МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 269-VII ДГ «О Положении о размерах и порядке выплаты денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
«22» августа 2025 года № КСП-01-17-43
Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 269-VII ДГ «О Положении о размерах и порядке выплаты денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.
Проектом решения предлагается внести следующие изменения в Положение о размерах и порядке выплаты денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Положение), утвержденное решением Думы города от 23.01.2023
№ 269-VII ДГ:
— повысить в 1,04 раза размеры ежемесячного денежного вознаграждения лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления муниципального образования;
— увеличить размер материальной помощи в связи со смертью близких родственников, а также максимальный размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с 2,7 до 3,5 ежемесячных денежных вознаграждений с применением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях обеспечения единообразного подхода для выплат, формируемых в пределах одного месячного фонда оплаты труда;
— определить источником выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий (кроме наличия обоснованной экономии средств по фонду оплаты труда) дополнительный фонд оплаты труда на единовременное денежное поощрение в случае получения муниципальным образованием грантов в виде дотаций за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, за достижение высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований автономного округа;
— уточнить по тексту Положения наименование районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях приведения в соответствие с наименованиями, применяемыми в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Нормы проекта решения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.10.2025.
Проект решения одобрен Сургутской городской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (решение от 31.07.2025 № 13/25).
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. На основании части 1 статьи 66 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование город Сургут при определении размеров оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих не имеет права превышать нормативы формирования расходов на оплату труда, установленные постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ХМАО — Югра) от 23.08.2019 № 278-п[1].
Учитывая внесенные в постановление № 278-п изменения[2] в части повышения с 01.10.2025 на 4% размера базового должностного оклада, используемого для исчисления размеров нормативного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, проект решения согласуется с указанными выше нормами законодательства.
Между тем, необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Положения увеличение (индексация) ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляется в размерах и в сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности ХМАО — Югры.
В настоящее время информация об увеличении (индексации) в 2025 году ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности ХМАО – Югры, отсутствует.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Действующим законодательством, регламентирующим размер и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности[3], не установлена обязанность увеличения (индексации) ежемесячного денежного вознаграждения указанных лиц во взаимосвязи с увеличением (индексацией) ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности.
Норма об индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, конкретными размерами и сроками исходя из факта индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности, ограничивает право органов местного самоуправления самостоятельно в пределах утвержденных нормативов определять размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, предоставленное им федеральным законодательством.
Учитывая изложенное, предлагаем при последующем внесении изменений в Положение рассмотреть вопрос о корректировке части 4 статьи 1 Положения, например, изложив его в следующей редакции: «4. Увеличение (индексация) ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется одновременно с увеличением (индексацией) должностного оклада муниципальных служащих в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год решением Думы города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
2. Согласно пункту 10 раздела II приложения к постановлению № 278-п фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, увеличивается на один месячный фонд оплаты труда на единовременное премирование (поощрение) в муниципальных образованиях, получивших из бюджета автономного округа грант (гранты) в виде дотаций в целях поощрения:
— за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
— за достижение высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований автономного округа.
Таким образом, изменение Положения в части возможности выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет дополнительного фонда оплаты труда на единовременное денежное поощрение (в случае получения муниципальным образованием поименованных грантов в виде дотаций) согласуется с нормами постановления № 278-п.
3. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому принятие проекта решения повлечёт необходимость увеличения бюджетных ассигнований в 2025 году на сумму 308,04 тыс. рублей, в 2026-2027 годах – по 1 232,18 тыс. рублей. Средства на увеличение действующих расходных обязательств на 2025-2027 годы предусмотрены в составе зарезервированных бюджетных ассигнований на оплату труда, выплаты социального характера, гарантии и компенсации работникам муниципальных учреждений и органов местного самоуправления согласно части 20 решения Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов».
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 269-VII ДГ «О Положении о размерах и порядке выплаты денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» может быть рассмотрен Думой города с учетом изложенной информации и предложения.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Рогаченко Вероника Сергеевна
тел. 52-83-76
Егоров Виталий Сергеевич
тел. 52-83-82
[1] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 23.08.2019 № 278-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – постановление № 278-п).
[2] Постановление Правительства ХМАО-Югры от 11.12.2024 № 476-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 23.08.2019 № 278-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
[3] Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», Закон ХМАО — Югры от 28.12.2007 № 201-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Закон ХМАО — Югры от 10.04.2012 № 38-оз «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятый решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.


