МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ — МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов»
12 сентября 2025 г. № КСП-01-17-65
Контрольно-счетная палата города рассмотрела проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов» (далее – проект решения) и в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, подготовила настоящее заключение.
Проектом решения предлагается:
1) согласовать полную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в бюджет муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:
— на 2026 год в размере 9,51 процента;
— на 2027 год – 7,83 процента;
— на 2028 год – 7,52 процента;
2) поручить Администрации города сообщить о принятом решении в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Действие решения предлагается установить по 31.12.2026.
По результатам экспертизы установлено, что проект решения подготовлен в соответствии с:
1) пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому:
— при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ;
— дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ устанавливаются на срок не менее трех лет;
— изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты городских округов в течение текущего финансового года не допускается;
2) пунктом 3 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 132-оз), которым предусмотрены аналогичные пункту 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормы;
3) частью 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, согласно которому принятие решений о согласовании (об отказе в согласовании) полной или частичной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений в бюджет города от НДФЛ является бюджетным полномочием Думы города.
Обращаем внимание, что пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что средства, полученные городским округом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчётного объёма дотации, изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации не подлежат. В то же время не подлежат компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации потери бюджета городского округа в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации. Таким образом, принимая решение о согласовании полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов (далее также дотация) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, муниципальное образование берет на себя риски, связанные с кассовым поступлением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту решения по данным департамента финансов Администрации города при согласовании полной замены дотации объём дополнительных поступлений НДФЛ в местный бюджет в 2026 году прогнозируется в сумме 3 585 361,9 тыс. рублей, в 2027 году – 3 134 043,5 тыс. рублей, в 2028 году – 3 197 155,0 тыс. рублей, что больше доведённых[1] Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры параметров зачислений НДФЛ в бюджет города на 25 596,0 тыс. рублей, 21 249,2 тыс. рублей и 25 471,3 тыс. рублей соответственно. Таким образом, по результатам представленных расчетов предполагается возможность получения дополнительных доходов от трансфертозамещения в 2026-2028 годах.
В соответствии со статьями 160.1, 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогнозирование (планирование) поступлений НДФЛ осуществлялось исходя из оценки поступлений, индекса роста фонда заработной платы, индекса потребительских цен, индекса цен объёмов отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним организациям, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов[2]. Кроме того, расчет произведен департаментом финансов Администрации города с учетом статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), являющейся приложением 2 к Закону № 132-оз, в том числе применены коэффициенты соответствия.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Лариса Александровна,
8(3462)52-83-63
[1] Письмо от 05.09.2025 № 20-Исх-2892.
[2] Письмо отдела социально-экономического прогнозирования Администрации города от 26.06.2025 № 57-02-353/5.


