Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ «О дополнительной мере cоциальной поддержки граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы, направленных для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы, направленных для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей»

15 октября 2025 г.                                                                                                                                                                                                                                                 № КСП-01-17-68

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы, направленных для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей» подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

В ходе проведения экспертизы проекта решения дополнительно поступила[1] таблица поправок к нему.

Проектом решения с поправками (далее – проект решения) предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ:

— установить дополнительную меру социальной поддержки граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет (за исключением членов мобилизационных групп городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), оказавших содействие в привлечении граждан к заключению контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, впоследствии направленных Военным комиссариатом города Сургут и Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры для заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации через Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, пункт отбора на военную службу по контракту 3 разряда, город Ханты-Мансийск, и заключивших контракт в период с 01.10.2025 до 31.12.2025 о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей за каждого гражданина, заключившего контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации;

— распространить действие устанавливаемой дополнительной меры социальной поддержки на правоотношения, возникшие с 01.10.2025;

— расширить категорию лиц, имеющих право на получение выплаты, предусмотренной частью 1 решения Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ (единовременная денежная выплата в размере 150 000 рублей гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы), – кроме граждан Российской Федерации получателями выплаты предлагается определить лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и имеющих гражданство (подданство) иностранного государства;

— актуализировать нормативное обоснование предоставления дополнительных мер социальной поддержки, указанное в констатирующей части решения Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ, в связи с изменениями законодательства.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование указанных дополнительных мер поддержки не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города.

Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Из содержания пунктов 3, 5 части 1 проекта решения следует, что вновь устанавливаемая дополнительная мера социальной поддержки обеспечивается финансированием за счет средств местного бюджета. Пунктом 5 части 1 проекта решения Администрации города поручается разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

Таким образом, требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации соблюдены.

К проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому для реализации принятого решения в 2025 году потребуются средства местного бюджета на сумму 70,00 млн. рублей, исходя из прогнозного количества получателей 200 человек. Потребность в финансировании планируется обеспечить в пределах экономии средств, предусмотренных в бюджете города для исполнения публичных нормативных обязательств (19,5 млн. рублей). При недостаточности бюджетных ассигнований потребность будет обеспечена при внесении изменений в утвержденный бюджет города[3] за счет уменьшения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств по концессионным соглашениям, увеличение расходных обязательств, возникающих по результатам проведения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (проверки достоверности определения сметной стоимости), обеспечение уровня софинансирования на исполнение расходных обязательств городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанное согласуется с требованиями пункта 2 статьи 83, пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.08.2023 № 401-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы, направленных для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей» (с учетом поправок) не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                               В.И. Жуков

Рогаченко Вероника Сергеевна

52-83-76

Ромаданова Алла Петровна

52-81-76


[1] Письмо Главы города от 10.10.2025 № 01-02-17755/5.

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав городского округа).

[3] Решение Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов».