Заключение на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений»

«26» августа 2025 г.                                                                                                                                                                                                                                               № КСП-01-17-53

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается:

1. Предоставить дополнительную меру социальной поддержки в виде частичного освобождения от оплаты инвестиционных расходов (включая доходность собственных инвестиционных расходов) для отдельных категорий граждан, заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или договоры найма жилых помещений и проживающих в жилых помещениях наемного дома социального использования по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12:

— многодетных семей;

— ветеранов боевых действий, членов семьи (родителей, супругов, детей), погибших участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года;

— граждан, проживающих на территории города Сургута, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в городе Сургуте и в отношении которых застройщик не выполнил взятые на себя обязательства по строительству объекта недвижимого имущества и передаче в установленный договором срок доли построенного объекта для оформления права собственности;

— граждан, зарегистрированных и проживающих на территории города Сургута в жилых помещениях, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, или проживающих в ветхих и приспособленных для проживания строениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации в следующих размерах:

1) 47,76 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для граждан, заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2) 119,40 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для граждан, заключивших договоры найма жилых помещений.

2. Обязать Администрацию города Сургута утвердить порядок предоставления указанной дополнительной меры социальной поддержки.

3. Осуществлять предоставление данной дополнительной меры социальной поддержки после принятия решения Думы города Сургута и до 31.12.2028.

4. Признать утратившими силу решения Думы города Сургута:

— от 05.04.2023 № 303-VII ДГ «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений»;

— от 02.11.2017 № 183-VI ДГ «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам, проживающим в жилых помещениях, относящихся к аварийному, подлежащему сносу жилищному фонду, и проживающим в ветхих и приспособленных для проживания строениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации».

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 36 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ[2] органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[3] относится к компетенции Думы города.

Дополнительную меру социальной поддержки планируется предоставлять в виде снижения платы за наём жилых помещений, утверждённой постановлением Администрации города Сургута от 13.02.2017 № 799[4] (далее – плата), путём «частичного освобождения от оплаты инвестиционных расходов (включая доходность собственных инвестиционных расходов)» в вышеуказанных размерах.

Отмечаем, что согласно решениям Думы города Сургута:

— от 05.04.2023 № 303-VII ДГ[5] аналогичная дополнительная мера социальной поддержки предоставляется только многодетным семьям с 01.01.2023 по 31.12.2025. Согласно пояснительной записке, в период с 2023 года по 01.06.2025 указанная мера поддержки была предоставлена 5 многодетным семьям на 7 жилых помещений общей площадью 405,4 кв. м в наемном доме социального использования, финансирование за 3 года – 1 001 354,8 рубля;

— от 02.11.2017 № 183-VI ДГ[6] аналогичная дополнительная мера социальной поддержки предоставляется бессрочно. Согласно информации, изложенной в пояснительной записке к проекту решения, обращения граждан о предоставлении меры социальной поддержки гражданам, проживающим в жилых помещениях, относящихся к аварийному, подлежащему сносу жилищному фонду, и проживающим в ветхих и приспособленных для проживания строениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации, не поступали.

По информации департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (далее – ДИЗО), в целях социальной защищенности отдельных категорий граждан, заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или договоры найма жилых помещений и проживающих в жилых помещениях наемного дома социального использования по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12:

— многодетных семей;

— ветеранов боевых действий, членов семьи (родителей, супругов, детей), погибших участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (категория рекомендована прокуратурой города 12.05.2025 № 07-06-2025/1356-25-20711004 (01-03-351/5) для предоставления дополнительных мер социальной поддержки);

— граждан, проживающих на территории города Сургута, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в городе Сургуте и в отношении которых застройщик не выполнил взятые на себя обязательства по строительству объекта недвижимого имущества и передаче в установленный договором срок доли построенного объекта для оформления права собственности (категория предлагается во исполнение пункта 7.4.1. протокола выездного заседания Координационного совета (Штаба) при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам строительства объектов капитального строительства, влияющих на достижение показателей национальных проектов (г. Сургут) от 25.04.2025);

— граждан, зарегистрированных и проживающих на территории города Сургута в жилых помещениях, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, или проживающих в ветхих и приспособленных для проживания строениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации.

Проектом решения предлагается частичное освобождение таких семей от направляемой в бюджет города оплаты инвестиционных расходов (включая доходность собственных инвестиционных расходов) в размере 50% от установленных постановлением Администрации города от 13.02.2017 № 799 размеров платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и найма жилых помещений, что составит:

1) 47,76 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для семей, заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2) 119,40 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для семей, заключивших договоры найма жилых помещений.

Соответственно, размер платы в наёмном доме социального использования для вышеуказанных семей будет снижен:

— по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования с 187,19 руб./кв. м. до 139,43 руб./кв. м;

-по договорам найма жилых помещений с 330,47 руб./кв. м. до 211,07 руб./кв.

Согласно представленной к проекту решения пояснительной записке ДИЗО сумма недополученных в бюджет города доходов в расчете на год (12 календарных месяцев) составит 1 361 159,94 рубля[7].

В соответствии с информацией, изложенной в пояснительной записке, покрытие выпадающих доходов бюджета предлагается за счёт увеличения плановых назначений по КБК 1 11 01040 04 0000 120 «Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам».

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города Сургута полагает, что проект решения «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города Сургута в представленной редакции.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                               В.И. Жуков

Егоров Виталий Сергеевич

52-83-82

Шаева Жанна Александровна

52-82-01


[1] Письмо Думы города Сургута от 21.08.2025 исх.№ 18-02-1024/5.

[2] Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ).

[3] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[4] Постановление Администрации города Сургута от 13.02.2017 № 799 «Об установлении размеров платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и найма жилых помещений, расположенных в наемном доме социального использования по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12» (далее — постановление Администрации города от 13.02.2017 № 799).

[5] Решение Думы города Сургута от 05.04.2023 № 303-VII ДГ «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений».

[6] Решение Думы города Сургута от 02.11.2017 № 183-VI ДГ «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам, проживающим в жилых помещениях, относящихся к аварийному, подлежащему сносу жилищному фонду, и проживающим в ветхих и приспособленных для проживания строениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации».

[7] Расчёт произведён исходя из общей площади жилых помещений (1 764,5 кв.м), занимаемых 27 семьями, проживающими в наемном доме социального использования по адресу: ул. Ивана Захарова, д. 12 (из них: 24 многодетных семьи; 1 участник СВО; 2 участника долевого строительства, чьи права нарушены).