ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-99/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы»
1. Общие положения
Контрольно-счетной палатой города (далее – КСП города) в соответствии с:
— п. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
— п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
— ст. 44 Устава города Сургута;
— п. 6 ст. 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями);
— п. 9 ч.1 ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями);
— стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями),
проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – Программа, проект постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления Администрации города о внесении изменений в муниципальную программу сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых в Программу
Департаментом культуры, молодежной политики и спорта Администрации города (далее – Администратор, Департамент) внесены изменения в Программу с целью приведения в соответствие с:
— решением Думы города от 07.05.2015 № 696-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее – решение Думы № 696-V ДГ);
— п. 8.1.4 постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут».
В ходе экспертизы проекта постановления установлено следующее.
2.1.1. Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» дополнен сведениями за 2014 год.
Таблица 1 «Динамика изменения значений показателей» дополнена достигнутыми значениями показателей результатов реализации Программы в 2014 году в соответствии с решением Думы города от 02.06.2015 № 711-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014 год».
2.1.2. С целью устранения замечаний КСП города, изложенных в заключении от 24.11.2014 № 01-17-212/КСП, Администратором программы изложены в новой редакции:
— цель подпрограммы 2 «Дополнительное образование в спортивных школах» — «Привлечение детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, направленным на улучшение физического развития, физической подготовленности и спортивных результатов; выявление одаренных детей, подростков и молодежи с целью включения их в состав сборных команд и спортивный резерв по видам спорта»;
— задача 2.1. — «Развитие системы подготовки спортивного резерва и выявление одаренных детей, подростков и молодежи в учреждениях дополнительного образования».
Однако, формулировки цели подпрограммы 2 и задачи 2.1, изложенные в приложении 1 «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы», не соответствуют указанным выше формулировкам.
Рекомендуем Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» и приложение 1 к Программе привести во взаимное соответствие.
2.1.3. Администратором программы на основании п. 5[1] Постановления Правительства ХМАО — Югры от 12.07.2013 № 248-п «О нормах расходов на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее — Постановление Правительства ХМАО — Югры от 12.07.2013 № 248-п) раздел 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» дополнен пунктом 4.7 следующего содержания «Расчет объема средств на приобретение авиабилетов, железнодорожных и автобусных билетов, оформлении виз и документов, оплату багажа тренерам, спортсменам, сопровождающим, судьям осуществляется по действующим тарифам. Стоимость железнодорожных билетов не должна превышать тариф купейного вагона пассажирского поезда, стоимость авиабилетов не должна превышать тариф на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса».
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции от 29.06.2015, далее – Федеральный закон № 329-ФЗ) организации, осуществляющие спортивную подготовку, обязаны направлять лиц, проходящих спортивную подготовку (спортсменов), а также тренеров для участия в спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях. Тренеры (лица, осуществляющими спортивную подготовку) являются работниками организаций, осуществляющих спортивную подготовку (п 1.2.5 письма Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554). Согласно указанному письму Министерства спорта РФ на муниципальном уровне в системе спортивной подготовки осуществляют деятельность муниципальные организации дополнительного образования в области физической культуры и спорта. В городе Сургуте – это учреждения, подведомственные департаменту культуры, молодежной политикой и спорта, оказывающие муниципальную услугу «Дополнительное образование в спортивных школах» (СДЮШ, СДЮШОР)[2]. В соответствии с Реестром муниципальных услуг, утвержденным постановлением Администрации города от 24.02.2011 № 844 в содержание данной муниципальной услуги входит, в том числе организация участия обучающихся в окружных, региональных, областных, всероссийских, международных спортивных мероприятиях и других мероприятиях по спортивным направлениям дополнительного образования. Учитывая п 1.2.5 письма Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554, тренеры являются лицами, принимающими непосредственной участие в оказании муниципальной услуги «Дополнительное образование в спортивных школах». Таким образом, оплата проезда тренеров к месту проведения спортивных мероприятий и обратно осуществляется за счет средств, выделенных на выполнение муниципального задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке.
На основании п. 7 ч. 2 ст. 34.3 Федерального закона № 329-ФЗ организации, осуществляющие спортивную подготовку, обязаны обеспечить лицам, проходящим спортивную подготовку (спортсменам) проезд к месту проведения спортивных мероприятий и обратно за счет средств, выделенных этим организациям на выполнение муниципального задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке.
