ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-202/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«Об утверждении муниципальной программы
«Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы»
1.Общие положения
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате (далее – КСП города), утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013
№ 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы»
(далее – Проект постановления, Программа) на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных информации и документов.
2.Анализ Программы
2.1. Согласно паспорту муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – паспорт программы, паспорт), утверждённому распоряжением Администрации города от 28.08.2015
№ 2139[1], администратором Программы является департамент по экономической политике Администрации города (далее – ДЭП).
В соответствии с пояснительной запиской[2], представленной к Проекту постановления, Программа разработана в целях реализации Стратегии СЭР города Сургута[3] в части осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
В 2014 – 2015 годах мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда, были включены в состав муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 – 2020 годы»[4].
2.2. В ходе экспертизы Проекта постановления установлено следующее.
Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы, соответствуют данным, отраженным в её паспорте.
Период действия Программы (с 2016 года по 2030 год) соответствует периоду, указанному в паспорте программы и Стратегии СЭР города Сургута, и не превышает период, установленный в пункте 1.8. Порядка № 5159.
В нарушение пункта 5.4 Порядка № 5159 информация, отражённая в приложении к Программе, не соответствует её паспорту, а именно, в паспорте программы указан не весь перечень соадминистраторов. Так, например, в приложении к Программе по мероприятию 2.1.3[5] ответственными соадминистраторами являются все структурные подразделения Администрации города без образования юридического лица, а в её паспорте в качестве соадминистраторов отражены лишь два структурных подразделения Администрации города без образования юридического лица (департамент городского хозяйства, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
Кроме того, в паспорт программы включены не все нормативные правовые акты, явившиеся основанием для разработки Программы, например, не включён Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», на основании которого формировался перечень мероприятий Программы по задаче 2 «Организация мероприятий, направленных на улучшение условий труда, профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».
Предлагаем привести во взаимное соответствие паспорт программы и информацию, отражённую в её разделах.
2.3. Структура Программы содержит все необходимые разделы, указанные в п. 5.4. Порядка № 5159:
— характеристику текущего состояния;
— цели и задачи муниципальной программы;
— программные мероприятия, объем ассигнований и показатели результатов реализации муниципальной программы;
— механизм реализации муниципальной программы, систему организации контроля за исполнением муниципальной программы.
2.4. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» Программы указывается, что реализация её мероприятий соответствует направлению «Предпринимательство» вектора «Промышленность» Стратегии СЭР города Сургута. Однако в данном разделе не отражаются проблемы, на решение которых направлена Программа, не приводится анализ причин их возникновения, отсутствует их характеристика, в связи с чем, не в полной мере отражается её связь с приоритетами социально-экономического развития города, указанными в документе стратегического планирования.
Предлагаем раздел 1 Программы дополнить характеристикой проблем, на решение которых она направлена, тем самым обеспечить её связь с приоритетами социально-экономического развития города.
Согласно пункту 5.5 Порядка № 5159 в муниципальной программе должна отражаться динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы (далее – динамика). Динамика может отражать изменения значений целевых показателей результатов реализации муниципальной программы и иных показателей, необходимых для характеристики предшествующих двух лет, текущего года (года составления программы), исходя из сложности решаемых в рамках программы задач и поставленных целей.
В Проекте постановления отражена динамика изменения значений только целевых показателей. С целью более полного отражения информации о текущем состоянии реализации Программы, предлагаем динамику дополнить значениями иных показателей.
2.5. Основной целью Программы является улучшение условий и охраны труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организациях города Сургута.
Проектом постановления предусмотрены следующие целевые показатели результатов реализации Программы:
— количество методических рекомендаций, материалов справочно-информационного содержания, подготовленных для обеспечения методического руководства работой служб охраны труда в организациях города Сургута, ед.;
— количество проведенных мероприятий (семинаров, совещаний, смотров-конкурсов, месячников, выставок, конференций) по вопросам трудового законодательства и законодательства об охране труда, распространению передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда для работодателей города, ед.;
— обеспечение работников организаций города Сургута безопасными условиями и охраной труда, да/нет.
Считаем, что целевые показатели результатов реализации Программы не в полной мере характеризируют основную цель Программы и не отражают динамику её достижения.
Например, целевой показатель «Обеспечение работников организаций города Сургута безопасными условиями и охраной труда» со значением «да» / «нет» не имеет количественного выражения. Из информации, отраженной в представленном к пояснительной записке расчёте показателей результатов реализации Программы в графе «Расчётная формула, описание расчета» следует, что при определении значения показателя учитываются 4 составляющих (без описания расчёта):
— приобретение и выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
— проведение в организациях города специальной оценки условий труда;
— обучение по безопасности труда работников;
— организация медицинских осмотров некоторых категорий работников.
