9-ти акционерных обществ;
  • 95 046,0 тыс. рублей – вложения в уставный капитал ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»;
  • 76 363,8 тыс. рублей – вложения в уставный капитал ООО «Городской рынок».

В 2023 году общий объем финансовых вложений в уставный капитал и акции коммерческих организаций увеличился на общую сумму (+) 588 754,9 тыс. рублей, в том числе по следующим основаниям:

  • в связи с переоценкой акций ПАО «Сургутнефтегаз» по состоянию на 29.12.2023 по данным ПАО «Московская биржа»[36]  на сумму (+) 63 314,9 тыс. рублей;
  • в связи с реализацией акций АО «Новые технологии в строительстве» по договору купли продажи от 17.01.2023 № 521 на сумму (-) 25 893,0 тыс. рублей. Второй акционер воспользовался преимущественным правом покупки, обязательства по договору купли-продажи выполнены в полном объеме[37];
  • в связи с преобразованием в хозяйственное общество Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Сургутский хлебозавод»[38] по состоянию на 31.12.2023 на балансе города числятся акции в количестве 5 513 330 штук на общую сумму 551 333,0 тыс. рублей.

Согласно форме 0503174 «Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале», составленной главным администратором бюджетных средств ДИЗО, в 2023 году поступили дивиденды по акциям, принадлежащим муниципальному образованию, на сумму 11 661,3 тыс. рублей, что на (-) 3 954,4 тыс. рублей или на (-) 25,3% меньше, чем в 2022 году. Средняя доходность акций составила 0,012 рубля на 1 рубль вложений[39].

По итогам деятельности действующих муниципальных унитарных предприятий за 2022 год в 2023 году перечислена в доход бюджета часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, на общую сумму 14 157,5 тыс. рублей или 100% бюджетных назначений.

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям[40] утверждены решением Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ в сумме 24 473 707,9 тыс. рублей.

В период с 19 по 29 декабря 2023 года поступили уведомления Департамента финансов ХМАО — Югры об уменьшении безвозмездных поступлений на общую сумму (-) 25 494,9 тыс. рублей.

В 2023 году безвозмездные поступления исполнены в сумме 23 710 981,6 тыс. рублей или 96,9% бюджетных назначений, в том числе по основным видам доходов:

1) дотации на сумму 725 801,1 тыс. рублей или 100,0% уточненных бюджетных назначений.
2) субсидии, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, на сумму 6 292 183,9 тыс. рублей или 93,3% уточненного плана (6 739 835,7 тыс. рублей с учетом уведомлений Департамента финансов ХМАО-Югры об уменьшении безвозмездных поступлений). Неисполнение бюджетных назначений сложилось, в основном, за счет непоступления субсидий из бюджета ХМАО-Югры на предоставление капитального гранта в соответствии с заключенными концессионными соглашениями по созданию объектов спорта на общую сумму 393 618,0 тыс. рублей в связи с непредставлением концессионерами пакетов документов для осуществления выплаты капитального гранта.
3) субвенции, предоставляемые местному бюджету для исполнения переданных государственных полномочий, поступили на сумму 16 167 179,2 тыс. рублей или 98,3% плана (16 442 311,0 тыс. рублей). Неисполнение бюджетных назначений сложилось, в основном, за счет непоступления субвенций из бюджета ХМАО-Югры, в связи с экономией в сумме 255 948,1 тыс. рублей, сложившейся по факту заключенных контрактов, договоров на поставку учебного оборудования, учебных пособий, расходных материалов, игр, игрушек, нарушением сроков поставки учебного оборудования поставщиками, по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по субвенции для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных органам местного самоуправления муниципальных образований ХМАО — Югры отдельных государственных полномочий.
4) иные межбюджетные трансферты – 502 094,1 тыс. рублей или 99,6% уточненного плана.
5) безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций в бюджеты городских округов – 192 768,9 тыс. рублей или 100,2% уточненного плана, из них доходы в сумме 192 409,2 тыс. рублей поступили от СГМУП «Горводоканал» в качестве инвестиционного вклада, направленного в бюджет города в соответствии с условиями договора инвестирования работ по реконструкции объекта «Очистные сооружения канализационных сточных вод (КОС) г. Сургут производительностью 150 000 м3/сутки. Строительство нового блока УФО сточных вод с внутриплощадочными инженерными сетями»;
6) возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составил (-) 174 939,3 тыс. рубля, что на 616,6 тыс. рублей или на 0,4% больше уточненного плана, в том числе 45 178,9 тыс. рублей – возврат в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры средств ранее предоставленной субсидии в связи с неисполнением установленных показателей по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

