В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты на 2010 год, утвержденным Решением Думы города Сургута от 29.12.2009 № 676-IV ДГ «О плане работы Контрольно-счетной палаты города Сургута на 2010 год», проведено контрольное мероприятие «Мониторинг реализации долгосрочных целевых программ за 2009 год, 9 месяцев 2010 года».
По результатам проведения контрольного мероприятия установлено следующее:
1. Постановление Администрации города Сургута 28.03.2008 № 816 «О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут» соответствует требованиям действующего законодательства РФ, однако требует доработки в части действенности предусмотренных им положений.
2. Отсутствие программы развития муниципального образования, которая в соответствии с ч. 4 и ч. 8 Порядка формирования и принятия программ развития муниципального образования, утвержденного Решением Думы г. Сургута от 07.10.2009 № 607-IV ДГ «О Порядке формирования и принятия программ развития муниципального образования», утверждается Думой города и выступает основой для принятия долгосрочных целевых программ.
3. Реестр расходных обязательств города Сургута в целом ведется в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств городского округа город Сургут, утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 22.01.2008 № 113 «Об утверждении Порядка ведения реестра расходных обязательств городского округа город Сургут».
Расходные обязательства, включенные в реестр, обобщены в разделах по направлениям расходования бюджетных средств. По каждому направлению расходования отражена группа кодов целевых статей расходов и нормативные правовые акты, договоры, соглашения, утвердившие эти расходные обязательства, с указанием одной суммы объема расходных обязательств по этому направлению расходования. В связи с этим, не представляется возможным определить объем расходных обязательств, принятых в целях реализации долгосрочных целевых программ.
4. На начало исследуемого периода с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. муниципальными правовыми актами было утверждено 19 муниципальных целевых программ, в т.ч. 18 – утверждены решениями Думы города Сургута и 1 – постановлением Администрации города Сургута.
4.1 В своем большинстве решения Думы города, утвердившие городские целевые программы, были признаны утратившими силу с 01.01.2010 года в соответствии с Решением Думы г. Сургута от 07.10.2009 № 623-IVДГ «О признании утратившими силу некоторых решений представительного органа муниципального образования городской округ город Сургут».
4.2 Решениями Думы города были утверждены отчеты о ходе выполнения 10-ти из 19-ти городских целевых программ. В нарушение п.3 ч.2 Решения Думы г. Сургута от 28.11.2008 №469-IV ДГ «О признании утратившими силу некоторых решений представительного органа муниципального образования городской округ город Сургут», вышеуказанные отчеты утверждены за различные периоды 2009 года (за 8-10 месяцев 2009 года) без оценки эффективности реализации ДЦП, предусмотренной Порядком оценки, утвержденным постановлением Администрации города Сургута 28.03.2008 № 816 «О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут» и, по сути, представляют относительную (процентную) оценку по кассовому исполнению расходов на программные мероприятия, что искажает реальную оценку реализации программ.
4.3 Исполнителями 16-ти муниципальных целевых программ были запланированы бюджетные ассигнования и произведены расходы на их реализацию. Департаментом городского хозяйства Администрации города не были запланированы и исполнены расходы на реализацию 2-х муниципальных целевых программ — «Реновация канализационных коллекторов» на 2008 — 2010 годы» и «Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха за счет оптимизации существующей системы теплоснабжения города» на 2008 — 2012 годы». Объем утвержденных бюджетных ассигнований составил 2 700 630 тыс. руб., объем уточненных бюджетных ассигнований — 2 696 380 тыс. руб., кассовое исполнение – 2 135 540 тыс. руб., неисполнение бюджетных назначений составило 560 840 тыс. руб.
4.4 Из 16-ти профинансированных в 2009 году муниципальных целевых программ кассовое исполнение составило:
— 100% — по 4-м муниципальным целевым программам;
— от 75% до 97% — по 10-ти муниципальным целевым программам;
— менее 51% — по 2-м муниципальным целевым программам.
5. На начало исследуемого периода с 01.01.2010г. по 30.09.2010г. постановлениями Администрации города Сургута было утверждено 10 долгосрочных целевых программ.
5.1 Анализ муниципальных правовых актов, утвердивших ДЦП, показал, что в целом они соответствуют Порядку разработки, утвержденному постановлением Администрации города Сургута 28.03.2008 № 816 «О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут», однако и выявил ряд существенных замечаний по их оформлению. Следует отметить отсутствие единообразного подхода к оформлению ДЦП в части:
— несоответствия содержания паспорта ДЦП и содержащихся разделов;
— механизма реализации ДЦП;
— отсутствия ответственности исполнителей ДЦП.
5.2 Анализ муниципальных правовых актов, утвердивших ДЦП, показал, что в целом они соответствуют действующему законодательству РФ, но выявил несоответствие отдельных программных мероприятий ДЦП, утвержденной постановлением Администрации г. Сургута от 23.03.2009 № 1005 «Об утверждении городской целевой программы «Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета» на 2010 — 2018 годы» и ДЦП, утвержденной постановлением Администрации города Сургута от 22.09.2009 № 3673 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010-2012 годы» полномочиям органов местного самоуправления.
5.3 Анализ муниципальных правовых актов, утвердивших ДЦП, также выявил ряд недостатков при применении программно-целевого принципа и дублирование положений некоторых муниципальных правовых актов.
5.4 Исполнителями 7-ми ДЦП были запланированы бюджетные ассигнования на их реализацию. Департаментом городского хозяйства Администрации города не были запланированы бюджетные ассигнования на реализацию 2-х ДЦП – «Долгосрочная целевая адресная программа муниципального образования городской округ город Сургут по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или аварийным на 2010-2011 годы» и «Долгосрочная целевая адресная программа муниципального образования городской округ город Сургут по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009-2011 годы».
5.5 Объем уточненных бюджетных ассигнований по состоянию на 30.09.2010г. составил 2 821 975 тыс. руб., кассовый план – 1 877 313 тыс. руб., кассовое исполнение – 1 257 030 тыс. руб., неисполнение кассового плана составило 620 283 тыс. руб.
Департаментом городского хозяйства Администрации города не исполнены расходы на реализацию 1-ой ДЦП — «Долгосрочная целевая адресная программа муниципального образования городской округ город Сургут по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или аварийным на 2010-2011 годы».
5.6 Из 9-ти профинансированных по состоянию на 30.09.2010г. ДЦП кассовое исполнение составило:
— 100% — по 2-м ДЦП;
— от 46% до 71% — по 6-ти ДЦП;
— 0% — по 1-ой ДЦП.
6. Выявленные нарушения действующего законодательства РФ и недостатки муниципальных правовых актов свидетельствуют:
— о недейственности Порядка разработки и Порядка оценки, утвержденных постановлением Администрации города Сургута 28.03.2008 № 816 «О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут»;
— об отсутствии методического обеспечения разработки и реализации ДЦП;
— о недостаточной проработке правовых оснований при разработке и утверждении муниципальных правовых актов, утвердивших ДЦП;
— об отсутствии контроля за реализацией ДЦП со стороны кураторов и департамента по экономической политике Администрации города.
Заключение от 16.03.2011г. № 15 направлено Главе города Сургута и в Думу города Сургута.
Председатель Контрольно-счетной палаты М.В. Ольшанникова