Заключение № 01-17-215/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8966 «Об утверждении муниципальной программы функционирования «Обеспечение деятельности департамента городского хозяйства в сфере дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса на 2014-2020 годы».

1. Общие положения.

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП   (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8966 «Об утверждении муниципальной программы функционирования «Обеспечение деятельности департамента городского хозяйства в сфере дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса на 2014-2020 годы» (далее по тексту – проект Постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

В ходе экспертизы Проекта постановления проведена оценка вносимых изменений на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее по тексту – Порядок № 5159).

Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее по тексту – ДГХ, Департамент, Администратор программы).

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

В ходе экспертизы проекта постановления установлено следующее.

 2.Анализ Программы

2.1. Администратор вносит изменения в Программу по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1.2[1], 8.1.3[2] Порядка № 5159.

2.2. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции и установить срок действия с 01.01.2016.

2.3. Срок реализации Программы продлен до 2030 года с целью приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[3] (далее по тексту – Стратегия). Все разделы Программы откорректированы с учетом срока ее реализации до 2030 года.

2.4. В Разделе 1 указывается, что в рамках Программы «осуществляется администрирование муниципальных программ ДГХ, направленных на реализацию всех задач вектора «ЖКХ» направления «Жизнеобеспечение», формирование объективного чувства защищенности у горожан и обеспечение безопасности жителей города векторов «Коммуникации», «Безопасность», направления «Гражданское общество», что соответствует Стратегии…»

В нарушение п. 5.5. Порядка в Разделе 1 Программы, кроме Стратегии, не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования.

Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьей 3 решения Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, статьей 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз, статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

2.5. В приложение 1 к программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы» внесены следующие изменения:

1) Актуализированы показатели результата реализации Программы на 2016 год в соответствии с Проектом бюджета;

2) Включены прогнозные объемы бюджетных ассигнований и показатели программных мероприятий на 2021 — 2030 годы.

2.6. Значения и наименования целевых показателей результатов реализации Программы и объем бюджетных ассигнований на её реализацию в 2015 году в размере 261 525 023,0 рублей соответствуют значениям и наименованиям целевых показателей и объему финансирования Программы, утвержденным Решением Думы № 636-V ДГ«О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее по тексту – Решение Думы № 636-V ДГ).

2.7. Общий объем финансирования по Программе в целом до 2030 года составляет 4 438 635 315,0 рублей, в том числе:

— на 2016 год – 261 969 750,0 рублей;

— на 2017 год – 261 096 549,0 рублей, что ниже объемов 2016 года на 0,3%;

— с 2018 по 2030 годы – 261 463 149,0 рублей ежегодно.

Объем бюджетных ассигнований Программы на 2016 год соответствует параметрам её финансирования, предусмотренным Проектом бюджета[4]. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к Проекту бюджета, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении КСП города на Проект бюджета.

2.8. Объем финансирования Программы на 2016 год, предусмотренный Проектом бюджета, увеличен по сравнению с утвержденными Решением № 636-V ДГ объемами финансирования Программы на 2015 и 2016 годы соответственно на 444 727,0 рублей (или на 0,17%) и на 751 328,0 рублей (или на 0,29%). Информация об изменениях объемов финансирования Программы на 2016 год в разрезе мероприятий и источников финансирования представлена в Таблице 1.

                                                                                                                                               Таблица 1

(в тыс. рублях)

№ п/п

Наименование

Источники финансирования

Бюджетные ассигнования

Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления (Программе) на 2016 год от бюджетных ассигнований:

Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ

на 2016 год

по решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ

по проекту бюджета

2015 год

2016 год

по  проекту бюджета

по  проекту постановления (Программе)

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

7

8=7-4

9=7-5

10=7-6

1

Мероприятие 6. Содержание аппарата управления департамента городского хозяйства Всего, в том числе:

103 683,1

101 235,7

97 293,8

97 293,8

-6 389,3

-3 942,0

0,0

— за счет средств местного бюджета

103 683,1

101 235,7

97 293,8

97 293,8

-6 389,3

-3 942,0

0,0

2

Мероприятие 7. Обеспечение объектов социальной сферы услугами нормативного качества, надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры Всего, в том числе:

84 111,6

83 975,3

88 050,2

88 050,2

3 938,6

4 075,0

0,0

— за счет средств местного бюджета

84 111,6

83 975,3

88 050,2

88 050,2

3 938,6

4 075,0

0,0

3

Мероприятие 8. Обеспечение надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов дорожного хозяйства, городского пассажирского транспорта и объектов жилищно-коммунального комплекса Всего, в том числе:

73 730,3

76 007,4

76 625,7

76 625,7

2 895,4

618,4

0,0

— за счет средств местного бюджета

73 730,3

76 007,4

76 625,7

76 625,7

2 895,4

618,4

0,0

4

Общий объем ассигнований на реализацию программы – всего, в том числе Всего, в том числе:

261 525,0

261 218,4

261 969,8

261 969,8

444,7

751,3

0,0

— за счет средств местного бюджета

261 525,0

261 218,4

261 969,8

261 969,8

444,7

751,3

0,0

2.10. Основной причиной роста планируемых объемов финансирования на реализацию Программы в 2016 году является увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда МКУ «ДЭАЗиИС»[5] и МКУ «ДДТиЖКК»[6], что обусловлено увеличением штатной численности учреждений.

2.10.1. В МКУ «ДЭАЗиИС» планируется создание нового отдела по мониторингу технического состояния зданий и сооружений социальной сферы численностью 4 единицы. Согласно представленной к Проекту бюджета пояснительной записке, «в задачи мониторинга входит разработка решений по обеспечению сохранности и надежности эксплуатации существующих зданий и сооружений, недопущению негативных изменений окружающей среды, предупреждению и устранению дефектов конструкций, а также осуществление контроля за выполнением принятых решений».

В отношении правомерности создания вышеуказанного отдела и расходов на его содержание отметим следующее.

В соответствии с пунктами 6, 7, 9 статьи 55.24. ГрК РФ[7] в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводитсяпутем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 31 Устава города определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом относится к исключительной компетенции Думы города. Согласно пунктам 1, 9 статьи 6 Решения Думы города № 604-IV ДГ[8] ответственность за «надлежащее содержание муниципального имущества» возлагается на бюджетные учреждения, которым это имущество передано в оперативное управление. При этом на муниципальном уровне отсутствуют правовые акты, предусматривающие возложение на МКУ «ДЭАЗиИС» полномочий по эксплуатации зданий и сооружений социальной сферы (включая мониторинг их технического состояния).

Кроме того, в соответствии с правилами, установленными в разделе 4                     ГОСТ 31937-2011[9] обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят по определенной программе, утверждаемой заказчиком, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Специализированная организация: физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Таким образом, функции по осуществлению мониторинга технического состояния зданий и сооружений социальной сферы могут быть возложены на МКУ «ДЭАЗиИС» только в случае закрепления за ним соответствующих полномочий путем внесения соответствующих изменений в решение Думы города № 604-IV ДГ7.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем исключить расходы на содержание нового отдела из объемов финансирования Мероприятия 7 «Обеспечение объектов социальной сферы услугами нормативного качества, надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры».

2.10.2. В МКУ «ДДТиЖКК» планируется увеличение штатной численности на         1 единицу, вследствие передачи МКУ «ДДТиЖКК» функции по приему заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и прилагаемых к нему документов, выполняемой в рамках муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».

Согласно представленной к Проекту бюджета пояснительной записке увеличение численности МКУ «ДДТиЖКК» планируется из-за роста объема работ, выполняемых в рамках оказания вышеуказанной муниципальной услуги, вследствие внесения изменений в законодательство[10] в части уточнения перечня транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, в результате чего «все самоходные механические транспортные средства всех организаций города должны получать специальные разрешения для движения по автомобильным дорогам города»[11]. Анализ правомерности и целесообразности увеличения штатной численности МКУ «ДДТиЖКК» будет проведен в рамках экспертизы Проекта бюджета на 2016 год.

Заключительные положения.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:

3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.4 и 2.10.1 настоящего заключения.

3.2. Представить информацию о рассмотрении замечаний и предложений в адрес Контрольно-счетной палаты города не позднее 21.12.2015.

Начальник отдела контроля

расходов на городское хозяйство                                      Ж.А. Шаева

Согласовано:

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты

города Сургута                                                            В.И. Жуков

Начальник отдела контроля

расходов на ремонтно-строительные работы                    И.Ю. Недорезова


[1] Формирование проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

[2] Внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, муниципальные правовые акты.

[3] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее по тексту — Стратегия).

[4] Проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее по тексту – Проект бюджета).

[5] Муниципальное казенное учреждение «Дирекция эксплуатации административных зданий и инженерных систем» (далее по тексту — МКУ «ДЭАЗиИС»).

[6] Муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (далее по тексту — МКУ «ДДТиЖКК»).

[7] Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту — ГрК РФ).

[8] Решение Думы города от 07.10.2009 № 604-V ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (с изменениями, далее – Решение Думы города № 604-V ДГ).

[9] 1) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.03. 2010 № 37-ст. (период действия по 31.12.2013, включительно);

2) Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12. 2012 № 1984-ст (период действия с 01.01.2014).

[10] «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009                 № 934.

[11] Пояснительная записка к Проекту бюджета.