По результатам проведенных Контрольно-счетной палатой проверок годовой бюджетной отчётности установлено, что отражение доходов в Отчёте об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2023 год выполнено на основании отчётных данных в полном объеме в соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно данным консолидированной отчётности об исполнении бюджета города дебиторская задолженность по неналоговым доходам и безвозмездным перечислениям за 2023 год увеличилась на (+) 645 351,4 тыс. рублей или на (+) 0,8% и по состоянию на 01.01.2024 составила 82 794 229,6 тыс. рублей. Основная сумма увеличения задолженности (+) 7 755 697,2 тыс. рублей или 14,4% приходится на межбюджетные трансферты по расходам текущего (некапитального) характера в виде доходов будущих периодов, начисленных согласно решению Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов», что обусловлено нормами ФСБУ «Доходы»[41].

Просроченная дебиторская задолженность по доходам за 2023 год уменьшилась на (-) 80 793,6 тыс. рублей или на (-) 11,8% и составила 606 249,1 тыс. рублей (0,7% от общей дебиторской задолженности). По состоянию на 01.01.2024 наибольший объем просроченной задолженности в сумме 605 258,34 тыс. рублей (99,8% от всей просроченной задолженности) наблюдается по трём ГАДБ – Администрации города, ДИЗО, департаменту архитектуры и градостроительства (далее – ДАиГ), и приходится в основном на доходы от аренды муниципального имущества и плату за фактическое пользование муниципальным имуществом в отсутствие правоустанавливающих документов.

В течение 2023 года списана безнадежная к взысканию дебиторская задолженность на сумму 137 739,4 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность по неналоговым доходам увеличилась за 2023 год на (+) 18 323,1 тыс. рублей или на (+) 94,1% и по состоянию на 01.01.2024 составила 37 802,4 тыс. рублей. Кредиторская задолженность сложилась в связи с поступлением (переплатами) доходов бюджета, основную часть которых составляют следующие виды доходов:

  • аренда земельных участков и иного муниципального имущества – 15 704,1 тыс. рублей;
  • невыясненные поступления – 13 592,4 тыс. рублей (уточнены в 2024 году);
  • поступления (переплата в связи с ошибочным указанием кода бюджетной классификации) штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) — 4 685,1 тыс. рублей.

3. Управление муниципальным долгом

Управление муниципальным долгом осуществлялось исполнительно-распорядительным органом муниципального образования – Администрацией города в соответствии со статьёй 38 Устава городского округа согласно положениям статьи 101 Бюджетного кодекса РФ.

Учёт и регистрация муниципальных долговых обязательств города велись в муниципальной долговой книге на основании статьи 120 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с требованиями статьи 121 Бюджетного кодекса РФ муниципальную долговую книгу ведёт департамент финансов. Форма и состав муниципальной долговой книги соответствуют Положению о составе, порядке и сроках внесения дополнительной информации в муниципальную долговую книгу муниципального образования городской округ Сургут ХМАО — Югры, утвержденному постановлением Администрации города от 07.03.2008 № 620.

Согласно ф. 0503172, данным долговой книги по состоянию на 01.01.2024 муниципальный долг сложился в сумме 1 216 587,8 тыс. рублей и согласно положениям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не превысил верхний предел муниципального долга (1 790 791,4 тыс. рублей), утверждённый частью 16 решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ.

Структура муниципального долга соответствует требованиям статьи 100 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно статьям 106, 110.1 Бюджетного кодекса РФ в течение 2023 года привлечение и погашение долговых обязательств осуществлялось в соответствии с программой муниципальных внутренних заимствований, утвержденной частью 17 решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ.

По данным ф. 0503172, забалансового счёта 11 «Государственные и муниципальные гарантии» департамента финансов по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024 муниципальные гарантии не числились.

Отражение в бюджете города поступлений средств от заимствований, погашения муниципального долга и расходов на его обслуживание осуществлялось согласно положениям статьи 113 Бюджетного кодекса РФ. Отражение остатков долговых обязательств в муниципальной долговой книге по состоянию на 01.01.2023 и 01.01.2024 соответствует балансу исполнения бюджета (ф. 0503320).

