ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«Об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства»
« 5 » ноября 2015 г. № 01-17-171/КСП
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 44 Устава города, статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «Об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства» (далее – проект решения).
Представленным проектом решения предлагается установить, что собственные финансовые средства муниципального образования городской округ город Сургут могут использоваться для осуществления переданных отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на отчисления первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия в случае, если такая обязанность работодателя предусмотрена коллективным договором. В случае принятия решение Думы города будет распространяться на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.
В результате экспертизы установлено, что на основании статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», статьей 3 Закона ХМАО-Югры от 20.07.2007 № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» (далее — Закон ХМАО-Югры от 20.07.2007 № 114-оз) муниципальное образование городской округ город Сургут наделен отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
На основании статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации. Данные расходные обязательства устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Данные расходные обязательства муниципального образования, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Статьей 4 Закона ХМАО-Югры от 20.07.2007 № 114-оз определено, что формование расходов, связанных с реализацией данного закона, осуществляется в виде субвенций, объем которых определяется в соответствии со статьей 5 данного закона:
— годового фонда оплаты труда, включая начисления на оплату труда, рассчитываемого исходя из установленной статьей 5.1 данного закона численности муниципальных служащих структурных подразделений органов местного самоуправления, осуществляющих переданные им отдельные государственные полномочия, и нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, устанавливаемых Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
— расходов на содержание и организацию деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий в размере 15% от годового фонда оплаты труда, включая начисления на оплату труда;
— коэффициента удаленности городских и сельских поселений от административного центра соответствующего муниципального района автономного округа;
— коэффициента количества городских и сельских поселений в муниципальном районе автономного округа.
В соответствии со статьей 5 Закона ХМАО-Югры от 20.07.2007 № 114-оз за счет субвенций органами местного самоуправления осуществляется финансирование расходов на оплату труда муниципальных служащих, включая начисления на оплату труда, на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно согласно действующему законодательству, услуг связи, аренды, текущего содержания и ремонта имущества, гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг, командировочных расходов, курсов повышения квалификации муниципальных служащих, на приобретение и содержание транспортных средств, мебели, оргтехники, инвентаря, средств связи, материальных запасов, то есть содержится закрытый перечень расходов, которым не предусмотрены отчисления первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
Вместе с тем, согласно статье 377 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. В соответствии с пунктом 10.1.8 коллективного договора, заключенного между профсоюзным комитетом и органами местного самоуправления, работодатель обязан ежемесячно отчислять денежные средства в размере 0,5% от фонда оплаты труда структурных подразделений органов местного самоуправления на развитие культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной деятельности профсоюзного комитета. Согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ заключение подобного договора влечет возникновение расходных обязательств муниципального образования. Расчет размера обязательств должен осуществляться с фонда оплаты труда всех работников органов местного самоуправления независимо от источника финансирования их содержания.
На основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом 7 статьи 65 Устава городского округа город Сургут органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определенных нормативными правовыми актами Думы города.
Учитывая изложенное, предлагаем Администрации города проработать вопрос с Правительством ХМАО-Югра о внесении изменений в статью 5 Закона ХМАО-Югры от 20.07.2007 № 114-оз в части установления направления субвенций на финансирование расходов на отчисления первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
Статьей 83 Бюджетного кодекса РФ установлено, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Представленный проект решения содержит источники и порядок исполнения расходных обязательств и предполагает распространить свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015. Согласно пояснительной записке разработчика проекта выделение дополнительных финансовых средств в 2015 году не потребуется, расходные обязательства будут обеспечены за счет перераспределения средств бюджетной сметы Администрации города в сумме 278 705 рублей (расчет по комитету по опеке и попечительству Администрации города представлен в приложении к пояснительной записке). Обращаем внимание, что установление и исполнение данных расходных обязательств за счет средств местного бюджета влечет дополнительную нагрузку на бюджет не только в 2015 году, но и в последующие годы. Вместе с тем, в материалах к проекту решения отсутствует информация о том, по каким статьям бюджетной сметы Администрации города планируется сокращение бюджетных ассигнований с целью направления их на обеспечение расходных обязательств в сумме 278 705 рублей.
Контрольно-счетная палата города Сургута считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «Об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства» с учётом настоящего заключения.
Председатель
Контрольно-счетной палаты И.И. Володина