В соответствии с пунктом 2.23 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2016 год, утвержденного распоряжением Председателя от 25.12.2015 № 01-06-166/КСП, специалистами Контрольно-счетной палаты города проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на приобретение жилых помещений в
2014-2015 годах и текущем периоде 2016 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соблюдения порядка обеспечения указанных лиц жилыми помещениями», по результатам которого установлено следующее.
В соответствии с закрепленными функциями в реализации государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты, дети-сироты и лица из числа детей-сирот) жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма (финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из вышестоящих бюджетов) принимали участие следующие структурные подразделения Администрации города и муниципальное учреждение:
— управление по опеке и попечительству Администрации города;
— управление учета и распределения жилья Администрации города;
— департамент архитектуры и градостроительства Администрации города;
— департамент имущественных и земельных отношений Администрации города;
— комитет по управлению имуществом Администрации города;
— МКУ «Казна городского хозяйства» (далее — МКУ «КГХ»).
Схема взаимодействия органа государственной власти субъекта РФ, структурных подразделений Администрации города и МКУ «КГХ» по реализации переданного отдельного государственного полномочия по предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма представлена ниже.
Всего в период с 01.01.2014 по 31.05.2016 в Списках состояло 208 детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, в том числе:
— в 2014 году — 115 чел.;
— в 2015 году — 51 чел.;
— в 2016 году — 42 чел.
С целью реализации государственных полномочий с 01.01.2014 по 31.05.2016 приобретено 165 жилых помещений общей площадью 6 424,6 кв.м на общую сумму 337 572 931,80 рублей, в том числе за счет средств:
— бюджета ХМАО-Югры — 298 206 439,80 рублей;
-местного бюджета – 39 366 492,00 рублей.
165 квартир предоставлено детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по договорам найма:
— 74 квартиры переданы в 2014 году;
— 90 квартир передано в 2015 году;
— 1 квартира в 2016 году;
В 2015 году в связи с приобретением помещений большей площадью, чем установлено Законом ХМАО-Югры № 86-оз[1], разница покрывалась за счет средств местного бюджета на основании решений Думы города от 29.04.2015 № 690-V ДГ, от 07.12.2015 № 801-V ДГ, что повлекло дополнительную нагрузку на бюджет города в сумме 39 366 492 рублей или 11,7% от общей стоимости приобретенных квартир.
В 2016 году планируется приобрести 28 квартир общей стоимостью 63 951 864,8 рублей, где доля местного бюджета составит уже 24% или в сумме 15 322 564,8 рублей, а средняя площадь 1 квартиры – 43,4 кв.м, что на 10,4 кв.м больше площади, учтенной при расчете субвенции Департамента социального развития ХМАО-Югры.
1. По результатам анализа размещения муниципального заказа установлено следующее.
Расчет начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) на приобретение 67 квартир в 2015 году был произведен иным методом, хотя в силу части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). По неизвестным причинам средняя площадь жилого помещения при расчете НМЦК учтена в размере 43,4 кв.м., исходя из полученных коммерческих предложений[2]. При этом, направленный заказчиком (Администрацией города) запрос[3] о предоставлении ценовой информации не позволил установить, что именно запрашивалось. По указанной причине полученные коммерческие предложения содержали условия, несопоставимые с условиями, указанными в технических заданиях документаций о закупках, в частности, содержали информацию о наличии жилых помещений с минимальной площадью жилого помещения 43,4 кв.м.
НМЦК на жилое помещение площадью 43,4 кв.м. составила 2 284 098,6 рублей. По этой же стоимости жилые помещения были приобретены. При этом, условиями закупки установлена общая площадь приобретаемого помещения не менее 33 кв.м. Следовательно, любой участник мог стать победителем, предложив жилое помещение площадью, например в размере 33 кв.м или 33,1 кв.м. по стоимости ниже НМЦК на 0,5%[4], то есть 2 169 893,67 рублей. Таким образом, существует риск приобретения квартир меньшей площади при использовании всего объема бюджетных средств, что не соответствует требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса РФ.
Ни Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни Законом ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз не установлена обязанность приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам именно у застройщиков. Жилые помещения возможно приобрести и на вторичном рынке жилья. Участниками закупок могут быть, например, агентства недвижимости. Кроме того, мониторинг рынка жилья, проведенный Контрольно-счетной палатой города, показывает, что в городе Сургуте имеются жилые помещения площадью более 33 кв.м., но менее 43,4 кв.м. и ценой за 1 кв.м. в пределах норматива[5].
2. По итогам комиссионного обследования жилых помещений детей-сирот и лиц из числа детей-сирот установлено 4 факта проживания посторонних лиц. Со слов посторонних лиц установлено, что дети-сироты и лица из числа детей сирот, являющиеся нанимателями жилых помещений, отсутствуют по следующим причинам:
— в 1 квартире в связи с нахождением на работе;
— в 1 квартире в связи с проживанием и обучением по очной форме в другом городе, однако, документального подтверждение не представлено;
— в 2 квартирах в связи с тем, что жилые помещения сданы в аренду (со слов проживающих в квартире граждан).
По результатам контрольного мероприятия, объектам проверки для устранения выявленных нарушений и недостатков, а также причин и условий, им способствующих, и в целях предупреждения подобных нарушений, предложено принять ряд мер.
В адрес МКУ «Казна городского хозяйства» направлено представление об устранении выявленных нарушений и замечаний.
Отчет от 08.08.2016 № 01-18-33/КСП о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и копия — в Прокуратуру города Сургута.
И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города В. И. Жуков
[1] Примечание: расчет субвенции осуществляется исходя из общей площади предоставляемого жилого помещения специализированного жилого фонда на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м.
[2] Коммерческие предложения от 29.10.2015 № 858, от 31.08.2015 № 659 ООО «Сибпромстрой-Югория», от 29.10.2015 № 1191 ООО «СеверСтрой», от 29.10.2015 № 406 ООО «Запсибинтерстрой».
[3] Письмо управления по опеке и попечительству Администрации города от 11.06.2015 № 15-02-10787/15-0-0 в адрес ООО «Сибпромстрой-Югория».
[4] Согласно ч. 6 статьи 68 Закона № 44-ФЗ «Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта».
[5] Норматив (показатель) средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по городу Сургуту согласно Приказу Региональной службы по тарифам ХМАО — Югры от 22.09.2015 № 103-нп (52 629 рублей).