Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута»

«07» мая 2024 г.                                                                                       № КСП-01-17-21

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-VДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — решение Думы города, решение Думы города от 24.12.2014 № 639-VДГ):

1) переименовать «единовременное вознаграждение работникам при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые» на «единовременную материальную помощь работникам муниципальных учреждений при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые»;

2) заменить определение суммы выплаты исходя из базы (установленный основной оклад, базовый оклад, тарифная ставка, должностной оклад, фонд оплаты труда) и утверждённой кратности на фиксированные размеры выплат в разрезе групп должностей.

Датой вступления в силу изменений предлагается определить 01.09.2024.

В ходе экспертизы установлено следующее.

1. Действующей редакцией решения Думы города определены следующие 4 группы получателей выплаты:

1) педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, при стаже в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее – ХМАО – Югра) не менее 10 лет;

2) педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, подведомственных комитету культуры, при стаже в ХМАО-Югре не менее 10 лет;

3) работники муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, не указанные в пункте 1;

4) иные работники муниципальных учреждений, не указанные в пунктах 1-3, которые распределяются на работников со стажем менее 10 лет и более 10 лет.

Внутри каждой из указанных групп в разрезе категорий работников закреплена кратность окладов, тарифных ставок, фондов оплаты труда, принимаемых в расчет при назначении выплаты.

Согласно устным пояснениям работников департамента финансов Администрации города причинами предлагаемых изменений являются:

— вступление в силу постановления Администрации города от 01.03.2024 № 854 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Сургута», согласно которому с 01.01.2024 изменена система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города, подведомственных департаменту образования;

— изменение структуры Администрации города (решение Думы города от 30.06.2022 № 158-VII ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 01.03.2011 № 862-IV ДГ «О структуре Администрации города») в части реорганизации комитета культуры в департамент культуры и молодёжной политики;

— наличие кратной разницы между размерами выплат, исчисляемыми в соответствии с действующими условиями решения Думы города, и выплачиваемыми работникам муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, комитету культуры и иных учреждений.

В составе пояснительной записки к проекту решения, подготовленной департаментом финансов Администрации города, имеется расчет единовременного вознаграждения работникам муниципальных учреждений Администрации города при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые (далее – Расчёт к проекту). Согласно указанному Расчету к проекту, произведенному исходя из условий действующей редакции решения Думы города, суммы выплат отдельным категориям работников составляют (см. Таблицу 1):

Таблица 1

№ п/ пКатегория работниковСредний размер выплаты при выходе на пенсию работника муниципального учреждения, подведомственного
департаменту образованиякомитету культурыиному структурному подразделению Администрации города
123 (руб.)4 (%)5 (руб.)6 (%)7 (руб.)8 (%)
   гр. 5*100% / гр. 3 гр. 7 * 100%/ гр. 3
1Руководители  (период работы более 10 лет)207 964,80[1]100,0%315 345,00151,6%182 563,6087,8%
2Руководители (период работы менее 10 лет)43 699,50100,0%97 171,34222,4%97 171,34222,4%
3Заместители руководителя (более 10 лет)194 967,00100,0%294 322,00150,9%142 532,0073,1%
4Заместители руководителя (менее 10 лет)40 338,00100,0%70 722,32175,3%70 722,32175,3%
5Педагогический персонал (более 10 лет)175 694,80100,0%291 487,50165,9%75 895,0043,2%
6Педагогический персонал (менее 10 лет)36 976,50100,0%37 947,50102,6%37 947,50102,6%
7Служащие (более 10 лет)21 768,00100,0%75 237,82345,6%75 237,82345,6%
8Служащие (менее 10 лет)21 768,00100,0%37 618,91172,8%37 618,91172,8%

Как показывают данные Таблицы 1, кратность разницы размеров выплат лицам, занимающим одинаковые должности в муниципальных учреждениях, подведомственных разным структурным подразделениями Администрации города, варьируется в диапазоне от 0,4 до 3,5 (стр. 5, гр. 8 и стр. 7 гр. 6, 8 Таблицы 1 соответственно).

