МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута»
«07» мая 2024 г. № КСП-01-17-21
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — проект решения).
Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-VДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — решение Думы города, решение Думы города от 24.12.2014 № 639-VДГ):
1) переименовать «единовременное вознаграждение работникам при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые» на «единовременную материальную помощь работникам муниципальных учреждений при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые»;
2) заменить определение суммы выплаты исходя из базы (установленный основной оклад, базовый оклад, тарифная ставка, должностной оклад, фонд оплаты труда) и утверждённой кратности на фиксированные размеры выплат в разрезе групп должностей.
Датой вступления в силу изменений предлагается определить 01.09.2024.
В ходе экспертизы установлено следующее.
1. Действующей редакцией решения Думы города определены следующие 4 группы получателей выплаты:
1) педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, при стаже в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее – ХМАО – Югра) не менее 10 лет;
2) педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, подведомственных комитету культуры, при стаже в ХМАО-Югре не менее 10 лет;
3) работники муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, не указанные в пункте 1;
4) иные работники муниципальных учреждений, не указанные в пунктах 1-3, которые распределяются на работников со стажем менее 10 лет и более 10 лет.
Внутри каждой из указанных групп в разрезе категорий работников закреплена кратность окладов, тарифных ставок, фондов оплаты труда, принимаемых в расчет при назначении выплаты.
Согласно устным пояснениям работников департамента финансов Администрации города причинами предлагаемых изменений являются:
— вступление в силу постановления Администрации города от 01.03.2024 № 854 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Сургута», согласно которому с 01.01.2024 изменена система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города, подведомственных департаменту образования;
— изменение структуры Администрации города (решение Думы города от 30.06.2022 № 158-VII ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 01.03.2011 № 862-IV ДГ «О структуре Администрации города») в части реорганизации комитета культуры в департамент культуры и молодёжной политики;
— наличие кратной разницы между размерами выплат, исчисляемыми в соответствии с действующими условиями решения Думы города, и выплачиваемыми работникам муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, комитету культуры и иных учреждений.
В составе пояснительной записки к проекту решения, подготовленной департаментом финансов Администрации города, имеется расчет единовременного вознаграждения работникам муниципальных учреждений Администрации города при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые (далее – Расчёт к проекту). Согласно указанному Расчету к проекту, произведенному исходя из условий действующей редакции решения Думы города, суммы выплат отдельным категориям работников составляют (см. Таблицу 1):
Таблица 1
№ п/ п | Категория работников | Средний размер выплаты при выходе на пенсию работника муниципального учреждения, подведомственного | ||||||
департаменту образования | комитету культуры | иному структурному подразделению Администрации города | ||||||
1 | 2 | 3 (руб.) | 4 (%) | 5 (руб.) | 6 (%) | 7 (руб.) | 8 (%) | |
гр. 5*100% / гр. 3 | гр. 7 * 100%/ гр. 3 | |||||||
1 | Руководители (период работы более 10 лет) | 207 964,80[1] | 100,0% | 315 345,00 | 151,6% | 182 563,60 | 87,8% | |
2 | Руководители (период работы менее 10 лет) | 43 699,50 | 100,0% | 97 171,34 | 222,4% | 97 171,34 | 222,4% | |
3 | Заместители руководителя (более 10 лет) | 194 967,00 | 100,0% | 294 322,00 | 150,9% | 142 532,00 | 73,1% | |
4 | Заместители руководителя (менее 10 лет) | 40 338,00 | 100,0% | 70 722,32 | 175,3% | 70 722,32 | 175,3% | |
5 | Педагогический персонал (более 10 лет) | 175 694,80 | 100,0% | 291 487,50 | 165,9% | 75 895,00 | 43,2% | |
6 | Педагогический персонал (менее 10 лет) | 36 976,50 | 100,0% | 37 947,50 | 102,6% | 37 947,50 | 102,6% | |
7 | Служащие (более 10 лет) | 21 768,00 | 100,0% | 75 237,82 | 345,6% | 75 237,82 | 345,6% | |
8 | Служащие (менее 10 лет) | 21 768,00 | 100,0% | 37 618,91 | 172,8% | 37 618,91 | 172,8% |
Как показывают данные Таблицы 1, кратность разницы размеров выплат лицам, занимающим одинаковые должности в муниципальных учреждениях, подведомственных разным структурным подразделениями Администрации города, варьируется в диапазоне от 0,4 до 3,5 (стр. 5, гр. 8 и стр. 7 гр. 6, 8 Таблицы 1 соответственно).
