Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 270-VII ДГ «О Положении о размере должностного оклада, размере ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядке их осуществления лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 270-VII ДГ
«О Положении о размере должностного оклада, размере ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядке их осуществления лицам,
замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления
муниципального образования городской округ Сургут
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

«10» сентября 2025 г.                                                                                                                                                                                                                                               № КСП-01-17-61

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 270-VII ДГ «О Положении о размере должностного оклада, размере ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядке их осуществления лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается внести следующие изменения в Положение о размере должностного оклада, размере ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядке их осуществления лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (далее – Положение), утвержденное   решением Думы города от 23.01.2023 № 270-VII ДГ:

— повысить в 1,04 раза размеры должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования (далее – муниципальные служащие);

— увеличить размер материальной помощи в связи со смертью близких родственников, а также максимальный размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с 2,7 до 3,5 должностных окладов с применением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях обеспечения единообразного подхода для выплат, формируемых в пределах одного месячного фонда оплаты труда;

— изменить размер денежного поощрения муниципальных служащих по четырем из пяти групп должностей (за исключением муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемые для выполнения функции «руководитель») в целях формирования годового фонда оплаты труда в размере 100% установленного нормативного объема;

— дополнить обстоятельства выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий случаем победы (занятия призового места) в муниципальных конкурсах, связанных со сферой профессиональной деятельности муниципального служащего, а также скорректировать по тексту статьи 12 понятие «единовременное денежное поощрение», в целях приведения в соответствие с муниципальными правовыми актами;

— определить источником выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий (кроме наличия обоснованной экономии средств по фонду оплаты труда) дополнительный фонд оплаты  труда на единовременное денежное поощрение в случае получения муниципальным образованием грантов в виде дотаций за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, за достижение высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований автономного округа;

— дополнить перечень периодов работы, учитываемых при расчете единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, периодами нахождения в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, на отдыхе с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с законодательством, коллективным договором, на выходных днях, предоставленных согласно статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации;

— изменить принцип расчета предельного размера доплаты при совмещении должностей, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором – исходя из должностного оклада по должности муниципального служащего, исполняющего обязанности, а не по должности, по которой осуществляется исполнение обязанностей муниципальным служащим;

— уточнить по тексту Положения наименование районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях приведения в соответствие с наименованиями, применяемыми в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Действие решения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.10.2025.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. На основании части 1 статьи 66 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ).

Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование город Сургут при определении размеров оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих не имеет права превышать нормативы формирования расходов на оплату труда, установленные постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ХМАО —  Югра, автономный округ) от 23.08.2019 № 278-п[1].

Учитывая внесенные в постановление № 278-п изменения[2] в части повышения с 01.10.2025 на 4% размера базового должностного оклада, используемого для исчисления размеров должностных окладов муниципальных служащих, проект решения согласуется с указанными выше нормами  законодательных и нормативно-правовых актов.

Между тем, необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Положения увеличение (индексация) должностного оклада муниципальных служащих осуществляется в размерах и в сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) должностного оклада лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО —  Югры.

В настоящее время информация об увеличении (индексации) в 2025 году должностного оклада лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО —  Югры, отсутствует.

Вместе с тем, полагаем, что указанная норма Положения ограничивает органы местного самоуправления в реализации принципа самостоятельности бюджетов, установленного статьей 31 Бюджетного кодекса РФ, а также самостоятельности в определении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих в пределах утвержденных нормативов, в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами автономного округа.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 25-ФЗ установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Такая соотносительность в части условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих на уровне автономного округа обеспечивается в законах ХМАО – Югры, регулирующих вопросы муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона ХМАО – Югры от 04.04.2005 № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» законодательно установлен состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа, который идентичен составу денежного содержания муниципальных служащих, установленному частью 1 статьи 16 Закона ХМАО – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Вместе с тем отмечаем, что ни федеральным законодательством, ни законодательством автономного округа не предусматривается установление обязательной взаимосвязи между сроками и размерами для увеличения (индексации) должностного оклада лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО – Югры, и муниципальными служащими автономного округа.

