МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»
11 июня 2025 года № КСП-01-17-17
Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (далее — проект решения) подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.
Проектом решения предлагается:
— отменить с 01.06.2025 бесплатную перевозку обучающихся до муниципальных образовательных учреждений и обратно в дни функционирования лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений (цель — оптимизация расходов);
— отменить с 01.09.2025 подвоз учащихся в МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной в связи с открытием и началом функционирования по окончании строительства третьего блока МБОУ СОШ № 45;
— отменить с 01.09.2026 подвоз учащихся из жилого района «Марьина гора» в связи с планируемым вводом в 2026 году средней общеобразовательной школы в указанном районе;
— сократить с 01.09.2026 количество школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей в МБОУ СОШ № 44 с 4 до 2, в связи с планируемым вводом в эксплуатацию в 2026 году средней общеобразовательной школы в жилом районе «Марьина гора»;
— уточнить название садово-огороднического кооператива, из которого осуществляется подвоз учащихся МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева;
— заменить слово «СОШ» в части 1 приложения в графе «Место обучения (муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения)» на слова «Средняя общеобразовательная школа (далее – СОШ).
По результатам проведенной экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.
В соответствии с действующей редакцией решения Думы города № 454-V ДГ[1] в настоящее время организован подвоз учащихся в четыре образовательных учреждения города: МБОУ СОШ № 4 им. Л.И. Золотухиной, МБОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 22 им. Г.Ф. Пономарева и МБОУ СОШ № 44.
Согласно пояснительной записке департамента образования Администрации города (далее – Департамент), проект решения подготовлен в связи с необходимостью уточнения условий предоставления дополнительной меры поддержки, вводом в эксплуатацию новых объектов образования на территории города.
В качестве причин предлагаемых изменений Департамент указывает:
1) оптимизацию расходов на обеспечение дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в дни функционирования лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений в связи с тем, что мероприятия, проводимые в указанные дни, не относятся к образовательному процессу по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Какие-либо основания необходимости оптимизации расходов, Департаментом не указываются.
Отмечаем, что в соответствии с требованиями пунктов 2, 10 ст. 38 решения Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута», п. 1 ст. 14 распоряжения Администрации города от 30.12.2005 № 3686 «Об утверждении Регламента Администрации города» Администрацией города к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, дает характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия, формулируются предложения по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, необходимых для реализации данного правового акта, называются муниципальные правовые акты, требующие признания утратившими силу, а также требующие изменения в связи с принятием вносимого проекта, включаются другие необходимые сведения.
Согласно устным пояснениям специалистов Департамента с 01.06.2025 подвоз детей к образовательным учреждениям в дни функционирования лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений не осуществляется;
2) завершение строительства третьего блока МБОУ СОШ № 45.
В ходе настоящей экспертизы Департаментом представлена копия постановления Администрации города от 16.01.2025 № 226 «О принятии имущества в муниципальную собственность и закреплении его на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями», согласно которому объект «Начальная школа – детский сад» (третий блок МБОУ СОШ № 45), расположенный по адресу ул. Монтажников, 4, закреплен за МБОУ СОШ № 45 на праве оперативного управления. Таким образом, в настоящее время необходимость подвоза в МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной учащихся, территориально относящихся к МБОУ СОШ № 45 (ул. Монтажников, 4), отсутствует;
3) ожидаемый в 2026 году ввод в эксплуатацию средней общеобразовательной школы в жилом районе «Марьина гора».
Согласно устным пояснениям специалистов Департамента, по состоянию на 10.06.2025 степень готовности объекта составляет 76%. Предлагаемые изменения по отмене с 01.09.2026 финансового обеспечения дополнительной меры социальной поддержки по подвозу учащихся из жилого района «Марьина гора» и сокращением числа школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей в МБОУ СОШ № 44, обусловлены уверенностью своевременного ввода в эксплуатацию строящегося объекта.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города Сургута, представленным в составе пояснительной записки, с учетом предлагаемых изменений, общий объём расходов на финансовое обеспечение дополнительной меры социальной поддержки, составит в 2025 году 133 313 757,50 руб., в 2026 году – 116 228 000,00 руб., в 2027 году – 111 132 000,00 руб. (см. гр. 2 таблицы).
Решением Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов» на указанные цели предусмотрены средства в следующих объемах: на 2025 год – 43 515 500,00 руб., на 2026 и 2027 годы – по 12 291 938,93 руб. (гр. 3 таблицы).
Пунктом 20 решения Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города, зарезервировано: 93 387 000,00 руб. на 2025 год, по 121 996 061,07 руб. ежегодно на 2026 и 2027 годы (гр. 6 таблицы).
На основании приказа департамента финансов Администрации города от 05.03.2025 № 08-03-55/5 средства в объеме 89 798 257,50 руб. дополнительно включены в кассовый план по расходам муниципального казенного учреждения «Управление учета и отчетности образовательных учреждений» (гр. 4 таблицы).
Таблица
| Год | Всего необходимый объем средств на обеспечение доп. меры (руб.) | Учтено в бюджете города[2] (руб.) | Доведено* дополнительно приказом департамента финансов, руб. | Требуемый дополнительно объем средств (руб.) | Зарезервированы бюджетные ассигнования в бюджете города2 (руб.) |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 2025 год | 133 313 757,50 | 43 515 500,00 | 89 798 257,5 | 0,00 | 93 387 000,00 |
| 2026 год | 116 228 000,00 | 12 291 938,93 | 103 936 061,07 | 121 996 061,07 | |
| 2027 год | 111 132 000,00 | 12 291 938,93 | 98 840 061,07 | 121 996 061,07 |
Как показывают данные представленной таблицы, дополнительно требуемый объем средств (гр. 5) не превышает объемы зарезервированных в бюджете города бюджетных ассигнований на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города (гр. 6).
Отмечаем, что дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 20[3] Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Аналогичное право органов местного самоуправления предусмотрено в части 4 статьи 36 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», вступающего в силу 19.06.2025. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй Федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бузорина Наталья Михайловна
(3462) 52-81-68
Ванеева Елена Викторовна
(3462) 52-83-60
[1] В редакции решения Думы города от 03.10.2024 № 671-VII ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений».
[2] Решение Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов».
[3] Действует до 19.06.2025.