В соответствии со статьёй 18 Положения о бюджетном процессе одновременно с проектом решения Думы города об исполнении бюджета города представлен в том числе отчёт об исполнении программы муниципальных заимствований, согласно которому общий объем привлеченных кредитов кредитных организаций в сумме 1 220 000,0 тыс. рублей не превысил предельный объем заимствований (3 609 393,7 тыс. рублей), что соответствует статье 106 Бюджетного кодекса РФ.

Объём расходов на обслуживание муниципального долга утвержден частью 19 решения о бюджете в сумме 106 232,4 тыс. рублей. По данным бюджетной отчётности кассовые расходы на оплату процентов за пользование бюджетными кредитами и кредитами кредитных организаций составили 36 097,6 тыс. рублей или 34,0% бюджетных ассигнований в связи с отсутствием потребности в выборке кредитных средств в 2023 году, переносом срока выборки кредитных средств на более поздний срок по сравнению с первоначально запланированным (согласно «Сведениям об исполнении бюджета», ф. 0503164). Доля расходов бюджета на обслуживание муниципального долга составила 0,1% в общем объёме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и не превысила максимальный предел (15%), установленный статьёй 111 Бюджетного кодекса РФ.

Департаментом финансов ХМАО — Югры в соответствии со статьёй 107.1 Бюджетного кодекса РФ, порядком проведения оценки долговой устойчивости муниципального образования ХМАО — Югры, утверждённым постановлением Правительства ХМАО — Югры от 24.04.2020 № 150-п, проведена оценка[42] долговой устойчивости муниципальных образований, по результатам которой муниципальное образование городской округ Сургут ХМАО — Югры отнесено к группе заёмщиков, имеющих высокий уровень долговой устойчивости.

На основании постановления Администрации города от 31.01.2012 № 474 «Об утверждении методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета городского округа Сургут» департаментом финансов Администрации города проведена оценка качества управления муниципальным долгом города Сургута за 2023 год, результаты которой размещены на официальном портале Администрации города[43]. Поскольку сводный индикатор составил 3,84, то качество управления муниципальным долгом оценено как удовлетворительное[44].

4. Общая характеристика исполнения расходов бюджета городского округа Сургут
в 2023 году

Первоначальной редакцией решения Думы города от 26.12.2022
№ 250-VII ДГ расходы бюджета города на 2023 год утверждены в сумме 40 670 288,8 тыс. рублей по 12 разделам функциональной классификации. Как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес занимали расходы по следующим разделам: 07 «Образование» – 58,5%, 04 «Национальная экономика» – 11,8%, 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 9,8%, 01 «Общегосударственные вопросы» – 7,0%. На расходы по остальным разделам[45] приходилось от 0,01 % до 4,5 % всех плановых расходов бюджета.

Сводной бюджетной росписью по состоянию на 31.12.2023 расходы бюджета утверждены в сумме 41 718 741,4 тыс. рублей, что по сравнению с первоначальным решением о бюджете больше на (+) 1 048 452,6 тыс. рублей или на (+) 2,6%.

Кассовое исполнение бюджета города составило 40 273 903,8 тыс. рублей или 96,5% бюджетных ассигнований, утверждённых сводной бюджетной росписью[46].

Наибольшая доля расходов бюджета в размере 62,7% – это расходы социальной сферы, к которой относятся образование, культура и кинематография, физическая культура и спорт, здравоохранение и социальная политика. По сравнению с первоначальной редакцией решения о бюджете города структура кассовых расходов существенно не изменилась. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают расходы по разделам: 07 «Образование» – 53,4%, 04 «Национальная экономика» – 13,6%, 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 12,8%, 01 «Общегосударственные вопросы» – 6,2%. На остальные разделы приходится от 0,01 % до 3,9 % всех кассовых расходов бюджета (рисунок 2).

рисунок 2
Структура кассовых расходов бюджета города на 2023 год
в разрезе разделов классификации расходов бюджетов

В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов утвержден перечень ГРБС (рисунок 3).

В 2023 году 93,3% расходов бюджета осуществлялось в рамках реализации 22 программ. Кроме того, без привлечения финансирования на территории города осуществлялась реализация 1 муниципальной программы «Укрепление общественного здоровья на период до 2024 года»[47], которая содержит мероприятия организационного характера. Непрограммные расходы составили 2 684 187,8 тыс. рублей или 6,7% расходов бюджета (рисунок 4).