Принимая во внимание самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах определения размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, предлагаем дополнить проект решения нормой об изменении части 5 статьи 1 Положения, изложив её, например, в следующей редакции: «5. Увеличение (индексация) должностного оклада муниципальных служащих, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется в размерах и сроки, установленные решением Думы города.» или иным образом уточнить редакцию данной нормы.

2. Согласно пункту 10 раздела II приложения к постановлению № 278-п фонд оплаты труда муниципальных служащих увеличивается на один месячный фонд оплаты труда на единовременное премирование (поощрение) в муниципальных образованиях, получивших из бюджета автономного округа грант (гранты) в виде дотаций в целях поощрения:

— за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

— за достижение высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований автономного округа.

Таким образом, изменение Положения в части возможности выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет дополнительного фонда оплаты труда на единовременное денежное поощрение (в случае получения муниципальным образованием поименованных грантов в виде дотаций) согласуется с нормами постановления № 278-п.

3. Сургутской городской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (решение от 31.07.2025 № 12/25) Администрации города рекомендовано рассмотреть проект решения с учетом замечаний (предложений) Объединения организаций профсоюзов города Сургута и Сургутского района, касающихся нарушения принципа равенства прав и возможностей работников при увеличении размера денежного поощрения муниципальных служащих не по всем группам должностей.

В соответствии с информацией департамента финансов Администрации города, в 2023 и 2024 годах экономия фактических расходов на оплату труда лиц, замещающих должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемые для выполнения функции «руководитель», отсутствовала, тогда как по иным группам должностей сложилась экономия фактических расходов по сравнению с установленным нормативным фондом оплаты труда.

Отмечаем, что редакция проекта решения в части увеличения размера денежного поощрения муниципальных служащих не по всем группам должностей обусловлена необходимостью соблюдения норм пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, постановления № 278-п и условий соглашения № 2 от 05.02.2025 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов города Сургута.

4. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому принятие проекта решения повлечёт необходимость увеличения бюджетных ассигнований в 2025 году на сумму 16 730,2 тыс. рублей, в 2026-2027 годах – по 66 920,7 тыс. рублей. Средства на увеличение действующих расходных обязательств на 2025-2027 годы предусмотрены в составе зарезервированных бюджетных ассигнований на оплату труда, выплаты социального характера, гарантии и компенсации работникам муниципальных учреждений и органов местного самоуправления согласно части 20 решения Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов».

5. Проектом решения предусмотрено изменение принципа расчета предельного размера доплаты при совмещении должностей, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника – исходя из должностного оклада по должности муниципального служащего, исполняющего обязанности, а не по должности, по которой осуществляется исполнение обязанностей муниципальным служащим. Вместе с тем, в материалах проекта решения отсутствует обоснование необходимости указанных изменений, а также анализ влияния предложенных изменений на увеличение (и, как следствие, наличие/отсутствие вероятности превышения установленных постановлением № 278-п нормативов) либо сокращение (возможная экономия) фактического объема финансовых средств на исполнение расходного обязательства. Отмечаем, что расходование бюджетных средств на выплату рассматриваемой доплаты должно осуществляться в пределах нормативного фонда оплаты труда, определенного согласно постановлению № 278-п.

6. В целях совершенствования юридической техники предлагаем скорректировать отдельные формулировки проекта решения, а именно:

— в пункте 6 части 2 (изменения, вносимые в часть 3 статьи 12 Положения) слово «муниципалитетом» заменить словами «муниципальным образованием», в целях приведения в соответствие с пунктом 2 статьи 1 Устава города[3];

— в пункте 6 части 2 (изменения, вносимые в часть 5 статьи 12 Положения) слова «о единовременном денежном поощрении» заменить словами «о премировании», в целях уточнения наименования выплаты, указанной в статье 12 Положения.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 23.01.2023 № 270-VII ДГ «О Положении о размере должностного оклада, размере ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядке их осуществления лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                               В.И. Жуков

Рогаченко Вероника Сергеевна

52-83-76

Ромаданова Алла Петровна

52-81-76


[1] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 23.08.2019 № 278-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – постановление № 278-п).

[2] Постановление Правительства ХМАО-Югры от 11.12.2024 № 476-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 23.08.2019 № 278-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

[3] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.