Заключение на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие творческих коллективов и сотрудников муниципальных учреждений культуры в мероприятиях межмуниципального, межрегионального, федерального, международного значения, проводимых в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие творческих коллективов и сотрудников муниципальных учреждений культуры в мероприятиях межмуниципального, межрегионального, федерального, международного значения, проводимых в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации»

21 октября 2025 года                                                                                                                                                                                                                                                    № КСП-01-17-73

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие творческих коллективов и сотрудников муниципальных учреждений культуры в мероприятиях межмуниципального, межрегионального, федерального, международного значения, проводимых в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации» (далее — проект решения) подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается реализовать право органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут на участие творческих коллективов и сотрудников муниципальных учреждений культуры в мероприятиях межмуниципального, межрегионального, федерального, международного значения, проводимых в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации.

По результатам проведенной экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

1. Статьей 7.1 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Устав города) предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в случае принятия Думой города решения о реализации такого права.

Соответственно, принятие решения об участии муниципальных учреждений культуры в мероприятиях, направленных на представление потенциала муниципального образования, относится к компетенции Думы города.

2. В констатирующей части проекта решения в качестве обоснования его принятия указаны следующие нормы: часть 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], часть 2 статьи 16 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»[2], статьи 7.1 Устава города.

В соответствии с частью 2 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского округа вправе решать также иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

На основании совокупности норм части 2 статьи 16 Федерального закона № 33-ФЗ, статьи 7.1 Устава города право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, возникает в случае принятия Думой города решения о реализации соответствующего права.

Принимая во внимание тот факт, что Федеральный закон № 131-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2027 года в связи с принятием Федерального закона № 33-ФЗ, предлагаем действие решения ограничить сроком – по 31.12.2026. В свою очередь, не исключаем вероятности последующего внесения изменений в рассматриваемое решение Думы города или принятия иного муниципального правового акта с целью урегулирования аналогичных правоотношений, с учетом возможного изменения норм федерального законодательства по вопросам реализации прав органов местного самоуправления на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления[3].

3. В качестве причины разработки проекта решения указана необходимость представления потенциала муниципального образования в мероприятиях (событиях) различного уровня, проводимых как на территории, так и за пределами муниципального образования.

При этом уровень мероприятий может быть:

— согласно наименованию и части 1 проекта решения – межмуниципальным межрегиональным, федеральным, международным;

— согласно пояснительной записке — межмуниципальным, окружным, межрегиональным, федеральным, международным.

Учитывая имеющееся несоответствие данных, указанных в наименовании, части 1 проекта решения и пояснительной записке к нему, рекомендуем Администрации города оценить полноту уровней мероприятий, и, в случае необходимости, дополнить наименование и постановляющую часть проекта решения мероприятиями окружного уровня.

4. Принятие решения, проект которого представлен на экспертизу, влечет возникновение нового расходного обязательства.

Пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Учитывая изложенное, отмечаем, что в случае принятия проекта решения, возможность его реализации в текущем финансовом году наступит после внесения соответствующих изменений в решение Думы города от 23.12.2024 № 713-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов».

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 83 БК РФ если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, рекомендуем Администрации города дополнить проект решения источником финансирования и порядком исполнения новых видов расходных обязательств либо предусмотреть норму о необходимости разработки и утверждения Администрацией города муниципального правового акта о порядке реализации права органов местного самоуправления на участие муниципальных учреждений культуры в мероприятиях межмуниципального, межрегионального, федерального, международного значения, проводимых в городе Сургуте и за его пределами.

5. Согласно части 1 проекта решения реализация права будет осуществляться в соответствии с прилагаемым приложением[4], согласно которому:

— формой участия является выступление творческих коллективов города, показ спектаклей;

— основанием участия будут являться официальные письма Губернатора, заместителей Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, федеральных, региональных органов власти, региональных органов власти; правовые акты о проведении межмуниципальных, межрегиональных, федеральных мероприятий в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации с участием творческих коллективов и сотрудников муниципальных бюджетных и автономных учреждений культуры.

Учитывая предложение Контрольно-счетной палаты города, указанное в пункте 4 настоящего заключения, считаем возможным форму и основания участия конкретизировать и закрепить в порядке исполнения новых видов расходных обязательств.

Кроме того, поскольку участие муниципального образования в мероприятиях, требует представления потенциала именно муниципального образования, то предлагаем в графе таблицы «Основание участия» приложения к проекту решения слова «правовые акты» заменить словами «муниципальные правовые акты».