рисунок 3
Структура кассовых расходов бюджета города на 2023 год в разрезе ГРБС

рисунок 4
Структура кассовых расходов бюджета города на 2023 год
в разрезе муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности

Кассовые расходы на реализацию муниципальных программ составили 37 589 716,0 тыс. рублей или 96,5% от бюджетных назначений (38 965 207,6 тыс. рублей). Бо́льшая часть расходов (24 943 340,6 тыс. рублей или 61,9%) направлена на реализацию муниципальных программ в социальной сфере (образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика).

В ходе внешней проверки отмечен факт осуществления в 2023 году расходов в сумме 35 237,0 тыс. рублей, направленных на обустройство территории для содержания животных без владельцев, в рамках основного мероприятия «Реализация переданного отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на период до 2030 года», тогда как указанные расходы осуществлены в порядке реализации предусмотренного решением Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ[48] права муниципального образования на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.   Учитывая изложенное, предложено:

  • администратору и соадминистратору муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на период до 2030 года» (департаменту городского хозяйства Администрации города, ДАиГ) скорректировать состав мероприятий основного мероприятия 3.1 «Реализация переданного отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (например, исключить либо переместить мероприятие, связанное с обустройством территории по содержанию животных без владельцев, из основного мероприятия 3.1, либо иным образом урегулировать вопрос);
  • финансовому органу в случае необходимости, руководствуясь пунктом 4 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 19 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации, внести изменения в перечень целевых статей расходов бюджета города, обеспечив привязку к расходному обязательству об установлении вышеуказанного права муниципального образования, например, дополнить новой целевой статьей.

В 2023 году исполнение бюджета города, а также реализация муниципальных программ, как и в предыдущих периодах, направлены в том числе на достижение показателей реализации национальных проектов, установленных для города Сургута. На реализацию 6 национальных проектов (10 региональных проектов) направлено 1 137 390,3 тыс. рублей или 2,8% кассовых расходов бюджета, из них:

  • 494 197,4 тыс. рублей – на проект «Безопасные качественные дороги» (региональные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»);
  • 275 586,3 тыс. рублей – на проект «Образование» (региональные проекты «Современная школа», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»);
  • 240 175,7 тыс. рублей – на проект «Жилье и городская среда» (региональные проекты «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»);
  • 79 173,1 тыс. рублей – на проект «Культура» (региональный проект «Культурная среда»);
  • 45 362,6 тыс. рублей – на проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (региональные проекты «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»);
  • 2 895,2 тыс. рублей – на проект «Демография» (региональный проект «Спорт – норма жизни»).

На рисунке 5 представлены основные результаты реализации национальных проектов на территории города в 2023 году.

Помимо вышеперечисленных региональных проектов, в муниципальных программах установлены показатели следующих региональных проектов:

  • «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», входящих в состав портфеля национального проекта «Образование»;
  • «Содействие занятости» национального проекта «Демография»;
  • Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда»;
  • «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология»;
  • «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Все показатели региональных проектов, установленные в муниципальных программах на 2023 год, выполнены, за исключением двух показателей:

  • «Объем жилищного строительства, в млн. кв. метров» регионального проекта «Жилье» (план на 2023 год – 0,222 млн. кв. м, выполнено в 2023 году — 0,1620993 млн. кв. м);
  • «Количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, человек (нарастающим итогом)» регионального проекта «Творческие люди» (план на 2023 год ‑ 253 человека, факт за 2023 год – 248 человек).

рисунок 5

Выполнен текущий ремонт улицы Бажова и проспекта Комсомольский (от улицы Югорской до улицы Щепеткина), завершен капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Привокзальной. Общая протяженность ремонта составила 2,546 км (площадь 44 331,03 м2).

Завершена разработка проектно-сметной документации на строительство школ в мкр. 20А, 5А, начато строительство школы в мкр. 20А.

Выплачена выкупная цена 13 собственникам за изымаемые помещения. Выполнены работы по благоустройству 4 общественных пространств: — спортивная площадка «Экопарк «За Саймой»; — площадка для выгула собак с дорожно-тропиночной сетью (1 этап) в парковой зоне микрорайона 20А; — сквер, прилегающий к территории МКУ «Дворец торжеств»; — сквер на пересечении бульвара Свободы и проспекта Ленина.