В соответствии с письмом Министерства спорта РФ от 12.05.2014
№ ВМ-04-10/2554 при направлении спортсменов, не достигших возраста 18 лет, на спортивные соревнования, тренировочные сборы и иные мероприятия отдельно от группы рекомендуется направлять для их сопровождения тренера-преподавателя или другого представителя за счет средств командирующей организации. Также для обеспечения участия в мероприятиях спортсменов-инвалидов, в первую очередь для инвалидов 1 группы, рекомендуется в смете расходов учитывать возмещение затрат на сопровождающих лиц.
Оплата проезда к месту проведения соревнований и обратно сопровождающим спортсменов и судьям не предусмотрена Федеральным законом № 329-ФЗ. Письмо Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 предназначено для использования в своей деятельности органами местного самоуправления, руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в качестве выбора предпочтительных вариантов реализации утвержденных требований и методов на практике, а также предлагает основу для разработки нормативных правовых актов муниципального образования и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Постановление ХМАО — Югры от 12.07.2013 № 248-п для муниципальных образований округа носит рекомендательный характер. Следовательно, оплата проезда к месту проведения спортивных мероприятий (соревнований) и обратно сопровождающим спортсменов и судьям, будет являться дополнительной мерой социальной поддержки. До 31.12.2014 предоставление данной меры дополнительной поддержки специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута была закреплена в ч. 2 решения Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута» (в редакции до 02.12.2014, далее — решение Думы № 720-IV ДГ). В соответствии с решением Думы города от 02.12.2014 № 619-IV ДГ[3] ч. 2 решения Думы № 720-IV ДГ изложена в новой редакции. В частности, из нее исключен абзац, предусматривающий оплату за счет средств местного бюджета авиабилетов, железнодорожных и автобусных билетов, оформлении виз и документов, оплату багажа спортсменам, тренерам, сопровождающим, судьям.
Следует отметить, что установление за счет средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, а также их отмена, относится к компетенции Думы города (п. 48 ч. 1 ст. 31 Устава городского округа город Сургут ХМАО – Югры, утвержденного решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 №425-III ГД).
Учитывая изложенное, предлагаем пункт 4.7 раздела 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» изложить в следующей редакции «Расчет объема средств на приобретение авиабилетов, железнодорожных и автобусных билетов, оформлении виз и документов, оплату багажа спортсменам, тренерам, тренерам-преподавателям осуществляется по действующим тарифам. Стоимость железнодорожных билетов не должна превышать тариф купейного вагона пассажирского поезда, стоимость авиабилетов не должна превышать тариф на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса».
В случае необходимости направления на спортивные мероприятия (соревнования) сопровождающих спортсменов и судей, предлагаем нормативно урегулировать вопрос оплаты проезда указанных категорий граждан к месту проведения спортивных мероприятий и обратно за счет средств местного бюджета.
Обращаем внимание, что в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 12.09.2013 № 02-16-03/37757 муниципальные программы, вне зависимости от вида утвердившего их акта (нормативного правого акта или иного акта), не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств муниципального образования.
Учитывая изложенное, руководствуясь рекомендациями письма Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554, предлагаем уточнить требования к порядку оказания и качеству муниципальной услуги «Дополнительное образование в спортивных школах» в стандарте качества, утвержденном Постановлением Администрации города от 16.06.2014 № 3952.
2.1.4. Параметры финансирования Программы в 2014 году не соответствуют решению Думы города от 02.06.2015 № 711-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014 год». В частности, Администратором допущена техническая ошибка:
Наименование показателя (с учетом других источников финансирования) |
Решение Думы города от 02.06.2015 № 711-V ДГ, рублей |
Проект постановления, рублей |
Разница, рублей |
Мероприятие 3.1.2 «Выполнение работ по реконструкции объекта «Помещение № 23 (балкон) в зале восточных единоборств в СОК «Энергетик» |
667 739,00* |
667 740,00* |
+1,00* |
Подпрограмма 3 «Развитие инфраструктуры спорта» |
218 750 759,00 |
218 750 760,00 |
+1,00 |
Общий объем ассигнований на реализацию программы — всего |
999 375 617,00 |
999 375 618,00 |
+1,00 |
Объем ассигнований администратора — ДКМПиС |
737 344 393,00 |
737 344 394,00 |
+1,00 |
*- только средства местного бюджета
Учитывая изложенное, рекомендуем устранить данную техническую ошибку.
