Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ объёма и количества объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города Сургута по состоянию на 31.12.2023 (выборочно)»

Экспертно-аналитическое мероприятие в соответствии с п.1.16 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2024 год, утверждённого распоряжением Председателя от 25.12.2023 № КСП-01-06-52 (с изменениями).

Данное мероприятие проведено параллельно с экспертно-аналитическим мероприятием Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

  1. В соответствии с информацией, отражённой в формах бюджетной отчётности, за 2023 год количество объектов незавершённого строительства (далее – ОНС) на территории города Сургута уменьшилось с 435 до 177 объектов, а объём вложений в объекты незавершённого строительства увеличился на (+) 3 737 468 873,56 рубля или 74,02% и на 01.01.2024 согласно ф. 0503190 составил 8 786 795 839,64 рубля.
  2. 80 из 177 объектов с общей суммой вложений на 01.01.2024 8 325 414 560,64 рубля необходимо завершить строительством или иным способом реализации инвестиционного проекта. Объем средств, необходимый для завершения начатого строительства, составляет 36 271 676 947,76 рубля.
  3. Данные консолидированной ф. 0503190 в части распределения объема и количества ОНС на 01.01.2024 не соответствуют их фактическому состоянию, в связи с установлением статусов в инвентаризационных описях не в соответствии с фактическим состоянием ОНС.
  4. В составе ОНС на 01.01.2024 числятся 18 объектов, капитальные вложения на которые формируются более 10 лет.
  5. По состоянию на 01.01.2024 в составе расходов на реализацию инвестиционных проектов числится сумма 927 055 956,77 рублей по 7 объектам капитальных вложений, которые по существу являются объектами завершенного строительства и эксплуатируются, из них на 4 право муниципальной собственности зарегистрировано.
  6. На балансе структурных подразделений органа местного самоуправления (Администрация города) и подведомственных им учреждений числятся 37 ОНС общей стоимостью 29 374 571,74 рубля, которые фактически являются расходами на проектно-изыскательские работы (далее – ПИР) и проектно-сметную документацию (далее – ПСД), которая не используется, так как строительство объектов, для которых выполнялись указанные работы, не начиналось. Общая сметная стоимость вышеуказанных 37 объектов составляет 27 166 989 336,65 рубля.

Расходы на ПИР и разработку ПСД по 26 из 37 ОНС в общей сумме 234 172 251,44 рубля в отсутствие планирования расходов на производство строительно-монтажных работ содержат риск несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 БК РФ[1], вследствие устаревания и невозможности применения ПИР и ПСД.

  • Cубъект Российской Федерации выделяет финансирование под строительство (реконструкцию) объекта при наличии ПИР. В результате чего количество неиспользованных ПИР растёт, так как нет гарантии, что после разработки ПИР (от 1 года до 2 лет) на объект будет выделено финансирование (может произойти изменение приоритетов строительства объектов). Соответственно такое условие является одним из факторов, способствующих росту объема и количества ОНС.
  • В 2023 году списаны вложения по 6 ОНС на общую сумму 21 668 686,58 рубля.

Из протоколов заседания комиссии по управлению объектами НЗС, финансирование которых осуществлялось за счет средств местного бюджета, следует, что необходимость списания затрат по 6 объектам НЗС в сумме 21 668 686,58 рубля связана с устареванием и невозможностью применения проектно-изыскательской документации, а также с ее нецелесообразностью и неактуальностью.

Списание капитальных вложений на общую сумму 21 668 686,58 рубля означает отсутствие достижения заданного результата (безрезультативность), противоречит принципу статьи 34 БК РФ и является неэффективным использованием бюджетных средств.

  • В консолидированной ф. 0503190 статус объекта «Проезд с ул. Киртбая до поликлиники «Нефтяник» на 700 посещений в смену в мкр. 37 г.Сургута» на отчётную дату установлен неверно, так как строительство данного объекта не велось, вложения в объект за период 2023 года отсутствовали, разработанная ПСД не использовалась. То есть, вложения в данный объект в размере стоимости ПСД в сумме 3 115 577,79 рубля, противоречат принципу статьи 34 БК РФ, так как являются безрезультатными расходами бюджетных средств.
  • Пунктом 3 Распоряжения Правительства ХМАО – Югры № 604-рп органам местного самоуправления городских округов рекомендовано утвердить план снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства (далее – План снижения ОНС) муниципальной собственности по форме согласно приложению 1 к данному распоряжению. Также рекомендовано обеспечить с участием представителей общественности и строительных организаций контроль исполнения вышеуказанного плана и ежегодно в срок до 1 марта утверждать актуальный план и представлять его в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

План снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по муниципальному образованию городской округ Сургут утвержден Распоряжением Администрации города № 295[2] (далее – План снижения ОНС по г. Сургуту).

Пунктом 6 Распоряжения Правительства ХМАО – Югры № 604-рп[3] установлено, что в План снижения ОНС включаются все объекты незавершённого строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, независимо от их стоимости.

В План снижения ОНС по г. Сургуту в 2022 и 2023 годы включались не все ОНС, относящиеся к таковым и находящиеся на территории г. Сургут.

  1. План снижения ОНС по г. Сургуту формировался в соответствии с письмом Депстрой и ЖКК Югры от 20.10.2023 № 42-Исх-16685 по объектам, строительство которых приостановлено, вопреки пункту 6 Распоряжения Правительства ХМАО – Югры № 604-рп, который регламентирует включение всех ОНС в План снижения ОНС. Сформированный таким образом План снижения ОНС по г. Сургуту не отображает реальной ситуации по ОНС, и как следствие не позволяет в полной мере принять управленческие решения по завершению реализации инвестиционного проекта, обязанность принятия которых предусмотрена пунктом 1 Постановления № 1333[4].

О результатах экспертно-аналитического мероприятия подготовлен отчёт от 30.08.2024 № КСП-01-18-18, который направлен в адрес Главы города Сургута, Председателя Думы города Сургута и копия – Председателю Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа, а также в Прокуратуру города Сургута.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута

 В.И. Жуков


[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ).

[2] Распоряжение Администрации города от 17.02.2022 № 295 «Об утверждении плана снижения объёма и количества объектов незавершённого строительства» (далее – Распоряжение Администрации № 295).

[3] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2017 № 604-рп «О снижении объемов и количества объектов незавершенного строительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 604-рп).

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2022 № 1333 «О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 1333).