Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 26.10.2005 № 505-IIIГД «Об установлении земельного налога»

22 октября 2024 года                                                                                                                                                                                                                                                          № КСП-01-17-54

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения, проект).

Проектом решения предлагается:

1) внести изменения юридико-технического характера в разделы 1, 4 и отдельные положения раздела 5 приложения к решению Думы города[1], а именно привести отдельные нормы решения в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ);

    2) внести в пункт 2.1 раздела 2 приложения к решению Думы города изменения в части установления максимальных налоговых ставок, предусмотренных статьей 394 НК ФР, вступающие в силу с 01.01.2025;

    3) исключить с 01.01.2025 отдельные нормы решения:

    — об установлении порядка применения ставок в отношении некоторых видов разрешенного использования;

    — об установлении налоговой льготы садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам и гаражным кооперативам.

    По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

    1. Согласно статье 15, пункту 3 статьи 56 НК РФ земельный налог является местным, льготы по нему устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

        В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 1 статьи 7, подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Устава города[2] установление, изменение и отмена местных налогов и сборов относится к вопросам местного значения городского округа и к компетенции Думы города.

        Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, а также порядок уплаты налога в отношении налогоплательщиков-организаций. Кроме того, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

        2. Решением Думы города предусмотрено поэтапное увеличение ставок земельного налога с 2019 года по 2024 год (включительно) по отдельным категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, в целях их приведения в соответствии со ставками, установленными НК РФ.

        Учитывая окончание периода действия пониженных налоговых ставок и переход к их предельным размерам, установленным пунктом 1 статьей 394 НК РФ, проектом решения предлагается установить с 01.01.2025 года максимальный размер налоговых ставок в разрезе категорий земельных участков в соответствии налоговым законодательством, что не противоречит действующему законодательству.

        3. В статью 394 НК РФ с 01.01.2025 вносятся изменения[3] в части увеличения налоговой ставки с 0,3% до 1,5% в отношении земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей. По данным пояснительной записки к проекту решения на территории города в настоящее время имеются три подобных земельных участка.

        Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту решения в 2025 году в бюджет города дополнительно поступит 18 466 тыс. рублей.

        4. Проектом решения предлагается с 01.01.2025 признать утратившими силу следующие пункты разделов приложения к решению Думы города:

        4.1. Пункт 2.2 раздела 2 приложения к решению Думы города, устанавливающий порядок применения налоговой ставки по земельным участкам с более чем одним видом разрешенного использования, в связи с исключением дифференцированных ставок в зависимости от категорий разрешенного использования.

        4.2. Пункт 2.3 раздела 2 приложения к решению Думы города, устанавливающий равнозначность отдельных видов разрешенного использования земельных участков.

        Предлагается признать утратившей силу данную норму решения Думы города в целях исключения дублирования нормы, предусмотренной частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

        Полагаем признание утратившим силу пункта 2.3 раздела 2 приложения к решению Думы города обоснованным, поскольку оно направлено на устранение избыточного нормативного регулирования.

        4.3. Пункт 5.4 раздела 5 приложения к решению Думы города в связи с отменой налоговой льготы садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам и гаражным кооперативам, которые имеют право на применение такой льготы в отношении земельных участков, которые находятся в пользовании или владении льготных категорий налогоплательщиков, указанных в пунктах 5.2[4], 5.3[5] раздела 5 приложения к решению Думы города.

        Указанная льгота признана невостребованной, поскольку по результатам оценки эффективности налоговых расходов[6], проводимой за налоговый период 2019-2022 годов, установлено, что указанной налоговой льготой воспользовался только один налогоплательщик — ГСК «Электрон-57» в 2022 году. По данным сводного отчета об оценке налоговых расходов города Сургута за 2023 год (уточненный)[7] указанная налоговая преференция не была востребована.

        Вступление в силу проекта решения предусматривается по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, действие пунктов 2, 3, 5 части 1 проекта решения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.01.2025, что не противоречит статье 5 НК РФ, пунктам 3, 6 статьи 57 Устава города, части 8 статьи 38 Регламента Думы города[8].

        По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

        Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                                 В.И. Жуков

        Иванова Ирина Николаевна, 52-81-71

        Ванеева Елена Викторовна, 52-83-60


        [1] Решение Сургутской городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – решение Думы города, решение).

        [2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

        [3] Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

        [4] Освобождаются от уплаты налога в размере 100 % отдельные категории граждан, перечисленные в пунктах 1-7 пункта 5.2 раздела 5 приложения к решению Думы города.

        [5] Освобождаются от уплаты налога в размере 50% члены многодетных семей.

        [6] https://admsurgut.ru/rubric/24244/Rezultaty-ocenki-effektivnosti-nalogovyh-rashodov.

        [7] https://admsurgut.ru/rubric/25993/2023-god.

        [8] Решение Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута».