1. Общие положения
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города Сургута от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8995 «Об утверждении муниципальной программы «Сургутская семья» на 2014 — 2016 годы» (далее – Программа, Проект постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратором муниципальной программы является муниципальное бюджетное учреждение «Дворец торжеств» (далее – Администратор), соадминистраторами являются структурные подразделения Администрации города — департамент городского хозяйства, департамент образования, департамент культуры, молодежной политики и спорта, комитет по опеке и попечительству.
Изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений Программы
Администратор Программы предлагает внести следующие изменения:
— Программу изложить в новой редакции;
— действие Программы распространить на правоотношения, действующие с 1 января 2015 года;
— срок реализации Программы установить с 2014-2020 годы.
Внесение изменений в Программу обусловлено:
— формированием проекта бюджета на очередной 2015 год и плановый период 2016-2017 годы;
— внесением изменений в Порядок распоряжением Администрации города от 01.10.2014 № 6713;
— внесением изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3091 «О разработке муниципальной программы «Сургутская семья» на 2014 — 2016 годы» распоряжением Администрации города № 3486 от 29.10.2014.
В результате анализа изменений Программы установлено следующее.
1. Цель и задачи Программы направлены на укрепление института сургутской семьи и семейных ценностей и соответствуют прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов, утвержденному постановлением Администрации города Сургута от 17.10.2014 № 7088.
2. Проект постановления подготовлен в связи с возникновением случаев, предусмотренных пунктами 8.1.2, 8.1.3, 8.1.6 Порядка:
— формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
— в связи с внесением изменений в муниципальные правовые акты;
— принятия решений, предусмотренных пунктом 8.5. Порядка — в целях совершенствования муниципальной программы.
3. Проект постановления поступил на экспертизу в Контрольно-счетную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи 6 Порядка.
Одновременно с Проектом постановления представлены:
— экспертное заключение департамента по экономической политике Администрации города (далее – ДЭП) согласно пункту 6.1.1 статьи 6 Порядка;
— заключение правового управления Администрации города о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта (об отсутствии коррупциогенности норм).
4. В нарушение пункта 8.4. Порядка проект муниципального правового акта о внесении изменений в Программу Администратором подготовлен с нарушением установленного срока, информация о чем отражена в заключении ДЭП.
5. В нарушение пункта 5.8 Порядка функции соадминистратора в лице департамента городского хозяйства Администрации города не предусмотрены в разделе 4, что свидетельствует об отсутствии «четкого разграничения полномочий администратора и соадминистратора».
В связи с чем, Администратору необходимо определить перечень задач и функций, которые будет выполнять соадминистратор в целях реализации Программы.
6. В нарушение пункта 5.9 Порядка подпрограммы муниципальной Программы не сформированы в соответствии с пунктом 5.4 Порядка. Например, в разделе 4 механизм реализации муниципальной программы и система организации контроля за исполнением муниципальной программы представлены не в разрезе подпрограмм. Аналогичное замечание к разделу 1 Программы.
Предлагаем Администратору привести Программу в соответствие с требованиями Порядка или принять меры по внесению (инициировать) изменений в Порядок.
7. Из-за неоднозначности толкования требований Порядка, а именно текстовой части пункта 5.5. Порядка и табличной формы, представленной в Приложении 2 к Порядку, возникают разночтения в части количества заполняемых лет в Таблице 1. Пунктом 5.5. Порядка предусмотрено, что раздел должен содержать «динамику изменения значений показателей результатов за предшествующие два года, текущий год (год составления программы)», при этом предлагаемая форма в приложение 2 к Порядку предусматривает заполнение данных за больший период.
В связи с чем, Контрольно-счетная палата города рекомендует принять меры исключению неоднозначного толкования требований в части количества заполняемых лет в Таблице 1 и Приложении 2 к Порядку.
8. Проектом постановления предлагается установить объемы финансирования Программы на период 2015-2020 годы в сумме 272 489 090 рублей, в том числе:
— 272 338 090 рублей за счет средств местного бюджета;
— 151 000 рублей за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета.
Объем бюджетных ассигнований Проектом постановления по сравнению с объемами бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ[1] (далее – Решение № 565-V ДГ):
— на 2014 год предусмотрен в объеме, утвержденном Решением № 565-V ДГ;
— на 2015 год увеличен на 4 305 810 рублей (или 11,27%);
— на 2016 год увеличен на 6 170 282 рублей (или 11,87%).
Объемы бюджетных ассигнований на период 2018-2020 годы предусмотрены на уровне 2017 года.
9. При увеличении бюджетных ассигнований более чем на 11% на 2015 год, увеличение предусмотрено только по 1-му показателю «Количество изданных экземпляров журнала информационно-развлекательного характера «Семейный вопрос» на 50% (с 1 998 до 2 997 экз.). При этом, на реализацию данного мероприятия 2.2.1.1.[2] в 2015 году бюджетные ассигнования меньше на 19,0 тыс. рублей по сравнению с 2014 годом, что указывает на достижение результата с использованием наименьшего объема средств.
Тем не менее, планируется увеличение бюджетных ассигнований в целом по Программе, при этом количество мероприятий оказываемой муниципальной услуги, утвержденной Реестром муниципальных услуг (работ)[3], не изменилось. В связи с чем, не исключен риск нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
10. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета.
Расхождений между объемами бюджетных ассигнований, целевыми показателями результатов реализации Программы на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов как в общей сумме, так и по показателям, предусмотренными Проектом постановления и Проектом бюджета, не установлено.
11. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ. В настоящее время данное нарушение устранено в связи с утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Администрации города:
1. Устранить замечания, указанные в пунктах 5, 6 настоящего заключения.
2. Учесть замечание, указанное в пункте 9 настоящего заключения.
3. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 7, 11 настоящего заключения.
4. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счетной палаты в срок не позднее 24.12.2014.
Инспектор отдела доходов,
расходов на развитие
экономики и государственное управление Р.М. Гаянова
[1] Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».
[2] «Издание информационного журнала «Семейный вопрос».
[3] Постановление Администрации г. Сургута от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа город Сургут».