2.1.4 Общий объём финансирования на реализацию Программы в 2015 году увеличен на 6 032 636,00 рублей (с 1 258 992 383,00 рублей до 1 265 025 019,00 рублей). Подробная информация об изменениях, вносимых в объём финансирования Программы в разрезе подпрограмм, источников финансирования и соадминистраторов, представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Наименование подпрограммы |
Объём финансирования — всего за 2015 год, предусмотренный: |
Отклонение |
|
Действующей редакцией[4], руб. |
Проектом постановления, руб. |
(гр.3-гр.2), |
|
1 |
2 |
3 |
|
«Организация занятий физической культурой и спортом» |
288 071 508,00 |
270 446 740,00 |
-17 624 768,00 |
«Дополнительное образование в спортивных школах» |
546 382 379,00 |
563 782 593,00 |
+ 17 400 214,00 |
«Развитие инфраструктуры спорта» |
419 816 211,00 |
426 073 401,00 |
+6 257 190,00 |
«Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время» |
4 722 285,00 |
4 722 285,00 |
0,00 |
Всего, в том числе: |
1 258 992 383,00 |
1 265 025 019,00 |
+6 032 636,00 |
за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
381 852 375,00 |
382 202 375,00 |
+350 000,00 |
за счёт местного бюджета |
876 287 458,00 |
881 970 094,00 |
+5 682 636,00 |
за счет других источников |
852 550,00 |
852 550,00 |
0,00 |
Администратор/ Соадминистратор |
|||
Департамент культуры, молодежной политики и спорта |
795 078 489,00 |
794 853 935,00 |
-224 554,00 |
Департамент городского хозяйства |
57 777 589,00 |
57 777 589,00 |
0,00 |
Департамент архитектуры и градостроительства |
406 136 305,00 |
412 393 495,00 |
+6 257 190,00 |
Всего |
1 258 992 383,00 |
1 265 025 019,00 |
+6 6032 636,00 |
2.1.5. Информация об изменении объема финансирования на реализацию мероприятий Программы представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Наименование мероприятия |
Изменение объема финансирования («+» — увеличение, |
Причины вносимых изменений |
Подпрограмма 1 «Организация занятий физической культурой и спортом» |
||
Мероприятие 1.1.1 «Мероприятия по развитию физической культуры и массового спорта» |
-528 216,00 |
В связи с экономией, сложившейся по результатам проведения электронных аукционов по обеспечению участия спортивных школ в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях в 1 полугодии 2015 года. |
Мероприятие 1.2.1 «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Организация занятий физической культурой и спорта» |
-17 096 552,00 |
Уменьшение бюджетных ассигнование за счет: |
1. Увеличения средств на 350 000,00 рублей в результате поступления иных межбюджетных трансфертов на финансирование наказов избирателей депутатам Думы ХМАО — Югры (МБУ ЦФП «Надежда» — приобретение спортивного оборудования и инвентаря).
2. Уменьшения средств местного бюджета на 17 446 552,00 рублей в связи с реорганизацией МБУ «Олимпия» путем присоединения к МБОУ ДОД СДЮСШОР «Кедр» (распоряжение Администрации города от 12.11.2014 № 3762, перемещение на мероприятие 2.2.1)Итого по подпрограмме 1
— 17 624768,00
Х
Подпрограмма 2 «Дополнительное образование в спортивных школах»
Мероприятие 2.1 «Реализация мероприятий с участием обучающихся спортивных школ и спортивного резерва»
-609 905,00
В связи с экономией, сложившейся по результатам проведения электронных аукционов по обеспечению участия спортивных школ в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях в 1 полугодии 2015 года.Мероприятие 2.2.1 «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Дополнительное образование в спортивных школах»
+18 010 119,00
Увеличение бюджетных ассигнований за счет средств местного бюджета обусловлено:
1. Увеличением средств на 17 446 552,00 рублей в связи с реорганизацией МБУ «Олимпия» путем присоединения к МБОУ ДОД СДЮСШОР «Кедр» (распоряжение Администрации города от 12.11.2014 № 3762, перемещением с мероприятия 1.2.1).
