Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 21.02.2018 № 233-VI ДГ «О Методике расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 21.02.2018 № 233-VI ДГ
«О Методике расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города»

« 19 » мая 2025 г.                                                                                                                                                                                                                                                    № КСП-01-17-11

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 21.02.2018 № 233-VI ДГ «О Методике расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается утвердить базовые ставки арендной платы за один квадратный метр площади муниципального имущества, расположенного на территории города, на 2026 год. Размер базовых ставок арендной платы на 2026 год предлагается установить на уровне 2025 года.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

Ежегодная актуализация базовых ставок арендной платы предусмотрена частью 2 Методики[2], утвержденной решением Думы города от 21.02.2018 № 233-VI ДГ.

В целях определения актуальности базовых ставок арендной платы проведены анализ рынка аренды коммерческой недвижимости, расположенной на территории города Сургута, мониторинг стоимости арендной платы за пользование нежилыми помещениями с учетом территориальных зон.

В составе материалов к проекту решения приложено маркетинговое исследование Союза «Сургутская торгово-промышленная палата» от 26.02.2025 № 116/02-00101[3], согласно которому, «учитывая несущественные изменения средней стоимости аренды 1 кв.м коммерческих помещений на рынке города Сургута в 2024 году по сравнению с данными 2023 года, эксперты считают нецелесообразным изменение базовой ставки арендной платы за 1 кв.м площади муниципального имущества, расположенного на территории города Сургута, на 2026 год».

Отмечаем, что при проведении маркетингового исследования экспертами Союза «Сургутская торгово-промышленная палата» «осуществлена корректировка территориального зонирования для применения базовых ставок арендной платы в отношении муниципального имущества с учетом динамично застроившейся территорией города Сургут га период с 2023-2025гг.».

Территориальное зонирование отдельных улиц, отраженное в маркетинговом исследовании, не соответствует зонам, установленным в приложении 1 к Методике (например, улицы Александра Усольцева, Есенина, Лермонтова, бульвар Писателей). При этом проектом решения не предусмотрено внесение изменений в приложение 1 к Методике.

Сравнительный анализ действующих базовых ставок с учетов выводов по результатам маркетингового исследования показывает, что уменьшение базовых ставок арендной платы 2026 года с учетом коэффициента на уторговывание по отношению к базовым ставкам 2024 года составит от 0,17% до 13,87%.

В случае изменения базовых ставок арендной платы в соответствии с данными маркетингового исследования уменьшение запланированных поступлений в год составит 416 843,00 рубля.

В целях сохранения объема поступлений в бюджет города от предоставления в аренду муниципального имущества, учитывая применений понижающих коэффициентов субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам, а также социально-ориентированным некоммерческим организациям, предлагается сохранить базовые ставки арендной платы на 2026 год на уровне 2025 года.

Согласно пояснительной записке к проекту решения общая сумма поступлений по 50 заключенным договорам аренды составляет 10 885 136,52 рубля, из них 4 471 896,00 рублей – сумма поступлений по 25 договорам, по которым при расчете арендной платы к базовым ставкам применен понижающий коэффициент, «позволяющий снизить арендную плату от 20 до 90%». При применении в 2025 году понижающего коэффициента при расчете арендной платы размер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым, а также некоммерческим организациям составляет 7 300 752,00 рубля в год. Подробная информация о поступлениях арендной платы, размерах поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за 2021-2025 годы[4] представлена в таблице.

№ п/пНаименование показателя2021 год2022 год2023 год2024 год2025 год
1234567
1Общее количество заключенных договоров, единиц,                    в том числе:4350495050
1. — количество договоров, по которым размер арендной платы уменьшен в связи с применением понижающего коэффициента2124253025
2Общая сумма поступлений по всем заключенным договорам в год, рублей,                                            в том числе:10 617 687,3613 429 755,2412 862 722,6012 533 500,5610 885 136,52
2.1по договорам, по которым размер арендной платы уменьшен в связи с применением понижающего коэффициента4 620 060,005 530 164,006 797 052,006 594 456,004 471 896,00
3Размер поддержки, рублей9 016 449,0011 085 259,2013 831 405,2015 398 398,807 300 752,00

Обращаем внимание, что размеры базовых ставок арендной платы за один квадратный метр площади муниципального имущества, расположенного на территории города, остаются неизменными с 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, в целях наращивания собственной доходной базы муниципального образования, в частности, неналоговых доходов, предлагаем:

— рассмотреть возможность и целесообразность внесения изменений в Методику об ежегодной актуализации базовых ставок арендной платы за один квадратный метр площади муниципального имущества, например, с учетом индекса потребительских цен, опубликованного Федеральной службой государственной статистики за последний календарный год (по аналогии с расчетом арендной платы, утвержденным решением Думы города от 26.12.2012 № 281-V ДГ[5]);

— проанализировать содержание территориального зонирования города Сургута, утвержденного Методикой, на предмет его актуальности и единого подхода при зонировании с учётом масштабов строительства и развития отдельных микрорайонов городского округа Сургут и, в случае необходимости, подготовить и инициировать внесение изменений в Методику.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 21.02.2018 № 233-VI ДГ «О Методике расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом изложенной информации.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                                 В.И. Жуков

Афризонова Ксения Владимировна,

тел. (3462) 52-80-07


[1] Письмо Думы города от 12.05.2025 № 18-02-550/5.

[2] Методика расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города (далее – Методика).

[3] Маркетинговое исследование № 116/02-00101 о размере базовых ставок арендной платы за муниципальное имущество, расположенное на территории города Сургута в 2026 году, проведенное в период с 13.01.2025 по 26.02.2025 (далее – маркетинговое исследование).

[4] Информация представлена 15.05.2025 департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города (разработчик проекта решения).

[5] Решение Думы города Сургута от 26.12.2012 № 281-V ДГ «Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города».