МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города»
«10» сентября 2025 года № КСП-01-17-62
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города» (далее — проект решения).
Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города» (далее — решение Думы города, решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ):
1) в констатирующей части решения Думы города слова «Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в редакции от 21.07.2014)» заменить словами «Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ);
2) установить бессрочный период для финансирования дополнительных мер социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города;
3) увеличить предельный уровень расходов по бронированию и найму жилого помещения в период участия учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций в мероприятии с 3 000,00 рублей до 4 000,00 рублей.
Датой вступления в силу изменений предлагается определить 01.01.2026.
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[2] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.
Согласно части 5 статьи 36 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. В соответствии с частью 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ в состав материалов к проекту решения включено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в 2026 — 2028 годах составит 19 441 185,84 рубля, в том числе:
— в 2026 году – 6 480 396,12 рубля;
— в 2027, 2028 годах – по 6 480 394,86 рубля ежегодно.
Вместе с тем, в представленных расчетах расходы на 2026 — 2028 годы превышают суммы бюджетных средств, доведенных до департамента образования и комитета культуры Администрации города на данные цели.
Таким образом, реализация проекта решения потребует дополнительных финансовых затрат в объеме 319 897,84 рубля, из них 121 300,12 рубля в 2026 году и по 99 298,86 рубля ежегодно в 2027, 2028 годах.
Согласно финансово-экономическому обоснованию объем дополнительно требуемых средств – это потребность финансового обеспечения участия обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования, подведомственных комитету культуры.
В пояснительной записке к проекту решения не обозначена потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях и не указан источник их финансирования.
По устным пояснениям специалистов Администрации города, подготовивших проект решения, объем дополнительно требуемых средств планируется обеспечить в рамках предельного объема бюджетных средств, доведенных Администрации города (комитет культуры) за счет внутренних источников.
Отмечаем, что в силу норм статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Таранова Анастасия Николаевна
52-80-02
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76
[1] Письмо Председателя Думы города от 04.09.2025 № 18-02-1079/5.
[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.