2. Увеличением средств на 563 567,00 рублей в связи с отменой льгот по земельному налогу решением Думы Сургутского района от 01.12.2008 № 379 «О земельном налоге» (земельный участок в районе п. Барсово, на котором расположена спортивная база «Олимпия» МБОУ ДОД СДЮСШОР «Кедр»).Итого по подпрограмме 2
+17 400 214,00
Х
Подпрограмма 3 «Развитие инфраструктуры спорта»
Мероприятие 3.1.12 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 метров в г. Сургуте»
+6 257 190,00
Увеличение объемов финансирования за счет средств местного бюджета произведено в соответствии с изменениями Адресной инвестиционной программы ХМАО-Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства ХМАО – Югры от 12.12.2014 № 479-п, в связи с увеличением стоимости работ и оборудования, а также в целях завершения строительства в 2015 году.Всего по подпрограммам
+6 032 636,00
Х
2.1.6. В связи с реорганизацией МБУ «Олимпия» путем присоединения к МБОУ ДОД СДЮСШОР «Кедр» изменились объемы финансирования на период с 2016 года по 2020 год, в частности (Таблица 3):
Таблица 3
Период | Мероприятие 1.2.1 «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Организация занятий физической культурой и спорта» («-» — уменьшение, «+» — увеличение), рублей |
Мероприятие 2.2.1 «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Дополнительное образование в спортивных школах» («-» — уменьшение, «+» — увеличение), рублей |
2016 год |
-20 530 724,00 |
+20 530 724,00 |
2017 год |
-21 557 672,00 |
-+21 557 672,00 |
2018 год |
-21 557 672,00 |
+21 557 672,00 |
2019 год |
-21 557 672,00 |
+21 557 672,00 |
2020 год |
-21 557 672,00 |
+21 557 672,00 |
Итого |
-106 761 412,00 |
+106 761 412,00 |
2.1.7. Предлагаемые параметры финансирования на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов в проекте постановления соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным решением Думы города № 696-V ДГ в части муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы».
2.1.8. Проектом постановления предлагается внесение изменений в целевые показатели результатов реализации Программы (Таблица 4):
Таблица 4
Наименование показателя |
Изменение показателей |
Причины вносимых изменений |
|||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
«Количество потребителей муниципальной услуги «Организация занятий физической культурой и массовым спортом, чел.» |
-220 |
-247 |
-247 |
— |
— |
— |
Изменение показателей обусловлено реорганизацией МБУ «Олимпия» путем присоединения к МБОУ ДОД СДЮСШОР «Кедр». |
«Количество обучающихся в спортивных школах, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики и спорта, чел.» | +96 | +96 | +96 | +96 | +96 | +96 |
2.1.9. В связи с отсутствием финансирования исключены следующие мероприятия:
— Мероприятие 2.3. «Реализация отдельных мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы»;
— Мероприятие 2.3.1 «Обеспечение учащихся спортивных школ спортивным оборудованием, экипировкой и инвентарем, проведение тренировочных сборов и участие в соревнованиях»;
— Мероприятие 3.1.13 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивное ядро в мкр.35А, г. Сургута. 2 пусковой комплекс (АБК)»;
— Мероприятие 3.1.14 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивный центр с универсальным игровым залом (№ 1) в мкр. 44 г. Сургута»;
— Мероприятие 3.1.15 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивный центр с универсальным игровым залом (№ 1) в мкр. Хоззона г. Сургута»;
— Мероприятие 3.1.17 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивный центр с универсальным игровым залом и плавательным бассейном на 25м в 21-22 мкр.».
2.1.9. Целевые показатели реализации Программы в период с 2015 год по 2017 год в проекте постановления соответствуют показателям, предусмотренным решением Думы города № 696-V ДГ в части муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы».
2.10. Приложение 2 к Программе «Расчетный объем средств, необходимый для реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы» изложено в новой редакции. В частности, из него исключены мероприятия департамента культуры, молодежной политики и спорта и департамента городского хозяйства. Мероприятий департамента архитектуры и градостроительства остались без изменений.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Рассмотреть замечания и предложения по их устранению, изложенные в пунктах 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящего заключения.
3.2. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счетной палаты в срок, не позднее 10.08.2015.
Инвестиционные проекты,
Начальник отдела контроля
расходов на социальную сферу Т.Н. Степанова
[1] Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры при установлении на своем уровне норм расходов на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий за счет собственных средств учитывать настоящее постановление (п. 5 Постановления Правительства ХМАО — Югры от 12.07.2013 № 248-п «О нормах расходов на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного
[2] СДЮШ – спортивная детско-юношеская школа, СДЮШОР — спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва.
[3] Решение Думы города от 02.12.2014 № 619-IV ДГ«О внесении изменений в решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута».
[4] Постановление Администрации города Сургута от 15.12.2014 № 8441 «О внесении изменений в постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы» (далее – действующая редакция).