При этом, в случае если не все составляющие данного показателя будут исполнены на 100%, как будет отражаться его значение в Программе не указано.
Считаем целесообразным предложить вместо данного показателя предусмотреть несколько показателей, характеризующих каждую из составных частей. Например:
— количество работников организаций города Сургута, обеспеченных специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, чел.;
— количество организаций города Сургута, в которых проведена специальная оценка условий труда, ед. или количество рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, ед. и т.д.
Кроме того, предлагаем в Проекте постановления также предусмотреть дополнительные целевые показатели в виде абсолютных величин, имеющих количественные значения, которые будут обеспечивать полное отражение результатов расходования бюджетных средств, например «Количество учреждений и организаций, охваченных мероприятиями по улучшению условий и охраны труда, ед.», либо разработать иные более наглядные показатели.
2.6. Целевые показатели результатов реализации Программы на 2016 год соответствуют целевым показателям, указанным в Проекте решения Думы города
«О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее – проект бюджета).
Общий объем финансирования по программе с 2016 по 2030 год, указанный в приложении к Программе, составляет 369 108 890,5 рублей (без учёта средств внебюджетных источников[6]), в том числе:
— на 2016 год в размере 23 907 849,00 рублей, что соответствует объему бюджетных ассигнований, указанному в Проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» по данной Программе;
— на период с 2017 по 2030 годы в сумме 345 201 041,5 рубль.
Объем финансирования с 2017 года по 2030 год меняется за счет увеличения (уменьшения) средств местного бюджета. Наименьший объем финансирования на реализацию Программы запланирован на 2017 год в сумме 22 317 456,00 рублей, наибольшая сумма запланирована на 2030 год в сумме 27 593 742,6 рубля.
Каких-либо пояснений о том, как был произведён расчёт сумм на период с
2017 года по 2030 год к Проекту постановления не представлено, ссылка на методику расчёта отсутствует.
Информация об основных мероприятиях, объеме финансирования (в разрезе источников), предусмотренных Программой на 2016 год, представлена в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Муниципальная программа «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016 — 2030 годы» |
Объём финансирования, предусмотренный Проектом постановления на 2016 год, руб. |
1 |
2 |
|
1.1 |
Мероприятие «Подготовка проектов муниципальных правовых актов» |
— |
1.2 | Мероприятие «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда» |
8 046 744,00 |
Расходы за счёт субвенции из бюджета автономного округа на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда в рамках подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» государственной программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы» |
8 024 600,00 |
|
Расходы местного бюджета на реализацию переданного государственного полномочия на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда |
22 144,00 |
|
2.1 | Мероприятие «Реализация организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда» |
15 861 105,00 |
Расходы местного бюджета на реализацию организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда |
15 861 105,00 |
|
3. | Всего, в том числе: |
23 907 849,00 |
3.1 | за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
8 024 600,00 |
3.2 | за счёт местного бюджета |
15 883 249,00 |
Администратор / Соадминистратор |
||
1) | Департамент по экономической политике |
7 746 321,00 |
2) | Структурные подразделения Администрации города безобразования юридического лица |
3 258 300,00 |
3) | Департамент архитектуры и градостроительства |
408 821,00 |
4) | Департамент образования |
1 521 500,00 |
5) | Департамент городского хозяйства |
78 309,00 |
6) | Департамент культуры, молодежной политики и спорта |
9 160 404,00 |
7) | МКУ «УИТС» города Сургута |
528 448,00 |
8) | МКУ «ХЭУ» |
732 715,00 |
9) | МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута» |
264 000,00 |
10) | МКУ «Дворец торжеств» |
0,00 |
11) | МКУ «Наш город» |
9 250,00 |
12) | Контрольно-счетная палата города Сургута |
56 936,00 |
13) | Дума города Сургута |
142 845,00 |
Как видно из Таблицы 1 Проектом постановления предусмотрена реализация
двух основных мероприятий:
— «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда»;
— «Реализация организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда».
2.6.1 На мероприятие «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда» Проектом постановления в 2016 году запланирована сумма в размере 8 046 744,00 рубля. Источником финансирования основной части указанной суммы в размере 8 024 600,00 рублей будут являться межбюджетные трансферты, выделяемые их окружного бюджета в рамках подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» государственной программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы» (далее – государственная программа).
Остальная сумма в размере 22 144,00 рубля будет направлена на отчисления первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия. В качестве источников финансирования запланированы средства местного бюджета.
На основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом
7 статьи 65 Устава городского округа город Сургут органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определенных нормативными правовыми актами Думы города.
Однако, вопрос использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда в настоящий момент не урегулирован и не закреплен нормативно-правовым актом Думы города Сургута, что не позволяет в настоящем заключении однозначно говорить о правомерности включения в расходы средств местного бюджета отчислений первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия. Указанный вопрос будет рассмотрен 25.11.2015 на 45-ом заседании Думы города Сургута. В случае отклонения данного проекта решения Думы города Сургута, включение в Программу и дальнейшее использование средств местного бюджета на указанные цели будет являться не правомерным.
2.6.2 На мероприятие «Реализация организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда» Проектом постановления в 2016 году запланирована сумма в размере 15 861 105,00 рублей. Источником финансирования по реализации указанного мероприятия предусмотрены средства местного бюджета.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования (далее – ФЭО) к Проекту постановления представлены в составе материалов к проекту бюджета, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении КСП на проект бюджета.
2.7. В нарушение абзаца 16 пункта 5.7 Порядка № 5159 наименование мероприятия 1.2[7] Программы не соответствует наименованию мероприятия, предусмотренного государственной программой. Поэтому с целью соблюдения требований пункта 5.7 Порядка № 5159 предлагаем наименование мероприятия 1.2 изложить в следующей редакции: «Осуществление отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труд».
2.8. В соответствии с пунктом 5.8 Порядка № 5159 раздел 4 муниципальной программы должен содержать:
— систему организации контроля за исполнением муниципальной программы, с учетом разграничения ответственности куратора, администратора и соадминистратора(ов).
В пунктах 4.3, 4.4, 4.5 раздела 4 Программы ответственность куратора, администратора и соадминистраторов не разграничена, что свидетельствует о нарушении требований пункта 5.8 Порядка № 5159.
На основании вышеизложенного, предлагаем доработать раздел 4 Программы в соответствии с требованиями пункта 5.8 Порядка.
2.9. В Приложении к Проекту постановления в графе «В том числе по годам»:
— «2020 год», «2021 год», «2022 год», «2023 год», «2024 год», «2025 год»,
«2026 год», «2027 год», «2028 год», «2029 год», «2030 год» в строке «Итого по
задаче 1» допущена техническая ошибка. Сумма объёмов финансирования в разрезе источников не соответствует объёму финансирования по всем источникам в целом (итоговая строка);
— «2016 год», «2017 год», «2018 год», «2019 год» в строке мероприятия 2.1.6[8] допущена техническая ошибка. Сумма объёмов финансирования в разрезе источников не соответствует объёму финансирования по всем источникам в целом (итоговая строка).
В Приложении к Программе в графе «Объем финансирования (всего, руб.)» в строке мероприятия 2.1.2[9] допущена техническая ошибка. Суммарное значение указанной графы по годам отражено в размере 39 233 011,6 рублей вместо необходимых 40 628 811,6 рублей.
Указанные технические ошибки не повлияли на параметры финансирования Программы в целом.
В целях приведения данных во взаимное соответствие предлагаем устранить Администратору данные технические ошибки.
3.Заключительные положения
На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:
3.1. Устранить нарушения и технические ошибки, изложенные в п. 2.2, п. 2.7, п. 2.8, п. 2.9 настоящего заключения.
3.2. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п. 2.2, п. 2.4, п. 2.6 настоящего заключения.
3.3. Рассмотреть предложения, изложенные в п. 2.4, п. 2.5, настоящего заключения.
3.4. Представить информацию о принятых мерах в КСП города не позднее 21.12.2015 года.
Инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу А.Г. Балуева
Согласовано
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты
города Сургута В.И. Жуков
Аудитор И.А. Дубровина
[1]Распоряжение Администрации города Сургута от 28.08.2015 № 2139 «О разработке муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – Распоряжение Администрации города от 28.08.2015 № 2139).
[2]Пояснительная записка от 31.08.2015 за подписью директора ДЭП к Проекту постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – пояснительная записка).
[3]Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – Стратегия СЭР города Сургута).
[4]Постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2020 годы».
[5]Мероприятие 2.1.3 «Организация проведения специальной оценки условий труда» (далее – Мероприятие 2.1.3).
[6] В качестве средств внебюджетных источников выступают средства предприятий города Сургута.
[7]Мероприятие 1.2 «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда» (далее – мероприятие 1.2)
[8]Мероприятие 2.1.6 «Организация медицинского обеспечения работников» (далее – мероприятие 2.1.6).
[9]Мероприятие 2.1.2 «Обучение работников по безопасности труда» (далее – мероприятие 2.1.2).