При расчете Контрольно-счетной палатой города уровень выплат работникам муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, в Таблице 1 принят за 100% по аналогии с решением, принятым департаментом финансов Администрации города – при определении предлагаемых к утверждению фиксированных размеров выплат по группам должностей, за основу приняты соразмерные целые суммовые значения, исчисленные в отношении работников муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования. Согласно устным пояснениям специалистов департамента финансов Администрации города порядок расчета в отношении работников учреждений образования принят за основу в ходе обсуждений, проводимых Администрацией города с представителями Сургутского объединения работодателей, Объединения организаций профсоюзов. Указанное решение объясняется необходимостью исключения дополнительной нагрузки на бюджет, которая может возникнуть в случае, если за основу будет принят утверждённый расчет в отношении работников культуры, размер оплаты труда и выплат социального характера которых ежегодно увеличивается во исполнение Указов Президента Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в составе пояснительной записки сведения о наличии / отсутствии дополнительной потребности бюджетных ассигнований в случае утверждения проекта решения, отсутствуют. Объем бюджетных ассигнований (возможная дополнительная потребность) напрямую зависит от количества получателей единовременной выплаты, при этом сведения о числе лиц – работников муниципальных учреждений, достигших возраста, позволяющего прекратить трудовые отношения в связи с выходом на пенсию впервые, также не представлены.
В составе пояснительной записки имеется расчет единовременного вознаграждения работникам муниципальных учреждений Администрации города при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые (далее – Расчет отклонений) в разрезе должностей. Согласно представленному Расчету отклонений, динамика отклонений между суммами выплат, исчисленных в соответствии с действующей редакцией решения Думы города и предлагаемым проектом решения, составляет от (-)32,05% (200 000,00 руб. вместо 294 322,00 руб. по должности заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по учебно-методической работе учреждения, подведомственных департаменту культуры и молодежной политики) до 253,54% (190 000,00 руб. вместо 53 742,80 руб. по должности педагог-психолог (3 квалификационный уровень)).
Сводные данные о выплатах работникам, замещающим отдельные должности, представлены в Таблице 2.
Таблица 2
№ п/ п | Категория работников | Размер выплаты, предлагаемый проектом решения | Средний размер выплаты при выходе на пенсию работника муниципального учреждения, подведомственного | ||||||
департаменту образования | комитету культуры | иному структурному подразделению Администрации города | |||||||
1 | 2 | 3 (руб.) | 4 (руб.) | 5 (%) | 6 (руб.) | 7 (%) | 8 (руб.) | 9 (%) | |
(гр. 3 гр. 4) *100-100 | (гр. 3 гр. 6) *100-100 | (гр. 3 гр. 8) *100-100 | |||||||
1 | Руководители (период работы более 10 лет) | 215 000,00 | 207 964,80 | +3,38 | 315 345,00 | -31,82 | 182 563,60 | +17,77 | |
2 | Руководители (период работы менее 10 лет) | 47 000,00 | 43 699,50 | +7,55 | 97 171,34 | -51,63 | 97 171,34 | -51,63 | |
3 | Заместители руководителя (более 10 лет) | 200 000,00 | 194 967,00 | +2,58 | 294 322,00 | -32,05 | 142 532,00 | +40,32 | |
4 | Заместители руководителя (менее 10 лет) | 44 000,00 | 40 338,00 | +9,08 | 70 722,32 | -37,78 | 70 722,32 | -37,78 | |
5 | Педагогический персонал (более 10 лет) | 190 000,00 | 175 694,80 | +8,14 | 291 487,50 | -34,82 | 75 895,00 | +150,35 | |
6 | Педагогический персонал (менее 10 лет) | 42 000,00 | 36 976,50 | +13,59 | 37 947,50 | +10,68 | 37 947,50 | +10,68 | |
7 | Служащие (более 10 лет) | 80 000,00 | 21 768,00 | +267,51 | 75 237,82 | +6,33 | 75 237,82 | +6,33 | |
8 | Служащие (менее 10 лет) | 35 000,00 | 21 768,00 | +60,79 | 37 618,91 | -6,96 | 37 618,91 | -6,96 |
Как показывают данные Таблицы 2, в случае утверждения представленного проекта решения, размер выплат работникам муниципальных учреждений, подведомственных:
— департаменту образования, — вырастет, диапазон процента роста составит
3,38-267,51% (гр. 6 Таблицы 2);
— комитету культуры (департаменту культуры и молодежной политики), по большинству должностей – уменьшится (от 6,96 до 51,63%); по отдельным должностям – вырастет (6,33 – 10,68%);
— иным структурным подразделениям – будет как увеличен (стр. 1, 3, 5, 6, 7 гр. 8 Таблицы 2), так и уменьшен (стр. 2, 4, 8 гр. 8 Таблицы 2).
Проект решения составлен с учетом мнений представительного органа работников и выборного органа первичной профсоюзной организации, о чем свидетельствует решение Сургутской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.04.2024 № 9/24, представленного в составе проекта решения.
2. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[2] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.
Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как уже отмечалось в настоящем заключении, поскольку сведения о числе лиц – работников муниципальных учреждений, достигших возраста, позволяющего прекратить трудовые отношения в связи с выходом на пенсию впервые, не представлены, а также учитывая разную (положительную и отрицательную) динамику предлагаемых величин выплат, сделать вывод о наличии / отсутствии дополнительной потребности бюджетных ассигнований в случае принятия проекта решения, не представляется возможным. Согласно пояснительной записке к проекту решения дополнительная потребность, в случае возникновения, будет обеспечена в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Н.М. Бузорина
52-81-68
В.С. Егоров
52-83-82
[1] Указаны данные, соответствующие среднему размеру выплаты, предусмотренной в отношении руководителя 1-го уровня.
[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.