МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении»
20 мая 2024 года № КСП-01-17-27
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» (далее – проект решения).
Действующей редакцией решения Думы города № 205-VII ДГ[1] за счёт средств местного бюджета установлена дополнительная мера социальной поддержки студентам, заключившим с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, в 2023 году договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в форме материального стимулирования (стипендии в размере 1 000 рублей в месяц) в период обучения.
Проектом решения предлагается:
— распространить возможность выплаты дополнительной меры социальной поддержки на студентов, с которыми планируется заключить договоры о целевом обучении в 2024 году и последующих годах (действующее решение Думы предусматривает возможность выплаты дополнительной меры социальной поддержки только в отношении студентов, заключивших договора о целевом обучении в 2023 году, то есть период выплаты стипендий огранивается 31.08.2028);
— в отношении студентов, заключивших договор с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, о целевом обучении, начиная с 2024 года и в последующие годы, установить выплату стипендии в размере 30 000 рублей два раза в год.
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[2] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.
Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. В состав материалов к проекту решения включено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в 2024 — 2026 годах составит 612 000,00 рубля, в том числе:
— в 2024 году — 84 000,00 рубля;
— в 2025 году — 204 000,00 рубля;
— в 2026 году — 324 000,00 рубля.
Суммы расходов на 2024 — 2026 годы не превышают объёмы бюджетных средств, предусмотренные в бюджете города на 2024-2026 годы[3] на данные цели. Реализация проекта решения, согласно пояснительной записке, подготовленной департаментом финансов Администрации города, не потребует дополнительных финансовых затрат.
Согласно ч. 1 решения Думы города № 205-VII ДГ, постановлению Администрации города от 03.03.2023 № 1138[4] дополнительная мера социальной поддержки (также стипендия) предоставляется гражданам, заключившим в 2023 году и последующие годы с муниципальным образовательным учреждением, подведомственным департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (далее — договор о целевом обучении) и зачисленным в образовательную организацию, реализующую образовательные программы среднего профессионального или высшего образования, на условиях целевого обучения (далее — студент). В договорах о целевом обучении заказчиком выступает Администрация города в лице директора департамента образования Администрации города (либо лица, исполняющего его обязанности).
Согласно пояснительной записке к проекту решения, размер стипендии (30 000 рублей 2 раза в год) в отношении студентов, с которыми планируется заключить договоры, начиная с 2024 года и в последующие годы, определен исходя из размера Государственной академической стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам (2 078 рублей в месяц), утвержденного с 01.09.2024 постановлением Правительства ХМАО — Югры от 15.12.2023 № 629-п[5].
Отмечаем, что в соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ[6] организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренная решением Думы города дополнительная мера социальной поддержки (стипендия) за счет средств местного бюджета, является дополнительной выплатой к предусмотренной действующим законодательством норме (стипендии).
Согласно данным пояснительной записки к проекту решения и финансово-экономическому обоснованию проекта решения, число студентов, заключивших договоры о целевом обучении по образовательным программам высшего образования, в 2023 году и получающим дополнительную меру социальной поддержки в 2024 году и последующие годы, составляет 7 человек (из них 4 студента будут обучаться до 31.08.2027, 3 студента — до 31.08.2028).
Сумма средств, необходимых для обеспечения им выплаты в период обучения, составит:
— с 01.01.2024 по 31.12.2026: 1 000 рублей * 12 месяцев *7 человек = 84 000 рублей (ежегодно);
— с 01.01.2027 по 31.08.2027: 1 000 рублей * 8 месяцев * 7 человек = 56 000 рублей;
— с 01.09.2027 по 31.08.2028: 1 000 рублей * 12 месяцев * 4 человека = 48 000 рублей, в том числе в 2027 году – 16 000 рублей, в 2028 году – 32 000 рублей.
В 2024 и 2025 годах планируется заключить по 2 договора о целевом обучении. Планируемое число студентов определено обратным счетом исходя из объемов бюджетных средств, утвержденных в бюджете города на цели обеспечения выплаты дополнительной меры социальной поддержки студентам, а именно:
— сумма средств, утверждённых в бюджете города на 2025 год, в объеме 204 000,00 рублей – 84 000 рублей (сумма средств, необходимых для выплаты студентам, с которыми заключены договоры в 2023 году) = 120 000 рублей / 60 000 рублей (необходимая сумма выплат на 1 студента с учетом предлагаемых изменений) = 2 человека;
— сумма средств, утверждённых в бюджете города на 2026 год, в объеме 324 000 рублей — 84 000 рублей (сумма средств, необходимых для выплаты студентам, с которыми заключены договоры в 2023 году) – 120 000 рублей (сумма средств, необходимых для выплаты студентам, с которыми заключены договоры в 2024 году) = 120 000 рублей / 60 000 рублей (необходимая сумма выплат на 1 студента с учетом предлагаемых изменений) = 2 человека.
