МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога»
21 октября 2025 года № КСП-01-17-72
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения, проект).
Проектом решения предлагается:
1) Внести в пункт 5.2 раздела 5 приложения к решению Думы города изменения путем дополнения перечня физических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога в отношении не используемых в предпринимательской деятельности земельных участков, предназначенных для строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках, садоводства и огородничества, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, гаражей, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», категорией граждан принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, а также членов их семей.
Также пунктом 2 части 1 проекта решения предлагается определить период участия в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции).
2) Внести в раздел 5 приложения к решению Думы города изменения путем установления дополнительной категории лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога в размере 50 процентов, — организации и физические лица в отношении земельных участков, в границах которых осуществляется (осуществлено) строительство объектов спорта, на срок не более пяти лет с момента начала строительства, подтвержденного выданным разрешением на строительство.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Согласно статье 15, пункту 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс РФ) земельный налог является местным, льготы по нему устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», подпунктом 2 пункта 1 статьи 7, подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Устава города[1] установление, изменение и отмена местных налогов и сборов относится к вопросам местного значения городского округа и к компетенции Думы города.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок уплаты налога в отношении налогоплательщиков-организаций. Кроме того, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ).
2. Законодательство Российской Федерации не предусматривает ограничения относительно категорий лиц, в отношении которых представительный орган муниципального образования вправе устанавливать налоговые льготы.
В представленном проекте решения к льготной категории по уплате земельного налога (освобожденным от уплаты налога) отнесены следующие лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции:
— граждане, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее по тексту – РФ) или войска национальной гвардии РФ) либо заключившие контракт (имеющие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ);
— военнослужащие. При этом понятие «военнослужащий» предлагается определять в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
— лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющие специальные звания полиции, сотрудники органов внутренних дел РФ;
— члены их семей.
Считаем возможным обратить внимание на следующее.
1) В соответствии с пунктом 8.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»[2] для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ (войска национальной гвардии РФ), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ (войск национальной гвардии РФ) за пределами территории РФ (далее — добровольческие формирования).
Понятие «добровольческое формирование» определено в статье 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ.
В пункте 4 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ закреплено, что гражданин РФ может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ).
Таким образом, лица, относящиеся к данной категории, определены федеральным законодательством.
Вместе с тем, проект решения не содержит положений, ограничивающих круг лиц, освобождаемых от уплаты налога, гражданами РФ, а также лицами, имеющими регистрацию по месту жительства (пребывания) в городе Сургуте.
Следует отметить, что Единый перечень прав, льгот, социальных гарантий и компенсаций в ХМАО — Югре гражданам, принимающим участие в специальной военной операции, и членам их семей установлен постановлением Правительства ХМАО — Югры от 10.02.2023 № 51-п (далее — постановление от 10.02.2023 № 51-п).
В соответствии с пунктом 4 постановления от 10.02.2023 № 51-п органам местного самоуправления муниципальных образований ХМАО — Югры рекомендовано установить меры имущественной поддержки граждан, принимающих (принявших) участие в специальной военной операции (за исключением лиц, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке компетентные органы РФ проводят процессуальные действия, направленные на установление признаков состава преступления по статье 337 и (или) статье 338 Уголовного кодекса РФ, или в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по одной из указанных статей Уголовного кодекса РФ), аналогичные предусмотренным приложением 7 к постановлению от 10.02.2023 № 51-п, а также меры поддержки в виде бесплатного проезда в общественном транспорте, бесплатного обучения в муниципальных организациях дополнительного образования и посещения учреждений культуры, спорта, детям указанных граждан.
Среди вышеуказанных мер отсутствуют меры по предоставлению налоговых льгот указанным категориям граждан. В то же время лица, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке компетентные органы РФ проводят процессуальные действия, направленные на установление признаков состава преступления по статье 337 и (или) статье 338 Уголовного кодекса РФ, или в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по одной из указанных статей Уголовного кодекса РФ исключены из перечня граждан, которым предоставляются меры поддержки.
В связи с чем, предлагаем рассмотреть целесообразность установления ограничений для лиц, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке компетентные органы РФ проводят процессуальные действия, направленные на установление признаков состава преступления по статье 337 и (или) статье 338 Уголовного кодекса РФ, или в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по одной из указанных статей Уголовного кодекса РФ исключены из перечня граждан, которым предоставляются меры поддержки.
2) Проектом решения предлагается ввести в качестве категории лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, граждан, заключивших контракт (имеющих иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ (далее – организация).
Из содержания проекта решения можно сделать вывод, что предоставление льготы не зависит от формы правоотношений и организации, с которой гражданин заключил контракт. Квалифицирующим признаком является наличие правоотношений с любой организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.
3) Проектом решения предлагается также ввести в качестве категории лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудники органов внутренних дел РФ.
При этом проект решения не предусматривает статус правоотношений вышеуказанных лиц по участию в специальной военной операции – на основании контракта и (или) иных правоотношений.
4) Проектом решения предлагается дать определение членов семьи, на которых распространяется льгота по освобождению от уплаты земельного налога, к которым отнесены:
– супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
– дети до достижения ими возраста 18 лет;
– дети до достижения возраста 23 лет, обучающиеся в образовательной организации на очном отделении;
– лица, находящиеся на иждивении.
Поскольку абзац четвертый подпункта 9 пункта 5.2 раздела 5 приложения к решению по смыслу проектируемого проекта решения вытекает из абзацев с первого по третий данного подпункта, полагаем определение в качестве члена семьи лиц, участвующих в специальной военной операции, супругу (супруга), не вступившую (не вступившего) в повторный брак, является некорректным.
При этом, получение данной льготы детьми не связано с фактом гибели (смерти) участника военной операции, а определяется периодом участия лица в специальной военной операции.
Таким образом, во избежание неоднозначности толкования нормы, а также в целях совершенствования юридической техники и уточнения возникновения события гибели (смерти) от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции), предлагаем рассмотреть возможность установления данной льготы для следующих категорий лиц, изложив норму, например, в следующей редакции:
«К членам семей, указанным в настоящем подпункте, относятся:
— супруга (супруг);
— вдова (вдовец), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, если участник специальной военной операции погиб (умер) при выполнении задач в период проведения специальной военной операции либо позднее указанного периода, но вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, или в случае объявления судом участника специальной военной операции умершим»;
– дети до достижения ими возраста 18 лет;
– дети до достижения возраста 23 лет, обучающиеся в образовательной организации на очном отделении;
– лица, находящиеся на иждивении.
Кроме того, полагаем, необходимо уточнить категорию лиц, находящихся на иждивении, установив лицо, на иждивении которых находятся такие лица.
5) По результатам оценки налогового расхода, проведенной департаментом финансов Администрации города, выпадающие доходы бюджета составят 79,1 тыс. рублей в 2025 году (с учетом перерасчета за 2022-2024 годы) и далее от 26,4 тыс. рублей ежегодно. Расчет произведен, исходя из данных, представленных ИФНС России по г. Сургуту ХМАО – Югры, согласно которых по состоянию на 01.01.2025 земельные участки находились в собственности (либо доля в праве собственности) у 29 налогоплательщиков – участников специальной военной операции, а также у 40 членов их семей, часть из которых уже освобождены от уплаты земельного налога по иным основаниям.
Обращаем внимание, что в состав категорий граждан, которым планируется предоставить налоговою льготу по уплате земельного налога включены, имеющие иные правоотношения с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Однако в проекте решения и пояснительной записке отсутствует информация о количестве граждан получателей льготы, относящейся к данной категории, а также расчет суммы налоговой льготы на них и членов их семей. В связи с чем не представилось возможным определить общий объем выпадающих доходов бюджета города, связанный с введением данной налоговой льготы.
6) Вступление в силу решения предусматривается по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Действие нормы пункта 4 части 1 проектируемого решения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.01.2025, а нормы пунктов 1, 2 части 1 решения распространить на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога, начиная с налогового периода 2022 года, что не противоречит статье 5 Налогового кодекса РФ, пунктам 3, 6 статьи 57 Устава города, части 8 статьи 38 Регламента Думы города[3].
3. Проектом решения предлагается освободить от уплаты налога в размере 50 процентов организации и физические лица в отношении земельных участков, в границах которых осуществляется (осуществлено) строительство объектов спорта, на срок не более пяти лет с момента строительства, подтверждающего выданным разрешением на строительство.
В соответствии с пояснительной запиской указанная налоговая льгота устанавливается по результатам рассмотрения предложения, направленного Заместителем Губернатора ХМАО – Югры Е.В. Майер в адрес Администрации города.
Обращаем внимание, что Заместителем Губернатора ХМАО – Югры Е.В. Майер предлагается рассмотреть возможность освобождения от земельного налога инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в создание объектов спортивной инфраструктуры массового спорта с применением механизма государственно-частного (муниципально-частного) партнерства и/или концессионных соглашений, инвестиционных соглашений, в течение 5 лет с даты ввода объекта в эксплуатацию при условии эксплуатации объекта частным партнером или концессионером.
В проекте решения условия предоставления налоговой льготы ограничиваются только выданным разрешением на строительство и не обязывают инвестора ввести объект спорта в эксплуатацию, что не соответствует условиям и конечной цели предоставления данной льготы, указанным в предложении Заместителя Губернатора ХМАО – Югры Е.В. Майер — создание и эксплуатация объектов спортивной инфраструктуры массового спорта.
Учитывая изложенное, предлагаем Администрации города рассмотреть возможность освободить от уплаты налога в размере 50 процентов организации и физические лица в отношении земельных участков, в границах которых осуществлено строительство объектов спорта, в течение пяти лет с даты ввода объекта в эксплуатацию при условии эксплуатации объекта спорта, а также учитывать суммы выпадающих доходов по соответствующим кодам видов доходов бюджетной классификации при формировании проекта бюджета на 2026 год и плановый период 2027 – 2028 годов и последующих периодах.
4. Исключение нормы о налоговой льготе для аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и признаваемые налогоплательщиками в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ, в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов связи и центров обработки данных, связано с окончанием периода действия данной льготы — до 31.12.2024, в связи с невостребованностью льготы, начиная с момента установления – с 2022 года.
5. Предлагаем также констатирующую часть проекта решения изложить в следующей редакции:
«В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», статьёй 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты — Мансийского автономного округа – Югры Дума города РЕШИЛА:».
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Таранова Анастасия Николаевна
52-80-02
Ванеева Елена Викторовна
52-81-76
[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.
[2] Далее – Федеральный закон № 61-ФЗ.
[3] Решение Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута».


