МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения»
«22» августа 2025 года № КСП-01-17-42
Настоящее заключение на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.
Проектом решения предлагается реализовать право органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения:
1) по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
2) по организации временного трудоустройства безработных граждан до 35 лет включительно, испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно констатирующей части проект решения разработан в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона № 33-ФЗ[1], статьей 11, частью 3 статьи 28 Федерального закона о занятости[2], Федеральным законом о молодежной политике[3], Уставом города[4].
В ходе экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Часть 3 статьи 36 Федерального закона № 33-ФЗ предусматривает участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 34[5] Федерального закона № 33-ФЗ, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Статьей 11 Федерального закона о занятости предусмотрены:
1) право органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании основных и дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения, в том числе:
— оказание содействия органам службы занятости в организации оплачиваемых общественных работ;
— участие в разработке, реализации, финансировании мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ на территориях муниципальных образований в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения;
2) возможность оказания содействия органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан, в том числе посредством участия в мониторинге положения на рынке труда в субъектах Российской Федерации, а также в разработке прогноза баланса трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации;
3) право органов местного самоуправления на предоставление дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения и осуществление расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местным бюджетам на осуществление целевых расходов).
В части 3 статьи 28 Федерального закона о занятости перечислены основные меры государственной поддержки в сфере занятости, к которым в том числе отнесены:
— организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
— организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Перечень дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения закреплен в части 5 статьи 28 Федерального закона о занятости. К дополнительным мерам отнесены меры, направленные в том числе на содействие занятости отдельных категорий граждан; на поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; на содействие работодателям в: реализации мероприятий по обеспечению занятости граждан, находящихся под риском увольнения, в создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, прочее.
Частью 2 статьи 28 Федерального закона о занятости предусмотрено, что основные меры государственной поддержки в сфере занятости населения предоставляются гражданам и работодателям в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения.
Во исполнение требований Федерального закона о занятости Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны и утверждены приказами следующие стандарты:
— стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (утверждён приказом от 22.11.2024 № 629н[6], далее – Стандарт № 629н);
— стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (утверждён приказом от 10.12.2024 № 683н[7], далее – Стандарт № 683н).
Обращаем внимание на то, что проектом решения предлагается реализовать право органов местного самоуправления по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, определенной возрастной категории – до 35 лет включительно, в то время как федеральным законодательством возраст безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в отношении которого реализуется полномочие в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства, не установлен.
Учитывая изложенное, предлагаем комитету внутренней и молодежной политики Администрации города (автор проекта решения) в проекте решения привести наименование основной меры государственной поддержки в сфере занятости населения в части организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствие с требованиями Стандарта № 683н либо урегулировать указанное несоответствие иным образом.
2. В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.1. Частью 2 проекта решения определено, что финансовое обеспечение деятельности по реализации права планируется осуществлять за счёт бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
При этом, согласно пояснительной записке к проекту решения «реализация права на участие в осуществлении государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут в части осуществления основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения дает возможность участвовать в реализации мероприятий государственной программы «Поддержка занятости населения» в рамках Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Администрации города Сургута, в рамках которого, в том числе, осуществляются мероприятия по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающим трудности в поиске работы».
Таким образом, финансирование деятельности по реализации права будет осуществляться за счет средств окружного и местного бюджетов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному в составе материалов к проекту решения, средства в объеме 38 071 778,04 рубля – плановый ежегодный фонд оплаты труда несовершеннолетних граждан и начислений на выплаты по оплате труда с учетом минимального размере оплаты труда 22 440,00 рублей на 2025 год и плановый период 2026 – 2027 годов.
Таким образом, ежегодный объем средств, необходимый для финансирования деятельности по реализации права, может превысить сумму в размере 38 071 778,04 рубля на сумму, необходимую для финансирования затрат по оплате труда безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, при организации временного трудоустройства (средства окружного и местного бюджетов).
В пояснительной записке к проекту решения указано, что «реализация правового акта не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджета города, так как финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и трудоустройства на рабочие места в структурных подразделениях муниципального автономного неспециализированного учреждения по работе с молодежью «Наше время» предусмотрено в бюджете города на 2025 год и плановый период 2026 – 2027 годов, является частью муниципального задания в рамках исполнения муниципальной работы «Организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, создание условий для самореализации подростков и молодежи, развитие творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов подростков и молодежи».
Отмечаем, что в настоящее время Контрольно-счетной палатой города проводится плановое контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, предоставленных МАУ ПРСМ «Наше время» в 2024 и текущем периоде 2025 года, а также проверка порядка поступления и использования средств от приносящей доход деятельности (выборочно, совместно с Прокуратурой города)», по результатам которой будет определена правомерность реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения путем трудоустройства молодежи в рамках выполнения муниципальной работы на созданные в МАУ ПРСМ «Наше время» рабочие места, где выполняются трудовые функции, не связанные с вопросами местного значения (бытовые услуги).
2.2. Частью 2 проекта решения в отношении реализации права на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предусмотренного проектом решения, Администрации города поручается разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок реализации права.
В составе материалов, представленных к проекту решения, проект муниципального правового акта, регламентирующего порядок реализации права, отсутствует.
Частью 4 проекта решения предлагается определить датой его вступления в силу дату его официального опубликования и распространить его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2025.
Обращаем внимание на то, что проект решения порядка исполнения не содержит.
В настоящее время в городе действует решение Думы города от 04.03.2022 № 92-VII ДГ[8], которым предусмотрена реализация права органов местного самоуправления на участие в реализации молодежной политики в части содействия трудоустройству молодых граждан:
— организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
— организация трудоустройства безработных граждан в возрасте до 35 лет включительно, испытывающих трудности в поиске работы.
Пунктом 3 решения Думы города от 04.03.2022 № 92-VII ДГ Администрации города поручено разработать и утвердить муниципальные правовое акты о порядке реализации мероприятий по содействию трудоустройству молодых граждан, предусмотренных решением Думы города от 04.03.2022 № 92-VII ДГ.
На момент подготовки настоящего заключения Администрацией города муниципальные правовое акты о порядке реализации мероприятий по содействию трудоустройству молодых граждан, предусмотренных решением Думы города от 04.03.2022 № 92-VII ДГ, не приняты.
Согласно пояснительной записке «принятие проекта решения повлечет необходимость признания утратившим силу решения Думы города от 04.03.2022 № 92- VII ДГ, внесения изменений в муниципальную программу «Развитие молодежной политики в городе Сургуте», утверждённую постановлением Администрации города Сургута от 27.12.2024 № 7198». Отмечаем, что Администрацией города также разработан проект решения Думы города «О признании утратившим силу решения Думы города от 04.03.2022 № 92-VII ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на участие в осуществлении молодежной политики в части содействия трудоустройству молодых граждан», который в настоящее время направлен в Думу города.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание наличие в Федеральном законе о занятости нормы о необходимости реализации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, рекомендуем комитету внутренней и молодежной политики Администрации города рассмотреть возможность изложить часть 2 проекта решения, например, следующим образом:
«2. Администрации города Сургута:
— осуществлять финансовое обеспечение деятельности по реализации права, указанного в части 1 настоящего решения, за счет средств бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
— реализовать основные меры государственной поддержки в сфере занятости населения, предусмотренные частью 1 настоящего решения в соответствии с соответствующими стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утвержденными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
3. В целях соблюдения технико-юридических норм, отражения полноты предлагаемых к реализации полномочий, рекомендуем комитету внутренней и молодежной политики Администрации города:
— название проекта изложить следующим образом: «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на финансирование и участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения»;
— дополнить констатирующую часть проекта решения частью 2 статьи 28 Федерального закона о занятости.
4. Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на следующее.
В справочной информации о деятельности МАУ ПРСМ «Наше время», представленной в составе материалов к проекту решения, указано: «в целях сохранения специфики существующей системы работы, необходимо принятие муниципального правового акта, защищающего права молодежи на трудоустройство на временные и постоянные рабочие места, в том числе, специально созданные для молодежи, а также, на участие в других направлениях программ занятости населения на уровне муниципального образования».
Указанный в пояснительной записке к проекту решения механизм реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий, не преданных органам местного самоуправления города Сургута на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения, путем организации трудоустройства молодежи на рабочие места в МАУ ПРСМ «Наше время» не является таковым с точки зрения правомерности реализации права, так как:
— согласно части 1 статьи 28 Федерального закона о занятости гражданам и работодателям предоставляются основные, дополнительные и иные меры государственной поддержки в сфере занятости населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом о занятости, другими федеральными законами, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
— как уже отмечалось в настоящем заключении, основные меры государственной поддержки в сфере занятости населения предоставляются гражданам и работодателям в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения (часть 2 статьи 28 Федерального закона о занятости).
Стандартами № 629н и № 683н определено:
1) полномочие осуществляется в отношении граждан (абзац 2 раздела I указанных стандартов);
2) полномочие включает в себя в том числе процедуры (действия) по организации трудоустройства, к которым относятся: сбор и анализ информации о возможности организации трудоустройства граждан; информирование, отбор работодателей для организации трудоустройства граждан; согласование и заключение с работодателем договора об организации трудоустройства граждан; внесение сведений о заключенных договорах с работодателями об организации трудоустройства на единую цифровую платформу.
То есть такие меры государственной поддержки в сфере занятости населения, как организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, не являются мерами, предусматривающими компенсацию затрат работодателя (МАУ ПРСМ «Наше время») в части оплаты труда трудоустроенной молодежи.
Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что действующее в настоящее время решение Думы города от 04.03.20222 № 92-VII ДГ реализуется в отсутствие порядка исполнения расходных обязательств, рекомендуем комитету внутренней и молодежной политики Администрации города в целях урегулирования процедур компенсации затрат МАУ ПРСМ «Наше время» на оплату труда молодежи рассмотреть возможность подготовки муниципального правого акта о реализации иных мер государственной поддержки, предоставляемых работодателям (возможность оказания которых предусмотрена статьей 11, частями 1, 4 статьи 28 Федерального закона о занятости).
Учитывая изложенное, отмечаем, что предусмотренный в финансово-экономическом обосновании к проекту решения объем средств, необходимый для реализации проекта решения (38 071 778,04 рубля – ежегодный фонд оплаты труда несовершеннолетних граждан и начислений на выплаты по оплате труда) не является объемом средств, требуемым для реализации права на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения. В отсутствие порядка реализации принимаемого права (какие действия, в каком объеме и кем будут реализовываться) не представляется возможным оценить необходимость и достаточность суммы в размере 38 071 778,04 рубля.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на участие в организации основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бузорина Наталья Михайловна,
тел. 52-81-68
[1] Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о занятости).
[3] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о молодежной политике).
[4] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).
[5] Статья 34. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
[6] Приказ Минтруда России от 22.11.2024 № 629н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».
[7] Приказ Минтруда России от 10.12.2024 № 683н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы».
[8] Решение Думы города от 04.03.2022 № 92-VII ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на участие в осуществлении молодежной политики в части содействия трудоустройству молодых граждан» (далее – решение Думы города от 04.03.20222 № 92-VII ДГ).