Ежегодно число мест для приема на целевое обучение определяется в целом по округу исходя из утверждаемой Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры доли мест в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки.
Например, на 2024 год постановлением Правительства ХМАО — Югры от 24.11.2023 № 586-п[7] по специальности 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (подготовка кадров по программам высшего образования (бакалавриат)) в Бюджетном учреждении высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее – БУ ВО ХМАО-Югры «СурГПУ») утверждена доля мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение в размере 40%, что с учетом данных, размещенных на официальном сайте БУ ВО ХМАО-Югры «СурГПУ»[8] составляет 130 мест (40% от 325 мест) в целом по округу. Число целевых мест в объеме 130 единиц включает в себя следующие направления подготовки[9]: Изобразительное искусство — 6 мест; Начальное образование, Психология образования, Дошкольная дефектология, Логопедия – по 8 мест; а также педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура – 10 мест; Иностранные языки – 12 мест; Математика и Информатика – 8 мест, Математика и Физика – 6 мест; Дошкольное образование и Дополнительное образование – 9 мест; Дошкольное образование и Начальное образование – 11 мест; История и Обществознание – 12 мест; Русский язык и Литература – 12 мест; Родной язык (хантыйский/мансийский) и Русский язык – 4 места и Биология и География – 8 мест.
Согласно устным пояснениям специалистов департамента образования Администрации города, число мест для приема на целевое обучение по Сургуту определяется департаментом образования Администрации города самостоятельно в пределах окружного лимита (130 мест) с учетом финансовой возможности бюджета города.
В пояснительной записке к проекту решения указано, что договоры о целевом обучении планируется заключать со студентами БУ ВО ХМАО-Югры «СурГПУ», находящемся в ведении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Однако, информация о заключении договоров только со студентами БУ ВО ХМАО-Югры «СурГПУ» в решении Думы города № 205-VII ДГ, постановлении Администрации города от 03.03.2023 № 1138 отсутствует. При этом, согласно информации, размещенной на официальной сайте БУ ВО ХМАО-Югры «СурГПУ»8 подготовка кадров по специальности 44.00.00 «Образование и педагогические науки» на территории города Сургута осуществляется также БУ ВО «Сургутским государственным университетом». Указанное свидетельствует о потенциальной возможности увеличения числа лиц — получателей дополнительной меры социальной поддержки.
Отмечаем, что дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные обязательства, возникшие в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует учитывать возможность возникновения дополнительной нагрузки на бюджет ввиду потенциального увеличения числа получателей стипендии.
3. Согласно пояснительной записке к проекту решения в целях реализации настоящего проекта решения требуется внесение изменений в постановление Администрации города от 03.03.2023 № 1138.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 2 раздела I приложения к постановлению Администрации города от 03.03.2023 № 1138 финансовое обеспечение стипендии производится за счет средств местного бюджета в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года», утвержденной постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8993 (далее – муниципальная программа). При этом, согласно действующей редакции муниципальной программы значение иного показателя «Численность студентов, получающих материальное стимулирование (стипендию) в год, человек» (№ 6 раздела IV Прочие показатели таблицы 2) составляет 17, 27 и 37 человек соответственно годам 2024, 2025 и 2026.
Указанное свидетельствует о необходимости корректировки в муниципальной программе значения указанного показателя в сторону уменьшения.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Н.М. Бузорина
52-81-68
[1] Решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» (далее – решение Думы города
№ 205-VII ДГ).
[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.
[3] Решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов».
[4] Постановление Администрации города от 03.03.2023 № 1138 «Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования» (далее – постановление Администрации города от 03.03.2023 № 1138).
[5] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 15.12.2023 № 629-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 17 июля 2013 года № 267-п «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, и в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, по очной форме обучения за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
[6] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[7] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 24.11.2023 № 586-п «Об установлении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год».
[8] Презентация доклада «О подготовке педагогических кадров: контрольные цифры приема, механизм целевого обучения, профильные классы» Гомзяк Александра Богдановича, заместителя директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры