Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута»

16 мая 2024 года                                                                                                    № КСП-01-17-25

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — решение Думы города, решение Думы города от 24.11.2014 № 639-V ДГ):

1) расширить перечень педагогических работников муниципальных учреждений — получателей ежемесячной выплаты социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма жилых помещений;

2) увеличить в 2,35 раза максимальный размер ежемесячного возмещения расходов на оплату стоимости найма жилого помещения с 8 500 рублей до 20 000 рублей.

Датой вступления в силу изменений предлагается определить 01.09.2024.

В ходе экспертизы установлено следующее.

1. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[1] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Предлагаемые проектом решения изменения повлекут увеличение объемов бюджетных ассигнований, на размер дополнительной потребности повлияют два фактора – число получателей и размер ежемесячной выплаты.

2.1. Действующей редакцией решения Думы города определены следующие специальности вновь принятых на вакантные должности педагогических работников, имеющих право получения ежемесячной выплаты социальной поддержки: учитель начальных классов, учитель физики, учитель химии, учитель биологии.

Проектом решения предлагается дополнить указанный перечень получателей работниками, замещающими должности по специальностям: «учитель русского языка и литературы» и «педагог-психолог».

В пояснительной записке к проекту решения, подготовленной департаментом финансов Администрации города, указано, что необходимость расширения перечня получателей вызвана потребностью замещения числа имеющихся в общеобразовательных учреждениях вакантных штатных единиц в количестве:

— 13,75 — по должности «учитель русского языка и литературы» в 10 школах города;

— 25,00 — по должности «педагог-психолог» в 12 школах города.

Указанное позволяет свидетельствовать об обоснованности предложения по расширению перечня специальностей педагогических работников, имеющих право на получение рассматриваемой ежемесячной выплаты социальной поддержки.

2.2. Максимальный размер выплаты социальной поддержки педагогическим работникам в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма жилых помещений проектом решения предлагается увеличить с 8 500 рублей в месяц до 20 000 рублей в месяц.

Согласно устным пояснениям специалистов департамента образования Администрации города предлагаемый размер выплаты определен путем исчисления средней величины исходя из данных действующих договоров найма жилых помещений, заключенных педагогическими работниками с собственниками жилых помещений.

Справочно: на основании данных платформы Единой межведомственной информационно-статистической системы[2], в марте 2024 год в городе Сургуте размер арендной платы за съем однокомнатной квартиры у частных лиц составил 24 316,90 рубля, двухкомнатной квартиры — 31 806,13 рубля.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием, имеющемся в составе пояснительной записки к проекту решения, в 2024 году (к началу 2024 / 2025 учебного года) планируется принять на работу 9 педагогов русского языка и литературы и 17 педагогов – психологов. Согласно информации, изложенной в пояснительной записке, планируемая численность вновь принятых работников определена департаментом образования с учетом фактически сложившихся данных по результатам 2023 / 2024 учебного года:

— среднего объема учебной нагрузки учителей русского языка и литературы
(29 часов в неделю при норме на ставку 18 часов);

— числа замещаемых педагогами – психологами ставок (до двух ставок, с учетом работы на условиях внутреннего совместительства на 0,5 штатных единиц, увеличения объема выполняемых работ с доплатой до 50% от должностного оклада).

В бюджете города на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов[3] на цели возмещения расходов на оплату стоимости найма жилых помещений педагогическим работникам предусмотрены средства только на 2024 год в объеме 884 000 рублей, в том числе 748 000 рублей на период с 01.01.2024 по 31.08.2024 и 136 000 рублей на период с 01.09.2024 по 31.12.2024.

Учитывая изложенное, при утверждении предлагаемого проекта решения на 2024 – 2026 годы потребуется дополнительные бюджетные средства на сумму 20 584 тыс. рублей (см. Таблицу):

Таблица

№ п/пНаименование показателяОбъем средств, руб.
2024 год2025 год2026 год
1При условии увеличения только размера выплаты (при неизменности категорий и, соответственно, числа получателей) (11 педагогов * 20 000 руб. * 4 мес в 2024 году или на 12 мес. в 2025 и 2026 годах)744 000 (=880 000 — 136 000)2 640 0002 640 000
2Исходя из числа планируемых к приему на работу 26 педагогических работников и увеличения размера выплаты (26 педагогов * 20 000 руб. * 4 мес в 2024 году или на 12 мес. в 2025 и 2026 годах)2 080 0006 240 0006 240 000
3Всего2 824 0008 880 0008 880 000
4Итого20 584 000

Как показывают данные представленной таблицы, на 2024 год дополнительная потребность бюджетных ассигнований составит 2 824 000 рублей. В последующие годы, в случае возмещения расходов по найму жилых помещений 37 педагогическим работникам по 20 000 рублей ежемесячно, расходы бюджета составят по 8 880 000 рублей ежегодно.

3. Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации «если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения реестра расходных обязательств, утвержденного постановлением Администрации города от 31.05.2012 № 4058[4] «реестр расходных обязательств города Сургута ведется в процессе исполнения бюджета города с целью учета расходных обязательств города Сургута, оценки объема средств местного бюджета, средств финансовой помощи других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для их исполнения, и используется при составлении проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период».

Постановлением Администрации города от 02.06.2015 № 3710[5] утвержден порядок осуществления выплат, предусмотренных решением Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ, в том числе ежемесячной выплаты социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных учреждений в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма жилых помещений.

Решение Думы города от 24.11.2014 № 639-V ДГ включено в реестр расходных обязательств города Сургута на 2024 — 2026 годы. При этом, действующая редакция решения Думы города от 24.11.2014 № 639-V ДГ не содержит норму, определяющую источники финансирования расходного обязательства.

Учитывая изложенное, рекомендуем Администрации города указать источники финансирования в решении Думы города от 24.11.2014 № 639-V ДГ.

Отмечаем, что одновременно с проектом решения в Контрольно-счетную плату города представлен проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 – 2026 годов», согласно которому на 2024 год предусмотрен дополнительный объем средств местного бюджета (2 824 000 рублей) на обеспечение выплат социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных учреждений в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма жилых помещений.

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом предложения, изложенного в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                     В.И. Жуков

Н.М. Бузорина

52-81-68


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[2] https://www.fedstat.ru/indicator/31448

[3] Решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов».

[4] Постановление Администрации города от 31.05.2012 № 4058 «Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств городского округа город Сургут».

[5] Постановление Администрации города от 02.06.2015 № 3710 «О порядке осуществления выплат, предусмотренных решением Думы города от 24.12.2014 N 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута».