Экспертно-аналитическое мероприятие в соответствии с п.1.16 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2024 год, утверждённого распоряжением Председателя от 25.12.2023 № КСП-01-06-52 (с изменениями).
Данное мероприятие проведено параллельно с экспертно-аналитическим мероприятием Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
- В соответствии с информацией, отражённой в формах бюджетной отчётности, за 2023 год количество объектов незавершённого строительства (далее – ОНС) на территории города Сургута уменьшилось с 435 до 177 объектов, а объём вложений в объекты незавершённого строительства увеличился на (+) 3 737 468 873,56 рубля или 74,02% и на 01.01.2024 согласно ф. 0503190 составил 8 786 795 839,64 рубля.
- 80 из 177 объектов с общей суммой вложений на 01.01.2024 8 325 414 560,64 рубля необходимо завершить строительством или иным способом реализации инвестиционного проекта. Объем средств, необходимый для завершения начатого строительства, составляет 36 271 676 947,76 рубля.
- Данные консолидированной ф. 0503190 в части распределения объема и количества ОНС на 01.01.2024 не соответствуют их фактическому состоянию, в связи с установлением статусов в инвентаризационных описях не в соответствии с фактическим состоянием ОНС.
- В составе ОНС на 01.01.2024 числятся 18 объектов, капитальные вложения на которые формируются более 10 лет.
- По состоянию на 01.01.2024 в составе расходов на реализацию инвестиционных проектов числится сумма 927 055 956,77 рублей по 7 объектам капитальных вложений, которые по существу являются объектами завершенного строительства и эксплуатируются, из них на 4 право муниципальной собственности зарегистрировано.
- На балансе структурных подразделений органа местного самоуправления (Администрация города) и подведомственных им учреждений числятся 37 ОНС общей стоимостью 29 374 571,74 рубля, которые фактически являются расходами на проектно-изыскательские работы (далее – ПИР) и проектно-сметную документацию (далее – ПСД), которая не используется, так как строительство объектов, для которых выполнялись указанные работы, не начиналось. Общая сметная стоимость вышеуказанных 37 объектов составляет 27 166 989 336,65 рубля.
Расходы на ПИР и разработку ПСД по 26 из 37 ОНС в общей сумме 234 172 251,44 рубля в отсутствие планирования расходов на производство строительно-монтажных работ содержат риск несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 БК РФ[1], вследствие устаревания и невозможности применения ПИР и ПСД.
- Cубъект Российской Федерации выделяет финансирование под строительство (реконструкцию) объекта при наличии ПИР. В результате чего количество неиспользованных ПИР растёт, так как нет гарантии, что после разработки ПИР (от 1 года до 2 лет) на объект будет выделено финансирование (может произойти изменение приоритетов строительства объектов). Соответственно такое условие является одним из факторов, способствующих росту объема и количества ОНС.
- В 2023 году списаны вложения по 6 ОНС на общую сумму 21 668 686,58 рубля.
Из протоколов заседания комиссии по управлению объектами НЗС, финансирование которых осуществлялось за счет средств местного бюджета, следует, что необходимость списания затрат по 6 объектам НЗС в сумме 21 668 686,58 рубля связана с устареванием и невозможностью применения проектно-изыскательской документации, а также с ее нецелесообразностью и неактуальностью.
Списание капитальных вложений на общую сумму 21 668 686,58 рубля означает отсутствие достижения заданного результата (безрезультативность), противоречит принципу статьи 34 БК РФ и является неэффективным использованием бюджетных средств.
- В консолидированной ф. 0503190 статус объекта «Проезд с ул. Киртбая до поликлиники «Нефтяник» на 700 посещений в смену в мкр. 37 г.Сургута» на отчётную дату установлен неверно, так как строительство данного объекта не велось, вложения в объект за период 2023 года отсутствовали, разработанная ПСД не использовалась. То есть, вложения в данный объект в размере стоимости ПСД в сумме 3 115 577,79 рубля, противоречат принципу статьи 34 БК РФ, так как являются безрезультатными расходами бюджетных средств.
- Пунктом 3 Распоряжения Правительства ХМАО – Югры № 604-рп органам местного самоуправления городских округов рекомендовано утвердить план снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства (далее – План снижения ОНС) муниципальной собственности по форме согласно приложению 1 к данному распоряжению. Также рекомендовано обеспечить с участием представителей общественности и строительных организаций контроль исполнения вышеуказанного плана и ежегодно в срок до 1 марта утверждать актуальный план и представлять его в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
План снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по муниципальному образованию городской округ Сургут утвержден Распоряжением Администрации города № 295[2] (далее – План снижения ОНС по г. Сургуту).
Пунктом 6 Распоряжения Правительства ХМАО – Югры № 604-рп[3] установлено, что в План снижения ОНС включаются все объекты незавершённого строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, независимо от их стоимости.
В План снижения ОНС по г. Сургуту в 2022 и 2023 годы включались не все ОНС, относящиеся к таковым и находящиеся на территории г. Сургут.
- План снижения ОНС по г. Сургуту формировался в соответствии с письмом Депстрой и ЖКК Югры от 20.10.2023 № 42-Исх-16685 по объектам, строительство которых приостановлено, вопреки пункту 6 Распоряжения Правительства ХМАО – Югры № 604-рп, который регламентирует включение всех ОНС в План снижения ОНС. Сформированный таким образом План снижения ОНС по г. Сургуту не отображает реальной ситуации по ОНС, и как следствие не позволяет в полной мере принять управленческие решения по завершению реализации инвестиционного проекта, обязанность принятия которых предусмотрена пунктом 1 Постановления № 1333[4].
О результатах экспертно-аналитического мероприятия подготовлен отчёт от 30.08.2024 № КСП-01-18-18, который направлен в адрес Главы города Сургута, Председателя Думы города Сургута и копия – Председателю Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа, а также в Прокуратуру города Сургута.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута
В.И. Жуков
[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ).
[2] Распоряжение Администрации города от 17.02.2022 № 295 «Об утверждении плана снижения объёма и количества объектов незавершённого строительства» (далее – Распоряжение Администрации № 295).
[3] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2017 № 604-рп «О снижении объемов и количества объектов незавершенного строительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 604-рп).
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2022 № 1333 «О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 1333).