Приобретены музыкальные инструменты, оборудование и мебель для организации учебного процесса в детских школах искусств. Осуществлен капитальный ремонт трех объектов МБУК «Сургутский краеведческий музей».

Предоставлено 297 субсидий 183 субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе социальным предпринимателям, на возмещение части затрат на приобретение оборудования, аренду и оплату коммунальных услуг нежилых помещений.

Приобретены спортивное оборудование и инвентарь для муниципальных учреждений физической культуры и спорта. Проведены тренировочные мероприятия и тренировочные сборы в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.  

Оплата труда работников, попадающих под действие Указов Президента Российской Федерации от 2012 года, осуществляется в рамках мероприятий муниципальных программ «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года», «Развитие культуры в городе Сургуте на период до 2030 года», «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на период до 2030 года».

В 2023 году показатели среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций (в том числе в сфере дополнительного образования), детских школ искусств, спортивных школ, а также работников муниципальных учреждений культуры достигли значения целевых показателей, установленных отраслевыми департаментами ХМАО-Югры.

Причины неисполнения расходной части бюджета изложены в пояснительной записке к Отчёту об исполнении бюджета городского округа Сургут ХМАО-Югры за 2023 год.

По состоянию на 01.01.2024 по расходам бюджета имеется следующая задолженность:

  • дебиторская на сумму 2 621 614,5 тыс. рублей, которая за 2023 год уменьшилась на (-) 848 824,1 тыс. рублей или на (-) 24,5%;
  • кредиторская на сумму 892 899,5 тыс. рублей, которая за 2023 год возросла на (+) 2 699,9 тыс. рублей или (+) 0,3%.

Вся задолженность по расходам бюджета имеет текущий либо долгосрочный характер, просроченная задолженность отсутствует.

В заключении от 27.04.2024 № КСП-01-17-19 изложена подробная информация о результатах вложения бюджетных инвестиций, состоянии и движении незавершённого строительства, использовании средств дорожного и резервных фондов, а также на благоустройство общественных пространств и дворовых территорий и многое другое.

6. Результаты внешней проверки бюджетной отчётности

В соответствии со статьями 264.4, 268.1 Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счетной палатой города проведены внешние проверки годовой бюджетной отчётности 7 ГАБС (Думы города, Администрации города, Контрольно-счетной палаты города, департамента финансов, департамента образования, департамента архитектуры и градостроительства, департамента имущественных и земельных отношений). По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС установлено следующее.

1. Годовая бюджетная отчётность представлена в составе и по формам, утверждённым Инструкцией № 191н[49], Инструкцией № 33н[50], приказом департамента финансов Администрации города от 02.02.2018 № 08-ПО-25/18-0 «Об утверждении Порядка составления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджета муниципального образования городской округ Сургут ХМАО — Югры».

2. Бюджетная отчётность ГАБС составлена на основании бюджетной отчётности получателей бюджетных средств. Вместе с тем, в ходе выборочной проверки соответствия показателей форм отчётности получателей бюджетных средств данным регистров бюджетного учёта (Главной книги) выявлены расхождения по 7 получателям бюджетных средств, что может свидетельствовать о несоблюдении получателями бюджетных средств требований пункта 7 Инструкции № 191н, согласно которому бюджетная отчётность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учёта, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учёта с оборотами и остатками по регистрам синтетического учёта.

В ходе контрольного мероприятия получателями бюджетных средств представлены скорректированные регистры бюджетного учёта.

Необходимо отметить, что расхождения показателей форм отчётности и данных Главной книги выявлены в основном по счетам учета показателей принятых бюджетных обязательств и обусловлены, в частности, применением ПБС различного неверного подхода при отражении операций по переносу показателей аналитических счетов санкционирования расходов (пункт 312 Инструкции № 157н[51]), приводящего к искажению показателей счетов бюджетного учета.

Учитывая отсутствие корреспонденции счетов бюджетного учета в приказах и разъяснительных документах Минфина России при отражении таких операций, в целях исключения фактов неверного отражения операций в регистрах бюджетного учета, принимая во внимание абзац 27-й пункта 2[52] Инструкции № 162н[53], рекомендуем департаменту финансов определить единый подход (корреспонденцию счетов) при отражении операций по переносу показателей аналитических счетов санкционирования расходов согласно пункту 312 Инструкции № 157н.

