» Заключение на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8992 «Об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны на 2014-2020 годы»

Утверждаю

И.о. Председателя

Контрольно-счетной палаты города

________________ В.И.Жуков

« 17  »  февраля 2015 г

Заключение № 01-17-22/КСП

на проект постановления Администрации города Сургута

«О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8992 «Об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны на 2014-2020 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города Сургута от 28.03.2008 № 358-IV, стандартом муниципального финансового контроля «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8992 «Об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны на 2014-2020 годы»  (далее – Проект постановления) на соответствие требованиям Бюджетного кодекса РФ, постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (далее – Порядок), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

В настоящем заключении выявленные в ходе проведения экспертизы замечания к Порядку не указаны, так как Администрацией города готовятся изменения данного Порядка на основании ранее проведённых Контрольно-счетной палатой города экспертно-аналитических мероприятий (письмо от 28.01.2015 исх.№ 01-11-323/15-0-0).

2. Анализ Проекта постановления

Проект постановления поступил на экспертизу в Контрольно-счетную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи  6 Порядка.  Одновременно с Проектом постановления представлены:

— заключение правового управления Администрации города о проведенной антикоррупционной экспертизе проекта муниципального нормативного правового акта (об отсутствии коррупциогенности норм);

— экспертное заключение департамента по экономической политике Администрации города, составленное на основании пункта 6.1.1 Порядка;

— согласование департамента финансов Администрации города, выполненное на основании пункта 6.1.2 Порядка;

— согласование главного распорядителя бюджетных средств, выполненное на основании пункта 6.1.3 Порядка.

Администратором программы «Защита населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны на 2014-2020 годы» (далее – Программа) является управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города (далее – Управление по делам ГОиЧС) согласно паспорту Программы, утверждённому распоряжением Администрации города от 29.08.2013 № 30601.

Одновременно с Проектом постановления Управлением по делам ГОиЧС представлена пояснительная записка, согласно которой  основанием для внесения изменений в Проект постановления является решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов». Кроме того, раздел 1 Программы в соответствии с требованиями пункта 5.5 Порядка дополнен информацией о вкладе Управления по делам ГОиЧС, необходимом для реализации полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

 

В результате проведенной экспертизы установлено следующее.

 

  1. Администратором вносятся изменения в Программу в связи с возникновением случаев, установленных пунктами 8.1.1, 8.5 Порядка, а именно:

— приведением объемов финансирования Программы в соответствие с  решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»;

— изложением раздела 1 «Характеристика текущего состояния» в новой редакции;

— исключением показателя «Удовлетворенность населения качеством муниципальной услуги» со значением 90% по мероприятию 2.2.1 «Обеспечение функционирования муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба города Сургута» (далее – МКУ «ЕДДС»).

 2. В ходе анализа паспорта1 Программы выявлены следующие нарушения и недостатки.

2.1.Согласно паспорту[1] целью Программы является реализация вопросов местного значения по гражданской обороне, защите населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах. Из формулировки цели Программы не представляется возможным установить ее направленность – на  «улучшение» или «сохранение» текущего состояния, что не соответствует требованиям пункта 5.6 Порядка.  Замечание аналогичного содержания было изложено в заключении Контрольно-счётной палаты города от 24.11.2014 № 01-17-211/КСП, которое Администрацией города принято к рассмотрению (письмо от 22.12.2014 исх.№ 01-11-7718/14-0-0).

На основании вышеизложенного, рекомендуем повторно конкретизировать цель Программы в соответствии с требованиями пункта 5.6 Порядка, согласно которым цель программы формируется с учетом приоритетов развития города, отраженных в документах стратегического характера, и направлена на улучшение (сохранение) текущего состояния.

2.2. На основании пункта 1.4 Порядка Программа разделена администратором на три подпрограммы:

1) «Выполнение аварийно-спасательных работ и обучение населения в области гражданской обороны» (далее – подпрограмма № 1);

2) «Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (далее – подпрограмма № 2);

3) «Обеспечение деятельности функционирования управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города» (далее – подпрограмма № 3).

Обращаем внимание, что фактически подпрограммы № 1 и 2 согласно пункту 1.3 Порядка являются подпрограммами оказания одноимённых муниципальных услуг, утвержденных реестром[2] (далее – услуга № 1 и услуга № 2 соответственно). Реестром2 утверждено содержание данных муниципальных слуг, исходя из которого должны формироваться задачи и перечень мероприятий. В связи с чем, рекомендуем  по подпрограммам № 1 и 2 указать, что они являются подпрограммами оказания муниципальных услуг.

Аналогичное предложение было изложено в заключении Контрольно-счётной палаты города от 24.11.2014 № 01-17-211/КСП, которое Администрацией города не принято (письмо от 22.12.2014 исх.№ 01-11-7718/14-0-0).

В тоже время с целью понимания содержания Программы сторонними пользователями и увязкой с реестром муниципальных услуг2 повторно рекомендуем рассмотреть данное предложение.

Кроме того, на оказание муниципальных услуг № 1 и 2 Администрацией города выдается муниципальное задание казенным учреждениям (МКУ «Сургутский спасательный центр» и МКУ «ЕДДС») в отсутствие решения главного распорядителя бюджетных средств, что является  нарушением статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

2.3. Наименование подпрограммы № 3 изложено некорректно, так как слова «деятельность» и «функционирование» являются синонимами, то есть одинаковыми по смыслу. Предлагаем из наименования подпрограммы № 3 исключить слово «деятельности» либо «функционирования».

2.4. Обращаем внимание, что паспорт1 Программы содержит ссылку на постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013 № 347-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы», утратившее силу с 1 января 2014 года.

В связи с чем, предлагаем заменить на актуальную редакцию «постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 411-п  «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы».

 3.Объем финансирования Программы на 2014-2020 годы составит 1 193 158 305 рублей, что на 25 993 800 рублей меньше объёма финансирования, утвержденного постановлением Администрации города от 15.12.2014 № 8413[3] (приложение) в связи с исключением объемов финансирования на 2015-2020 годы по мероприятию 3.1.10 «Организация мероприятий по патрулированию и тушению пожаров городских лесов в пожароопасный период». В ходе проведения экспертизы не выявлены расхождения между объемами финансирования на 2014-2017 годы, запланированных Проектом постановления и утвержденных решениями Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», от 18.12.2014 № 626-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».

 4. К содержанию Программы имеются следующие замечания:

4.1.  В перечень мероприятий  подпрограмм № 1, 2 не включены мероприятия, относящиеся к содержанию оказываемых муниципальных услуг № 1 и 2 согласно реестру2.

Например, в перечень мероприятий по реализации подпрограммы № 1 «Выполнение аварийно-спасательных работ и обучение населения в области гражданской обороны» не включены такие мероприятия, как «Обучение населения в области гражданской обороны», «Проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций». Аналогичная ситуация и по подпрограмме № 2. В то же время Управление по делам ГОиЧС согласно мероприятию 3.1.1 Программы разрабатывает и утверждает муниципальные задания на оказание данных муниципальных услуг в пределах мероприятий и показателей, утвержденных подпрограммами № 1, 2. В связи с чем, данные муниципальные услуги будут оказываться не в полном объеме.

На основании вышеизложенного, предлагаем администратору привести во взаимное соответствие реестр муниципальных услуг2 и Программу в части содержания муниципальных услуг «Выполнение аварийно-спасательных работ и обучение населения в области гражданской обороны» (услуга № 1) и «Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (услуга № 2).

4.2. По подпрограмме № 1 предусмотрено мероприятие 1.2.1 «Создание общественных постов в местах массового отдыха людей на водных объектах» с объемом финансирования в сумме 319 200 рублей. В тоже время содержанием муниципальной услуги № 1 «Выполнение аварийно-спасательных работ и обучение населения в области гражданской обороны» данное мероприятие не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, предлагаем администратору привести во взаимное соответствие Программу и реестр муниципальных услуг2.

4.3. Муниципальная услуга № 2 «Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» по части своего содержания «Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций» дублирует функции Управления по делам ГОиЧС, утвержденные пунктом 3.3.17 Положения[4]. В связи с чем, не представляется возможным установить, кем данная функция (услуга) выполняется.

На основании вышеизложенного, предлагаем администратору привести во взаимное соответствие содержание муниципальной услуги № 2 и функции Управления по делам ГОиЧС, исключив дублирование.

4.4. По мероприятию 1.1.3 «Обеспечение функционирования муниципального казенного учреждения «Сургутский спасательный центр», оказывающего муниципальную услугу» по подпрограмме № 1 предусмотрены показатели:

— «Исполнение плановых показателей по расходам в части средств местного бюджета за отчетный год, %»,

— «Исполнение плановых назначений по администрируемым доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный год, %».

В соответствии с пунктом 5.7 Порядка данные показатели предусматриваются «в случае формирования программы (подпрограммы) функционирования структурным подразделением Администрации города и(или) муниципальным казенным учреждением, не отнесенным к подведомственности структурного подразделения Администрации города». Вышеуказанное казенное учреждение является подведомственным Управлению по делам ГОиЧС.

Аналогичное замечание в части вышеуказанных показателей относится и к мероприятию 2.2.1 «Обеспечение функционирования МКУ «ЕДДС».

Считаем, что в целях соблюдения требований пункта 5.7 Порядка такие показатели должны быть предусмотрены по подпрограмме № 3 «Обеспечение деятельности функционирования управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города» либо внесены соответствующие изменения в Порядок.

4.5. Показатель «Общее число принятых сообщений от населения и организаций города, ед.» со значением на 2014-2020 годы по 150 000 ед. ежегодно запланирован по мероприятию 2.2.1 «Обеспечение функционирования МКУ «ЕДДС» подпрограммы № 2 с учетом уставного вида деятельности учреждения «повышение эффективности оказания услуг населению посредством приема, обработки и передачи информации о некачественном оказании (неоказании) услуг в сфере городского хозяйства», который не включен в содержание муниципальной услуги № 2 «Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

На основании вышеизложенного, считаем, что необходимо привести во взаимное соответствие мероприятия и показатели Программы и(или) реестр муниципальных услуг2.

4.6. В нарушение пункта 5.8 Порядка раздел 4 Программы не содержит механизм ее реализации, а содержит только систему организации контроля, ответственность и сроки предоставления отчета о реализации Программы. Предлагаем администратору Программы доработать механизм реализации Программы согласно требований пункта 5.8 Порядка, то есть «с учетом разграничения деятельности администратора и соадминистратора(ов), направленной на достижений целевых показателей и решение задач, поставленных в программе, обеспечивающей их согласованные действия по конкретным мероприятиям реализации и финансированию муниципальной программы, включая четкое разграничение полномочий администратора и соадминистратора(ов)». В качестве примера рекомендуем раздел 4 «Механизм реализации государственной программы» государственной программы «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 411-п.

4.7. Программой утверждены следующие целевые показатели результатов реализации:

— «Уровень выполнения Плана основных мероприятий муниципального образования городской округ город Сургут в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год, %» (далее – показатель № 1) со значением по 100% ежегодно;

— «Охват населения городской системой оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях, %» (далее – показатель № 2) со значением по 100% ежегодно;

— «Уровень готовности Сургутского спасательного центра к выполнению аварийно-спасательных работ, %» (далее – показатель № 3) со значением по 100% ежегодно.

Согласно пункту 5.7 Порядка «показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы». Фактически показатели подпрограммы № 1 и 3 идентичны (одни и те же) показателям № 3 и 1 соответственно, что является нарушением пункта 5.7 Порядка.

На основании вышеизложенного, предлагаем администратору привести в соответствие с требованиями пункта 5.7 Порядка показатели Программы.

4.8. Обращаем внимание, что из 57 показателей Программы (целевых показателей, показателей конечных результатов, иных показателей) 28 показателей (каждый второй) являются относительными показателями, характеризующими «долю», «уровень», «охват».

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» указано, что одними из общих требований, предъявляемых к бюджетным целевым программам, являются:

— описание поддающихся  количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);

— наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;

— определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.

Аналогичные рекомендации содержатся и в постановлении Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», приказе Минэкономразвития РФ от20.11.2013 № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, рекомендуем принять меры к внесению изменений в Порядок с целью «включения показателей, количественно характеризующих ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей программы».

5. На основании изложенного в настоящем заключении, считаем, что Управлению ГОиЧС в Программе необходимо четко обозначить и разграничить по подпрограммам (либо по отдельным задачам):

— оказание муниципальных услуг казенными учреждениями. При этом при разработке задач и перечня мероприятий в рамках оказания муниципальных услуг   необходимо учитывать содержание муниципальных услуг, закрепленное в реестре2, в полном объеме;

— функционирование самого администратора;

— иные мероприятия, не входящие в состав муниципальных услуг и не относящиеся к функционированию администратора.

 

 3. Заключительные положения

 

На основании вышеизложенного, предлагаем Администрации города:

3.1. Рассмотреть предложения о внесении изменений в паспорт программы,  изложенные в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящего заключения.

3.2. В случае внесения изменений в наименования подпрограмм № 1 и № 2 внести соответствующие изменения в Программу.

3.3. Рассмотреть предложения о внесении изменений в Программу, изложенные в пунктах 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5  настоящего заключения.

3.4. При рассмотрении предложений, изложенных в пунктах 4.1, 4.5 настоящего заключения, в случае необходимости принять меры к внесению изменений в реестр муниципальных услуг.

3.5. Рассмотреть предложение о внесении изменений в Порядок, изложенное в пункте 4.8 настоящего заключения, и, в случае необходимости принять меры к его реализации.

3.6. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 17.03.2015 года.

 

 

 

Аудитор                                                                  Л.А.Бережная

 

 


[1] Распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3060 «О разработке муниципальной программы «Защита населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны на 2014-2020 годы».

[2] Постановление Администрации города от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа города Сургут».

[3] Постановление Администрации города от 15.12.2014 № 8413 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8992 «Об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны на 2014-2020 годы».

[4] Распоряжение Администрации города от 08.12.2006 № 2426 «Об утверждении Положения об управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.