6. Согласно пояснительной записке и финансово-экономическому обоснованию в случае принятия проекта решения потребуются дополнительные средства в объеме 4 124 361,61 рубля (ежегодно), в том числе:

— 4 039 789,70 рубля – необходимый объем бюджетных ассигнований на проведение выездных мероприятий, исчислен исходя из прогнозного числа участников 120 человек и расходов на одного участника (оплат труда с начислениями, оплата провоза декораций, оплата суточных, оплата проезда и проживания участников мероприятий, а также оплата по договорам гражданско-правового характера (для участников клубных формирований));

— 84 571,91 рубля — объем бюджетных ассигнований, исчисленный исходя из прогнозного количества участников творческого коллектива 11 человек и расходов на одного участника (оплата труда с начислениями (для штатного сотрудника), оплата по договору гражданско-правового характера (для участников клубных формирований), проезд на автобусе)).

Считаем возможным обратить внимание на следующее.

Представленный в составе финансово-экономического обоснования расчет на проведение мероприятий (выездных и проводимых на территории города) произведен исходя из:

— показа спектакля МАУ «ТАиК «Петрушка» (участие в фестивале театров кукол УРФО «Сказочный мир», участие в окружном фестивале «Белое пространство», показ спектакля в пгт. Белый Яр);

— выступления творческого коллектива МАУ «Городской культурный центр» на выставке-ярмарке окружных товаропроизводителей «Товары земли Югорской», Дне образования Калининского района г. Санкт-Петербург;

— выступления артистов МАУ «Сургутская филармония» на Дне города Гомель;

— выступления симфонического оркестра МАУ «Сургутская филармония» в концертной программе, посвященной 95-летию со дня образования ХМАО-Югры;

— выступления артистов ансамбля песни «Отрада» МАУ «Сургутская филармония» в выставке-ярмарке окружных производителей «Товары земли Югорской».

Таким образом, исходя из расчетов, представленных в составе финансово-экономического обоснования, следует, что реализовать право по представлению потенциала муниципального образования предполагается силами МАУ «ТАиК «Петрушка», артистов МАУ «Сургутская филармония», творческих коллективов МАУ «Городской культурный центр».

При этом:

1) понятие «творческий коллектив» действующим законодательством и муниципальными правовыми актами не закреплено, исходя из чего не предоставляется возможным определить статус участников творческого коллектива (физическое лицо, сотрудник муниципального учреждения культуры, иное). Из финансово-экономического обоснования к проекту решения следует, что для участников клубных формирований предусмотрена оплата по гражданско-правовым договорам, однако деятельность творческих коллективов МАУ «Городской культурный центр» осуществляется в рамках выполнения учреждением муниципальной работы «Организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества» в соответствии со стандартом качества, утвержденным постановлением Администрации города от 30.04.2021 № 3485 «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг, муниципальных работ в сфере культуры» (далее – Стандарт качества). Стандартом качества предусмотрено участие клубных формирований в фестивалях, смотрах, конкурсах различного уровня за счет средств соответствующего муниципального учреждения от иной приносящей доход деятельности, и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений (п. 1.3.7 раздела III приложения 3 к постановлению Администрации города).

Учтивая изложенное, в целях недопущения неопределенности категорий лиц, в отношении которых предлагается реализовать право, предлагаем Администрации города установить понятие «творческий коллектив».

2) в отношении деятельности МАУ «ТАиК «Петрушка» в части показа спектаклей отмечаем, что в соответствии с Уставом МАУ «ТАиК «Петрушка»[5] организация гастрольной деятельности творческих коллективов и отдельных исполнителей относится к приносящей доход деятельности. Следует отметить, что гастрольную деятельность учреждениями культуры следует осуществлять исключительно в рамках приносящей доход деятельности.

В связи с чем рекомендуем Администрации города оценить правомерность формы реализации права представления потенциала муниципального образования в мероприятиях (событиях) различного уровня путем показа спектаклей МАУ «ТАиК «Петрушка».

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие творческих коллективов и сотрудников муниципальных учреждений культуры в мероприятиях межмуниципального, межрегионального, федерального, международного значения, проводимых в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации» может быть рассмотрен Думой города с учетом изложенных в настоящем заключении информации и предложений.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                               В.И. Жуков

Бузорина Наталья Михайловна, 52-81-68

Ромаданова Алла Петровна, 52-81-76


[1] Далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ.

[2] Далее по тексту – Федеральный закон № 33-ФЗ.

[3] В соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ права органов местного самоуправления на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления, определены статьей 37, вступающей в силу с 01.01.2027.

[4] Приложение «Информация о мероприятиях, проводимых в городе Сургуте и за его пределами, в том числе и за пределами Российской Федерации, с участием творческих коллективов и сотрудников муниципальных бюджетных и автономных учреждений культуры».

[5] Утвержден распоряжением Администрации города от 18.06.2025 № 3562 «Об утверждении устава муниципального автономного учреждения «Театр актера и куклы «Петрушка» (далее – Устав МАУ «ТАиК «Петрушка»).