Кроме того, учитывая наличие в 2023 году аналогичных замечаний в части выявленных фактов расхождения данных отчетности с показателями по счетам санкционирования, принимая во внимание, что достоверность бухгалтерской отчетности в первую очередь подтверждается данными инвентаризации, руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете», пунктом 80 Федерального стандарта № 256н[54], пунктом 9 Федерального стандарта № 274н[55], в целях исключения случаев неверного отражения информации в бюджетной отчётности предложено администраторам бюджетных средств рассмотреть возможность закрепления в учетной политике порядка проведения инвентаризации счетов группы 1.500.00 «Санкционирование расходов».

3. По результатам проверок имелись замечания к содержанию отдельных форм отчётности в части неверного отражения текущей или долгосрочной задолженности. Аналогичные недостатки были выявлены и по результатам проверки бюджетной отчетности ГАБС за 2022 год.

В целях исключения случаев неверного отражения информации в бюджетной отчётности, учитывая отсутствие обособленного учета сумм долгосрочной задолженности, предложено администраторам бюджетных средств определять наличие долгосрочной задолженности до момента формирования отчётности, например, по результатам инвентаризации, либо принять меры к автоматизации бухгалтерского учета такой задолженности (например, с применением дополнительной аналитики счета).

4. Имелись замечания к учету и списанию отдельных активов и задолженности, не повлиявшие на достоверность годовой отчётности главных администраторов бюджетных средств или консолидированной отчётности муниципального образования. Часть замечаний устранена путем корректировки данных бюджетного учёта в текущем периоде.

Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе о выявленных отдельных нарушениях и замечаниях, предложения по внешней проверке бюджетной отчётности ГАБС отражены в отчётах от 24.04.2024 №№ КСП-01-18-3, КСП- 01-18-4, КСП- 01-18-5, от 26.04.2024 №№ КСП-01-18-6, КСП-01-18-7, КСП-01-18-8, КСП-01-18-9, которые направлены в адрес Думы города, Главы города и в прокуратуру города.

Учитывая результаты внешней проверки бюджетной отчётности за 2023 год, предложено администраторам бюджетных средств принять меры по усилению и обеспечению совершенствования системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, например, предусмотрев дополнительные процедуры.

По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета установлено, что отражение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, иных показателей выполнено на основании отчётных данных в полном объёме в соответствии со статьёй 32 Бюджетного кодекса РФ.

Отчётность об исполнении консолидированного бюджета города составлена на основании показателей форм бюджетной отчётности ГАБС, обобщённых путём суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчётности.

            Результаты внешней проверки свидетельствуют о полноте и достоверности Отчёта об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год.

По результатам внешней проверки Отчёта об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год предложено Думе города рассмотреть Отчёт об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2023 год с учётом информации, изложенной в заключении от 27.04.2024     № КСП-01-17-19.

Председатель Контрольно-счетной палаты города

В.И. Жуков


[1] Решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (далее – Положение о бюджетном процессе).

[2] Решение Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ «О Контрольно-счетной палате города Сургута» (далее – Положение о Контрольно-счетной палате).

[3] Термины «внешняя проверка Отчета об исполнении бюджета города Сургута за 2023 год», «внешняя проверка», «проверка» употребляются в равнозначном контексте.

[4] Термины «Отчёт об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа -Югры за 2023 год», «Отчёт об исполнении бюджета города за 2023 год», «Отчёт об исполнении бюджета города», «Отчёт» применяются в настоящем заключении в равнозначном контексте.

[5] Письмо Администрации города от 26.03.2024 исх.№ 01-02-4474/4.

[6] Здесь и далее по тексту наименования Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и ХМАО — Югра равнозначны.

[7] Здесь и далее по тексту под словами «бюджет городского округа Сургут», «бюджет города Сургута» «бюджет города», «бюджет» понимается «бюджет городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».

[8] Решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» (далее – Решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ, первоначальное решение о бюджете, первоначальная редакция решения о бюджете).

[9] Для более удобного восприятия здесь и далее информация о характеристиках бюджета представлена в единицах измерения «тыс. рублей».

[10] Постановление Администрации города от 24.10.2022 № 8363 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и на плановый период 2024 — 2025 годов» (далее – Прогноз).

[11] Решение Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» (далее – Решение Думы города от 20.12.2023
№ 483-VII ДГ).

[12] Приказ департамента финансов Администрации города от 11.01.2021 № 08-03-1/1 «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов департаментом финансов Администрации города Сургута».