При расчете Контрольно-счетной палатой города уровень выплат работникам муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, в Таблице 1 принят за 100% по аналогии с решением, принятым департаментом финансов Администрации города – при определении предлагаемых к утверждению фиксированных размеров выплат по группам должностей, за основу приняты соразмерные целые суммовые значения, исчисленные в отношении работников муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования. Согласно устным пояснениям специалистов департамента финансов Администрации города порядок расчета в отношении работников учреждений образования принят за основу в ходе обсуждений, проводимых Администрацией города с представителями Сургутского объединения работодателей, Объединения организаций профсоюзов. Указанное решение объясняется необходимостью исключения дополнительной нагрузки на бюджет, которая может возникнуть в случае, если за основу будет принят утверждённый расчет в отношении работников культуры, размер оплаты труда и выплат социального характера которых ежегодно увеличивается во исполнение Указов Президента Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в составе пояснительной записки сведения о наличии / отсутствии дополнительной потребности бюджетных ассигнований в случае утверждения проекта решения, отсутствуют. Объем бюджетных ассигнований (возможная дополнительная потребность) напрямую зависит от количества получателей единовременной выплаты, при этом сведения о числе лиц – работников муниципальных учреждений, достигших возраста, позволяющего прекратить трудовые отношения в связи с выходом на пенсию впервые, также не представлены.

В составе пояснительной записки имеется расчет единовременного вознаграждения работникам муниципальных учреждений Администрации города при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые (далее – Расчет отклонений) в разрезе должностей. Согласно представленному Расчету отклонений, динамика отклонений между суммами выплат, исчисленных в соответствии с действующей редакцией решения Думы города и предлагаемым проектом решения, составляет от (-)32,05% (200 000,00 руб. вместо 294 322,00 руб. по должности заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по учебно-методической работе учреждения, подведомственных департаменту культуры и молодежной политики) до 253,54% (190 000,00 руб. вместо 53 742,80 руб. по должности педагог-психолог (3 квалификационный уровень)).

Сводные данные о выплатах работникам, замещающим отдельные должности, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

№ п/ пКатегория работниковРазмер выплаты, предлагаемый проектом решенияСредний размер выплаты при выходе на пенсию работника муниципального учреждения, подведомственного
департаменту образованиякомитету культурыиному структурному подразделению Администрации города 
123 (руб.)4 (руб.)5 (%)6 (руб.)7 (%)8 (руб.)9 (%) 
  (гр. 3 гр. 4) *100-100 (гр. 3 гр. 6) *100-100 (гр. 3 гр. 8) *100-100 
1Руководители (период работы более 10 лет)215 000,00207 964,80+3,38315 345,00-31,82182 563,60+17,77 
2Руководители (период работы менее 10 лет)47 000,0043 699,50+7,5597 171,34-51,6397 171,34-51,63 
3Заместители руководителя (более 10 лет)200 000,00194 967,00+2,58294 322,00-32,05142 532,00+40,32 
4Заместители руководителя (менее 10 лет)44 000,0040 338,00+9,0870 722,32-37,7870 722,32-37,78 
5Педагогический персонал (более 10 лет)190 000,00175 694,80+8,14291 487,50-34,8275 895,00+150,35 
6Педагогический персонал (менее 10 лет)42 000,0036 976,50+13,5937 947,50+10,6837 947,50+10,68 
7Служащие (более 10 лет)80 000,0021 768,00+267,5175 237,82+6,3375 237,82+6,33 
8Служащие (менее 10 лет)35 000,0021 768,00+60,7937 618,91-6,9637 618,91-6,96 

Как показывают данные Таблицы 2, в случае утверждения представленного проекта решения, размер выплат работникам муниципальных учреждений, подведомственных:

— департаменту образования, — вырастет, диапазон процента роста составит
3,38-267,51% (гр. 6 Таблицы 2);

— комитету культуры (департаменту культуры и молодежной политики), по большинству должностей – уменьшится (от 6,96 до 51,63%); по отдельным должностям – вырастет (6,33 – 10,68%);

— иным структурным подразделениям – будет как увеличен (стр. 1, 3, 5, 6, 7 гр. 8 Таблицы 2), так и уменьшен (стр. 2, 4, 8 гр. 8 Таблицы 2).

Проект решения составлен с учетом мнений представительного органа работников и выборного органа первичной профсоюзной организации, о чем свидетельствует решение Сургутской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.04.2024 № 9/24, представленного в составе проекта решения.

2. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[2] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как уже отмечалось в настоящем заключении, поскольку сведения о числе лиц – работников муниципальных учреждений, достигших возраста, позволяющего прекратить трудовые отношения в связи с выходом на пенсию впервые, не представлены, а также учитывая разную (положительную и отрицательную) динамику предлагаемых величин выплат, сделать вывод о наличии / отсутствии дополнительной потребности бюджетных ассигнований в случае принятия проекта решения, не представляется возможным. Согласно пояснительной записке к проекту решения дополнительная потребность, в случае возникновения, будет обеспечена в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                     В.И. Жуков

Н.М. Бузорина

52-81-68

В.С. Егоров

52-83-82


[1] Указаны данные, соответствующие среднему размеру выплаты, предусмотренной в отношении руководителя 1-го уровня.

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.