Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»

11 июня 2025 года                                                                                                                                                                                                                                          № КСП-01-17-17

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (далее — проект решения) подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается:

— отменить с 01.06.2025 бесплатную перевозку обучающихся до муниципальных образовательных учреждений и обратно в дни функционирования лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений (цель — оптимизация расходов);

— отменить с 01.09.2025 подвоз учащихся в МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной в связи с открытием и началом функционирования по окончании строительства третьего блока МБОУ СОШ № 45;

— отменить с 01.09.2026 подвоз учащихся из жилого района «Марьина гора» в связи с планируемым вводом в 2026 году средней общеобразовательной школы в указанном районе;

— сократить с 01.09.2026 количество школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей в МБОУ СОШ № 44 с 4 до 2, в связи с планируемым вводом в эксплуатацию в 2026 году средней общеобразовательной школы в жилом районе «Марьина гора»;

— уточнить название садово-огороднического кооператива, из которого осуществляется подвоз учащихся МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева;

— заменить слово «СОШ» в части 1 приложения в графе «Место обучения (муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения)» на слова «Средняя общеобразовательная школа (далее – СОШ).

По результатам проведенной экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

В соответствии с действующей редакцией решения Думы города № 454-V ДГ[1] в настоящее время организован подвоз учащихся в четыре образовательных учреждения города: МБОУ СОШ № 4 им. Л.И. Золотухиной, МБОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 22 им. Г.Ф. Пономарева и МБОУ СОШ № 44.

Согласно пояснительной записке департамента образования Администрации города (далее – Департамент), проект решения подготовлен в связи с необходимостью уточнения условий предоставления дополнительной меры поддержки, вводом в эксплуатацию новых объектов образования на территории города.

В качестве причин предлагаемых изменений Департамент указывает:

1) оптимизацию расходов на обеспечение дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в дни функционирования лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений в связи с тем, что мероприятия, проводимые в указанные дни, не относятся к образовательному процессу по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Какие-либо основания необходимости оптимизации расходов, Департаментом не указываются.

Отмечаем, что в соответствии с требованиями пунктов 2, 10 ст. 38 решения Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута», п. 1 ст. 14 распоряжения Администрации города от 30.12.2005 № 3686 «Об утверждении Регламента Администрации города» Администрацией города к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, дает характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия, формулируются предложения по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, необходимых для реализации данного правового акта, называются муниципальные правовые акты, требующие признания утратившими силу, а также требующие изменения в связи с принятием вносимого проекта, включаются другие необходимые сведения.

Согласно устным пояснениям специалистов Департамента с 01.06.2025 подвоз детей к образовательным учреждениям в дни функционирования лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений не осуществляется;

2) завершение строительства третьего блока МБОУ СОШ № 45.

В ходе настоящей экспертизы Департаментом представлена копия постановления Администрации города от 16.01.2025 № 226 «О принятии имущества в муниципальную собственность и закреплении его на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями», согласно которому объект «Начальная школа – детский сад» (третий блок МБОУ СОШ № 45), расположенный по адресу ул. Монтажников, 4, закреплен за МБОУ СОШ № 45 на праве оперативного управления. Таким образом, в настоящее время необходимость подвоза в МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной учащихся, территориально относящихся к МБОУ СОШ № 45 (ул. Монтажников, 4), отсутствует;

3) ожидаемый в 2026 году ввод в эксплуатацию средней общеобразовательной школы в жилом районе «Марьина гора».

Согласно устным пояснениям специалистов Департамента, по состоянию на 10.06.2025 степень готовности объекта составляет 76%. Предлагаемые изменения по отмене с 01.09.2026 финансового обеспечения дополнительной меры социальной поддержки по подвозу учащихся из жилого района «Марьина гора» и сокращением числа школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей в МБОУ СОШ № 44, обусловлены уверенностью своевременного ввода в эксплуатацию строящегося объекта.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города Сургута, представленным в составе пояснительной записки, с учетом предлагаемых изменений, общий объём расходов на финансовое обеспечение дополнительной меры социальной поддержки, составит в 2025 году 133 313 757,50 руб., в 2026 году – 116 228 000,00 руб., в 2027 году – 111 132 000,00 руб. (см. гр. 2 таблицы).

Решением Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов» на указанные цели предусмотрены средства в следующих объемах: на 2025 год – 43 515 500,00 руб., на 2026 и 2027 годы – по 12 291 938,93 руб. (гр. 3 таблицы).

Пунктом 20 решения Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города, зарезервировано: 93 387 000,00 руб. на 2025 год, по 121 996 061,07 руб. ежегодно на 2026 и 2027 годы (гр. 6 таблицы).

На основании приказа департамента финансов Администрации города от 05.03.2025 № 08-03-55/5 средства в объеме 89 798 257,50 руб. дополнительно включены в кассовый план по расходам муниципального казенного учреждения «Управление учета и отчетности образовательных учреждений» (гр. 4 таблицы).

Таблица

ГодВсего необходимый объем средств на обеспечение доп. меры (руб.)Учтено в бюджете города[2] (руб.)Доведено* дополнительно приказом департамента финансов, руб.Требуемый дополнительно объем средств (руб.)Зарезервированы бюджетные ассигнования в бюджете города2 (руб.)
123456
2025 год133 313 757,5043 515 500,0089 798 257,50,0093 387 000,00
2026 год116 228 000,0012 291 938,93 103 936 061,07121 996 061,07
2027 год111 132 000,0012 291 938,93 98 840 061,07121 996 061,07

Как показывают данные представленной таблицы, дополнительно требуемый объем средств (гр. 5) не превышает объемы зарезервированных в бюджете города бюджетных ассигнований на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города (гр. 6).

Отмечаем, что дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 20[3] Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Аналогичное право органов местного самоуправления предусмотрено в части 4 статьи 36 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», вступающего в силу 19.06.2025. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй Федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                                   В.И. Жуков

Бузорина Наталья Михайловна

(3462) 52-81-68

Ванеева Елена Викторовна

(3462) 52-83-60


[1] В редакции решения Думы города от 03.10.2024 № 671-VII ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений».

[2] Решение Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов».

[3] Действует до 19.06.2025.