[13] Приказ департамента финансов Администрации города от 05.07.2022 № 08-03-274/2 «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов департаментом финансов Администрации города Сургута участникам казначейского сопровождения».

[14] Приказ департамента финансов Администрации города от 18.12.2023 № 08-03-516/3 «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2023 году».

[15] Письмо Администрации города от 14.03.2024 № 01-02-3829/4.

[16] Утверждены приказом департамента финансов Администрации города от 18.12.2023 № 08-03-517/3 «О сроках представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сводной годовой бюджетной отчётности и сводной бухгалтерской отчётности муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2023 год».

[17] Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320).

[18] Письмо Управления Федерального Казначейства по ХМАО — Югре от 19.03.2024 № 87-10-06/10-797.

[19] Приложение 1 к распоряжению Администрации города от 07.02.2023 № 348 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов».

[20] https://admsurgut.ru/rubric/25393/Ispolnenie-plana-meropriyatiy-po-mobilizacii-dohodov-optimizacii-rashodov-i-municipalnogo-dolga.

[21] Здесь и далее по тексту бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам – бюджетные назначения, утвержденные решением Думы города от 20.12.2023 № 483-VII ДГ.

[22] По информации департамента финансов Администрации города.

[23] Закон ХМАО-Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

[24] Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

[25] Письмо от 08.04.2024 № 16-08/08825@.

[26] Решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории города Сургута» (далее – Решение Думы города № 601-V ДГ).

[27] Решение Сургутской городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога»
(далее – Решение Думы города № 505-III ГД).

[28] https://admsurgut.ru/rubric/25152/2023-god.

[29] Постановление Администрации города от 28.08.2020 № 6034 «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов города Сургута».

[30] Согласно информации об изменениях, предлагаемых к внесению в бюджет города Сургута на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов (сентябрь 2023 года).

[31] По информации главного администратора доходов бюджета ДИЗО.

[32] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 08.04.2016 № 107-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

[33] Постановление Администрации города от 16.01.2012 № 65 «О коэффициентах переходного периода в отношении земельных участков земель населенных пунктов, расположенных в границах городского округа город Сургут, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Постановление № 65).

[34] Постановление Администрации города от 02.11.2022 № 8627 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов».

[35] Согласно форме 0503371 «Сведения о финансовых вложениях» за 2023 год.

[36]  Бюллетень ПАО Московская биржа по итогам торгов ценными бумагами 29.12.2023 «Рыночные сделки Т+».

[37] Решение Думы города от 03.04.2023 № 299-VII ДГ «Об отчете о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2022 год».

[38] Решение Думы города Сургута от 03.06.2022 № 145-VII ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов».

[39] Отношение суммы дивидендов, полученных в 2023 году, к сумме вложений по состоянию на 01.01.2023.

[40] Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ к безвозмездным поступлениям относятся:

— дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

— субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

— иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

[41] Приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».

[42] https://depfin.admhmao.ru/otkrytyy-byudzhet/gosudarstvennyy-i-munitsipalnyy-dolg/uroven-dolgovoy-ustoychivosti-munitsipalnykh-obrazovaniy-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/9351841/uroven-dolgovoy-ustoychivosti-munitsipalnykh-obraz/ (размещена 29.09.2023)

[43] https://admsurgut.ru/rubric/25894/2023-god.

[44] Согласно методике: если сводный индикатор >= 2,8, то качество управления муниципальным долгом городского округа Сургут признается удовлетворительным; если сводный индикатор < 2,8, то качество управления признается неудовлетворительным.

[45] 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», 06 «Охрана окружающей среды», 08 «Культура, кинематография», 09 «Здравоохранение», 10 «Социальная политика», 11 «Физическая культура и спорт», 12 «Средства массовой информации», 13 «Облуживание государственного и муниципального долга».

[46] Далее также бюджетные назначения.

[47] Утверждена постановлением Администрации города от 15.04.2020 № 2404.

[48] Решение Думы города от 04.03.2022 № 97-VII ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев».

[49] Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция 191н).

[50] Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее – Инструкция № 33н).

[51] Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н).

[52] Абз. 27-й пункта 2: «При отсутствии в настоящей Инструкции типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции».

[53] Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 162н).

[54] Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Федеральный стандарт № 256н).

[55] Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Федеральный стандарт № 274н).